Как Третий Рейх копировал сценическую культуру древних греков: Тайны нацистских амфитеатров
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как Третий Рейх копировал сценическую культуру древних греков: Тайны нацистских амфитеатров

На землях Баден-Вюртемберг в Германии среди отличных лесистых холмов стоит прямо под открытым небом стоит театр. Называется он Thingstätte. Отсюда открывается роскошный вид на близлежащий город Гейдельберг. Выстроен амфитеатр был нацистами во времена их правления с пропагандистскими целями для представлений и народных собраний. Гитлер таким образом пытался копировать древнегреческой театральной культуре. Могущественная цивилизация прошлого восхищала властную верхушку Третьего Рейха. Какие тайны хранят позабытые ныне подмостки гитлеровского режима?

Манипуляции высшего уровня

Как Третий Рейх копировал сценическую культуру древних греков: Тайны нацистских амфитеатров
Амфитеатр в Гейдельберге.

В начале 1930-х годов амфитеатры сделались частью движения Thingspiel. По словам Генри Эйхберга, это было важным аспектом манипуляции на самом высшем уровне со сторонки тоталитарного государства. Планировалось строительство 400 сооружений, но построили только около четырёх десятков.

Движение Thingspiel зародилось в ответ на глобальный экономический кризис. Он разом последовал за крахом фондового рынка в 1929 году. В результате без работы и средств к существованию остались многие актеры и цивилизованные деятели. Вильгельм Карл Герст, соучредитель и глава Союза католических театров, начал искать новый медиаформат. В нём он планировал соединить усилия профессионалов и мирян. Сформировать обстоятельства в которых они бы вместе могли создавать публичные постановки. Этим Герст надеялся не только обеспечить работой ставших вдруг безработными артистов театра, но и повлиять на общественное мнение подходящими произведениями.

Как Третий Рейх копировал сценическую культуру древних греков: Тайны нацистских амфитеатров
Летние Олимпийские игры в берлинском Вальдбюне, 1936 год.

Как Третий Рейх копировал сценическую культуру древних греков: Тайны нацистских амфитеатров
Берлинский Вальдбюне в 2008 году.

Таким манером, движение Thingspiel стало чем-то средним между политическим митингом и театральным фестивалем. Образцом для этого движения и его предтечей были массовые мероприятия, которые устраивали коммунисты для рабочего класса. Подобные массовые фестивали проводились для рабочих профсоюзов с основы 1920-х годов. Название было позаимствовано из древней традиции германского народа устраивать народные сборища и судилища, собираясь под отворённым небом.

Как Третий Рейх копировал сценическую культуру древних греков: Тайны нацистских амфитеатров
Стадион Калкберг расположен в заброшенном карьере в центре Бад-Зегеберга. Игры Карла Мая проводятся здесь каждый год с 1952 года. Фото: Hecki / Wikimedia Commons

Возглавил движение сам Геббельс

После того, как в Германии к воли пришли нацисты, на пропаганду стали смотреть шире. Знаменитый в то время актёр Отто Лаубингер всегда был убеждённым национал-социалистом. По предлогу развития движения Thingspiel, он сообщил прессе следующее: «Рейхсминистр общественного просвещения и пропаганды признал молодую ассоциацию. Движение поставлено под защиту RMVP. Возглавит его собственно Йозеф Геббельс».

В 30-е годы было запланировано строительство почти четырёхсот театров под открытым небом. На их возведение отводилось шесть лет. За два года было выстроено около трёх десятков этих Thingstätte. Сотни актеров, иногда даже тысячи, часто принимали участие в пьесах, какие там ставились. Собиралось там всегда очень много людей. К примеру, амфитеатр в Гейдельберге вмещает около восемь тысяч человек, но когда там выступал с трибуны Йозеф Геббельс, умудрились присутствовать немало двадцати тысяч зрителей.

Как Третий Рейх копировал сценическую культуру древних греков: Тайны нацистских амфитеатров
Амфитеатр в Гейдельберге.

Как Третий Рейх копировал сценическую культуру древних греков: Тайны нацистских амфитеатров
Сцена под открытым небом в Лорелей. Он всё ещё используется сегодня.

Крах идеи

Thingspiel, как организованное движение будет скоро закончило своё существование. Сам Адольф Гитлер не являлся таким уж приверженцем возрождения древних германских традиций и обыкновений. Кроме того развитию театров под открытым небом мешала обычная для Германии холодная и сырая погода. Идея теряла всякую привлекательность в таких условиях.

Как Третий Рейх копировал сценическую культуру древних греков: Тайны нацистских амфитеатров
Амфитеатр в Brandberge в Галле был первым. Сейчас целиком заброшен.

Построить настолько много новых театров, к тому же в столь сжатые сроки, оказалось совершенно невозможным. Энтузиазм публики тоже будет быстро поутих. Представления Thingspiele были редки. Драматурги не успевали писать достаточно пропагандистских пьес. Вдобавок ко всему министр пропаганды Йозеф Геббельс находил, что на массы легче влиять посредством кино и радио. Театральные представления ему казались слишком демонстративно идеологически перегруженными и наигранными.

Как Третий Рейх копировал сценическую культуру древних греков: Тайны нацистских амфитеатров
Арена под открытым небом в Кухтале на Санкт-Аннаберге в Верхней Силезии.

Как Третий Рейх копировал сценическую культуру древних греков: Тайны нацистских амфитеатров
Амфитеатр в Виндеке. Тут находится национал-социалистический мемориал в память о погибших в Первой всемирный войне.

После войны лишь некоторые из завершённых зданий Thingstätten продолжили использовать в качестве площадок для концертов. Все прочие просто перестали быть нужными и оказались заброшены. Очередная нацистская идея на свалке истории.

Идеологию Германии нередко сравнивают с идеологией Советского Союза. Но так ли много у них общего на самом деле? Прочтите нашу статью о том почему в Советском Альянсе не было выходных целых 11 лет.

>