Как в СССР желали создать сверхчеловека
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как в СССР желали создать сверхчеловека

В начине XX века, особенно после Первой мировой войны, Европу захватила новая научная страсть: учение об улучшении человечьей породы — евгеника (ευγενής — благородный). В ту интереснейшую экспериментальную в разных человеческих делах эпоху эта дисциплина была многими зачислена на ура, а многими, как мы знаем, даже и начала реализовываться.

Основные даты отечественной евгеники

В 1920 году в Москве в Институте Экспериментальной Биологии на Сивцевом Вражке был организован Отдел евгеники, а вскоре на его базе основано Русское Евгеническое Общество. Отцом-основателем и основным идеологом отдела стал руководитель института, сын бухгалтера меховых королей Сорокоумовских из старообрядческой среды Николай Кольцов – авангардный биолог, он, как пишут его коллеги, «первым разработал гипотезу молекулярного строения и матричной репродукции хромосом («наследственные молекулы»), предвосхитившую главнейшие принципиальные позы современной молекулярной биологии и генетики и первым из русских учёных привнёс физико-химический метод, вошедший в набор основных методов биологических изысканий».

В 1922 году под редакцией Кольцова вышел «Русский Евгенический Журнал». В Петербурге той же работой занялось Бюро по Евгенике в Непрерывной Комиссии по изучению естественных производительных сил СССР при Российской Академии Наук. Оно занялось обычной ныне антропологической и генетической трудом и пропагандой: «изучением вопросов наследственности специально в приложении к человеку путем устройства анкет, обследований, экспедиций и т. д.; распространением в размашистых народных массах сведений о законах наследственности у человека и о целях и задачах евгеники путем издания популярных книг, брошюр, конструкции публичных лекций и т. п.; подачей советов евгенического характера желающим вступить в брак и вообще всем интересующимся собственной наследственностью.

HomoCreator

Программный труд основателя русской евгеники Николая Кольцова – «Улучшение человечьей породы» — вышел в 1923 году. Главная идея труда в том, что надо создавать новый тип человека – человека созидающего – HomoCreator. Что веселит, ученый не предлагает никого стерилизовать, помещать в концентрационные лагеря, психбольницы и отстреливать. Он ратует за поддержку самых талантливых производителей, основывая для них благоприятную среду. А главной опасностью для развития добрых генов русского человека он считал ограничение рождаемости.

Николай Кольцов: «Этот новоиспеченный человек – сверхчеловек, «Homo creator» – должен стать действительно царем природы и подчинить ее себе силою своего рассудка и своей воли. И если при этом он не всегда будет чувствовать себя счастливым, будет порою страдать ненасытимой жажды все новоиспеченных и новых достижений, все же, я полагаю, эти страдания святого недовольства – невысокая цена за ту мощь и за кипучую работу, которые выпадут на его часть.

Лучший и единственно достигающий цели метод расовой евгеники, это – улавливание ценных по своим наследственным свойствам производителей: физиологически сильных, одаренных выдающимися умственными или нравственными способностями людей и постановка всех этих талантов в такие условия, при каких они не только сами могли бы проявить эти способности в полной мере, но и прокормить и воспитать многочисленную семью, и притом непременно преимущественно в сравнении с людьми, не сходящими за среднюю норму.

Ни война, ни революция не имеют такого пагубного значения для евгеники, как явление, в скрытом бескровном виде подтачивающее здоровье нации и человечества: это – сознательное ограничение потомства, обыкновенно распространяющееся в народе постепенно и на первых порах едва заметное».

Остановить вырождение

Биолог и генетик Юрий Филипченко находил, что для предотвращения вырождения русской расы, выражающейся в увеличении разных психопатологий и генетических болезней, нужно вместо естественного отбора использовать ненастоящий. Это и есть главная задача евгеники, по его словам. При этом он разделял евгенику на поощрительную – это отбор и поддержание лучших людей, и негативную – запрет на размножение неудачных особей. «Отрицательный подбор применить к человеку в конце концов не так уже трудно, если прибегнуть для этой мишени к тому достаточно мощному принудительному аппарату, которым располагает всегда государственная власть, и удержать от размножения нежелательные элементы общества при поддержки известных законов или иным более действительным путем». Филипченко ставил в пример Америку, где во многих штатах стерилизация как основной путь евгеники, уже тогда применялась.

Юрий Филипченко: «Каждое человеческое существо имеет право на свою долю собственного счастья, но не каждый имеет право быть отцом или матерью. Эта точка зрения иногда вызывает сильный протест, но это объясняется лишь нашим недостаточным знакомством с законами наследственности, почему так неотложно необходимо просвещение широких народных масс о всей глубине и мочи последних».

Математик – евгенист Карл Пирсон (1857 – 1936): «Интеллигентный средний класс есть позвоночный столб нации; из него сходят мыслители, вожди, организаторы последней. Члены этого класса не растут, как грибы, но представляют собой продукт длинного процесса подбора наиболее росло одаренных и приспособленных в интеллектуальном отношении членов общества… Здоровое общество должно бы было иметь свой максимум плодовитости в этом классе, между тем, что же мы находим в реальности? Прогрессивное понижение рождаемости в среднем классе; сильное движение в сторону бессемейной жизни или ограничение размеров семьи, захватывающее лишь интеллигентные классы и аристократию ручного труда! Воздержание и ограничение могли бы быть в высшей степени положительным социальным фактором, если бы они в первую башку уменьшали плодовитость неприспособленных; но если они начинаются с противоположного конца, они более чем бесполезны, они национально разрушительны по своим последствиям. Недостача талантливых людей в момент кризиса есть худшее из зол, могущих постигнуть нацию. Сидя спокойно на месте, без всякой внешней войны, нация может вырождаться и обессиливаться просто потому, что она дает полный простор половому подбору и не культивирует своих лучших членов».

