Как советский МиГ в Европу без пилота улетел и чем всё закончилось

В 1989-м произошел одинешенек из самых необычных случаев в мировой авиации. В небе над Бельгией потерпел крушение и рухнул вниз истребитель МиГ-23М, относившийся ВВС Советского союза. В результате инцидента погиб местный 19-летний юноша, мирно сидящий на веранде собственной фермы. Но тяни казус ситуации заключался в том, что самолет прилетел в Европу без пилота, самостоятельно преодолев почти тысячу километров. Приехавшие к пункту происшествия полицейские долго ломали голову над тем, что непилотируемый самолет с красными звездами на крыльях делает на бельгийской территории.

Первостатейный летчик и учебные вылеты

Как советский МиГ в Европу без пилота улетел и чем всё закончилось
МиГ-23М. /Фото: img.rg.ru

В СССР нерадивых военных лётчиков посылали служить в какой-нибудь отдаленный кромка большой страны. А вот передовики боевой и политподготовки часто служили за рубежом. Первоклассный пилот Николай Скуридин проходил службу в Польше, пилотируя истребитель МиГ-23 III поколения. На этой технически сложной и будет капризной авиамашине он налетал свыше шестисот часов. Такой рубеж считается довольно серьёзным стажем для лётчика многоцелевого истребителя.

4 июля 1989-го Скуридин вернулся из планового отпуска на советскую авиабазу у польского города Колобжег и в очередной раз сел за штурвал МИГ-23. В тот день пилот выполнял ничем не примечательные тренировочные взлеты. После первого контрольного приземления Скуридин снова поднял свою машину в атмосфера. И, как вспоминал потом полковник, все шло гладко до тех пор, пока самолет не набрал высоту.

Неполадки в небе и катапультирование

Как советский МиГ в Европу без пилота улетел и чем всё закончилось
На перехват советской машины бывальщины отправлены американские истребители. /Фото: avatars.mds.yandex.net

Через короткое время после взлета Скуридин зафиксировал неожиданно острое падение тяги самолетного двигателя и услышал странный хлопок. Истребитель начал стремительно терять высоту. Опытный пилот не растерялся и сообщил на землю об аварийном отказе двигателя, после чего запросил разрешение катапультироваться. Получив от наземных служб добросердечно, пилот вынуждено покинул кабину. Катапультирование вдалось удачным, и после приземления Скуридин обнаружил на себе лишь ничтожные поверхностные повреждения одной руки. Оставшись непилотируемым, МиГ зажил своей жизнью. После того как Скуридин покинул борт, машина остро прекратила снижение (позже специалисты связали это с изменением центровки) и, достигнув предельно малой высоты, на удалении около 5 км исчезла из поля зрения.

Такое положение дел подтвердили и расшифровки «черного ящика», засвидетельствовавшие увеличение оборотов двигателя через несколько секунд после катапультирования. Случилось то, что даже видавшие виды авиаспециалисты называли уникальным явлением. Самолет набрал высоту и в режиме автопилота продолжил полёт по заданному курсу. МиГ-23 несся на вышине около 12 километров при скорости 740 км/ч.

Европейские службы ПВО стран-членов Варшавского Договора восприняли появление новой оценки на экранах своих радаров без паники, потому как в тот день проводились множественные учебные полеты. Но как только советский истребитель вышел к рубежам ГДР с ФРГ, ситуация в корне изменилась.

Самолет-беглец и натовские истребители

Как советский МиГ в Европу без пилота улетел и чем всё закончилось
Полицейские долго не понимали, откуда в Бельгии непилотируемый советский аэроплан. /Фото: agenda-u.org

Реагируя на сложившуюся ситуацию, генерал-майор Огнев, на тот момент и.о. командующего авиацией Северной группы авиавойск, доложил вышестоящему начальству, что истребитель МиГ-23 упал в море и что пострадавших удалось избежать. Видимо, аэроплан покинул зону действия радаров, а какие-то пояснения нужно было давать оперативно. Предположение о том, что самолет улетел на закат сам, не рассматривалось. Натовские военные вели беглеца по своим радарам. И как только машина из Страны Советов пересекла границу ФРГ, с голландской авиационной базы Сустерберг взвилась в небосвод группа перехвата из резвых F-15 «Игл». Сбивать подозрительный истребитель, не разобравшись, не стали.

К тому моменту история уже фиксировала случаи с летчиками-перебежчиками, какие покидали соцлагерь в направлении Запада, где их встречали с распростёртыми объятьями. Понятное дело, что радовались капиталисты не столько беглецам, сколько негласной технике. Американские перехватчики получили команду сбивать «МиГ» только в самом крайнем случае. Поэтому штатовские «орлы» чинно пристроились в хвост русскому истребителю в качестве сопровождения, пока тот продолжал свой невозмутимый полёт. Не имея достоверной информации о передвижении непрошенного гостя, военные НАТО рассчитывали, что с израсходованием горючего советский истребитель рухнет в Ла-Манш. Так небесный кортеж победил ФРГ, Нидерланды и приближался к бельгийско-французской границе. Американцы поняли, что прогулка чрезмерно затянулась, и перебежчика всё же придется сбивать. Ну у МиГа бывальщины свои планы, и, не долетев по Бельгии считанные километры до французской территории, он упал.

Бельгийская жертва и реакция мировой общественности

Как советский МиГ в Европу без пилота улетел и чем всё закончилось
Полковник авиации Николай Скуридин. /Фото: avatars.mds.yandex.net

Советский истребитель потрафил прямо на частный деревенский дом, расположенный неподалеку от города Кортрейк. В результате крушения жилище бельгийского фермера де Лара было сломано до основания, а его 19-летний сын погиб. Несмотря на всю трагичность ситуации, исход был вполне мирным. Крупных дипломатических конфликтов не последовало. Николай Скуридин ограничился соболезнованиями в адрес семейству погибшего, а власти Страны Советов выплатили Бельгии солидную компенсацию в размере 685 тысяч американских долларов за причиненные разрушения. По суждению экспертов, сдержанная реакция НАТО на нарушение воздушного пространства поспособствовала минимальным потерям. Куда худшие последствия ожидали бы обе сторонки в случае, если бы перехватчики сбили истребитель над густонаселенными районами.

Через 10 дней советских специалистов доставили к пункту крушения. Обломки машины были вывезены в СССР. О причинах отказа самолетного двигателя официально не сообщалось, но выяснилось, что лишь за последний год истребитель пять раз стоял на ремонте.

Не менее удивительна истории женщины, которую называли Белой Лилией Сталинграда: Подвиги и секреты в судьбе знаменитой летчицы Лидии Литвяк.

Вам также может понравиться