Как в 1950-м году американские пилоты разбомбили советский аэродром
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как в 1950-м году американские пилоты разбомбили советский аэродром

Как в 1950-м году американские пилоты разбомбили советский аэродром

Согласно официальной историографии боевые столкновения советских и американских летчиков в годы Холодной брани происходили исключительно в небе третьих стран. Это ошибочное мнение. В 1950-м году на территории Дальнего Востока произошел инцидент, во пора которого два американских истребителя-бомбардировщика безжалостно расстреляли советский аэродром, а затем безнаказанно вернулись на свою базу…

Ошибка или лукавый расчет

Как ни странно, сегодня об этой истории практически забыли, хотя она поражает наглостью и беспринципностью американских пилотов. При этом детали конфликта очутились настолько неудобными для руководства обеих стран, что о них старались не говорить на протяжении более полувека. В то же время самое удивительно заключается в том, что косвенным виновником конфликта можно считать войну в Корее, во время которой США поддерживал силы юга полуострова, а СССР совместно с Китаем норд страны. Основные сражения между СССР и США во время корейского конфликта 1950-х годов развернулись между военными пилотами обеих стран. При этом если берега США находились достаточно далеко от места боевых действий, то до границы с СССР было, как говориться «дланью подать». Данное обстоятельство и позволило произойти инциденту, случившемуся 8 октября 1950 года. Два истребителя ВВС США F-80C «Шутинг Стар» пересекли государственную рубеж СССР и углубились более чем на сто километров вглубь страны. Вскоре на их пути появился военный полевой аэродром «Сухая речка», размещённый в 165 километрах от Владивостока. Американские истребители будто только этого и ждали. Они совершили два боевых захода, во время каких безжалостно расстреляли находящиеся на земле самолеты Р-63 «Кингкобры», полученные Советским Союзом в лизинг. Согласно официальным этим шесть самолетов получили существенные повреждения, а один сгорел полностью. В то же время пилоты и технический персонал советского аэродрома в воспоминаниях, опубликованных в прессе, не однократно ратифицировали, что американцами было уничтожено более двадцати самолетов. При этом факт повторного захода для атаки, полностью исключает промах пилотов, которые прекрасно видели, в кого стреляют.

Сколько мы вам должны?

Самое неприятное в данной истории состоит в том, что янки никто даже не попытался дать отпор. Командир полка полковник В.И. Савельев на момент инцидента отсутствовал на территории аэродрома, а его заместитель подполковник Н.С. Виноградов распоряжения об ответной атаке своевременно не отдал. Впоследствии оба военных предстали перед трибуналом и были понижены в должностях. Тем не менее, подобная нахальная провокация не могла остаться без ответа и международного обсуждения. Американцы это прекрасно понимали и уже на другой день 9 октября 1950 года самостоятельно в ООН возвысили вопрос о том, в какую сумму СССР оценивает нанесенный ущерб, который США готовы немедленно компенсировать. Причем Президент США Гарри Трумэн собственно извинился перед руководством СССР, полностью признав вину своих летчиков.

В качестве наказания был отправлен в отставку командующий ВВС США, а пилоты дисциплинарно наказаны. Тем не немного, несмотря на официальные извинения, оправдания американцев выглядели крайне нелепо. По их заявлению, пилоты просто заблудились в сильной облачности и по промаху залетели на территорию СССР. Когда они увидели под собой аэродром с самолетами, на которых красовались звезды, они приняли их с северокорейские военные машины и только поэтому атаковали. Однако, по мнению советских летчиков, данные объяснения не выдерживают никакой критики. Погода над аэродромом в момент штурмы стояла солнечная, а отличить опознавательные знаки самолетов СССР и КНДР смог бы даже ребенок, не говоря о военных пилотах. Тем не менее, извинения на самом высоком уровне были принесены, ущерб компенсирован, а сам скандал поспешили замять.

В то же время советские пилоты были уверены, что инцидент на «Сухой речке» оказался своеобразным эмоциональным ответом СССР от американцев за потери ВВС США в Корее. Желая в пользу американской версии можно привести тот факт, что уже в двухтысячных годах западные журналисты нашли одного из двух американских пилотов, атаковавших «Сухую речку». Пожилой человек, подтвердил, что их самолеты, подлинно, заблудились в низких облаках, висевших в пограничных районах СССР, и по ошибке атаковали русский аэродром, вместо запланированного северокорейского аэропорта Чхонджин. Произнести утвердително так это или нет, сегодня уже невозможно, но после инцидента на «Сухой речке» на приграничных военных аэродромах было введено круглосуточное дежурство пилотов, чтобы в случае аналогичной «промахи», американских летчиков вернуться домой они бы уже не смогли.

>