Коммунизм и стерилизация!

Евгенист Михаил Волоцкий весьма хотел легализовать стерилизацию. Он внимательно изучал опыт пионеров практической евгеники из американского штата Индиана.

Из индианского закона о стерилизации: «Так как наследственность играет в высшей степени значительную роль в передаче преступности, идиотизма и врожденного слабоумия, то общее собрание штата Индиана постановляет, чтобы каждое государственное учреждение, какому вверено попечение о закоренелых преступниках, идиотах, насилователях и слабоумных, назначило, в дополнение к местному врачу учреждения, еще двух многоопытных врачей. На обязанности этой комиссии будет лежать обследование, совместно с главным врачом учреждения, психического и физического состояния тех из узников, которые им для этой цели будут передаваться врачом или административным советом данного учреждения. Если по мнению означенной комиссии экспертов и административного рекомендации, будет признано недопустимым, чтобы такой заключенный имел потомство, а его физическое и психическое состояние будет признано, как не подающее чаяния на улучшение в будущем, то врачам вменяется в обязанность совершить для предотвращения деторождения такую операцию, какая будет признана наиболее неопасной и действительной».

Михаил Волоцкой: «При оценке метода половой стерилизации будем прежде всего иметь в виду, что производство операций никоим манером не должно и не может преследовать какие-либо карательные цели. В самом деле, кому может придти в голову за что-то карать таким удивительным образом тех несчастных, при том же по большей части уголовно-невменяемых субъектов, как душевнобольные, слабоумные, идиоты, имбециллики и т. п., против которых главным манером направлена эта мера. Наоборот, естественно, что мы должны делать все от нас зависящее, чтобы чем-нибудь улучшить их положение, но в то же время из евгенических и этических соображений не имеем права допускать дальнейшего созданья ими потомства. Не достигаем ли мы и того и другого посредством своевременно произведенной совершенно безопасной и даже безболезненной операции? Однако все эти соображения совсем игнорируются критиками индианской идеи, которые упорно продолжают видеть в производстве операций лишь грубый «акт жестокого возмездия».

Сокращение психически нездоровых

Это была одна из ключевых задач евгеники с момента ее появления, поскольку с одновременным развитием психиатрии число психически нездоровых естественно выросло, потому что их научились различать. И вот русский психиатр Виктор Осипов предложил свою радикальную систему избавления от психбольных: побольше абортов, интернатов и иных государственных мероприятий. Но главным и сейчас актуальным предложением ученого был запрет алкоголя.

Виктор Осипов: «Проведение запретительной системы по касательству к спиртным напиткам; энергичная борьба с распространением сифилиса; широкое развитие дела лечения и призрения душевнобольных, эпилептиков, идиотов и умственно-отсталых, хронических алкоголиков и наркоманов вообще; законодательное запрещение супружеств между кровными родственниками, браков с душевнобольными, слабоумными, тяжелыми дегенератами, хроническими алкоголиками и наркоманами (до их излечения), эпилептиками, сифилитиками (при условии недостаточного лечения сифилиса и ближнего ко времени заключения брака заражения); охрана здоровья беременной и кормящей грудью женщины».

Длинноголовые против круглоголовых

Антрополог Виктор Бунак выпустил в районы евгеники интересную статью о влиянии войны на антропологический состав общества. Он указал, что во всех войнах процент убитых и раненых из командного состава рослее, чем рядовых солдат, и поэтому война имеет следствием отбор в пользу менее культурных слоев общества. «Не к сокращению одного народа на счёт иного ведет война, — пишет Бунак, — а к замещению в среде самого народа, одинаково как побежденного, так и победившего, одного расового элемента иным. Следует сказать: замещение не «расовых» элементов, а «наследственных», гигиенических и психических, оставляя вопрос – об отношении последних к расовым – отворённым». Война, по мнению Бунака, является несомненным фактором отбора, сокращая более сильные в физическом и психическом отношении образа и способствуя увеличению типов, менее сильных в этих отношениях.

Виктор Бунак: «Этот сокращающийся в численности элемент характеризуется долгой формой черепа и состоит, видимо, в значительной степени из представителей так называемой «северной» расы. Одновременно он же является носителем духа предприимчивости, собственной и социальной энергии, а также и большой умственной силы. На этом основании некоторые крайние представители этого течения рассматривают всю историю, политическую или социальную, как оборот борьбы двух главных расовых типов Европы: длинноголового – северного и широкоголового – альпийского. Эти типы, смешанные в различных пропорциях в народонаселениях всех стран Европы, определяют своими взаимоотношениями их историю и культурный прогресс. Сокращение численности длинноголовых блондинов, являющихся творцами всей европейской цивилизации, и представляет собой неизбежное следствие их высоких психических качеств и огромной энергии. Жертвы своего благородного призвания – они погибают и уступают место представителям другого расового типа, характеризующегося посредственностью в своих психических качествах».