В наши дни дамы так и не смогли прийти к единому мнению – должен ли муж присутствовать на родах или нет. Да и мужчины относятся к этому по-разному. А в старые времена на Руси альтернативы у пап семейства не было – мужчины участвовали в родах. Правда, более активно, чем в наши дни. Мы собрали несколько интересных старинных традиций из различных регионов России.
Как на Руси относились к беременным
В старину на Руси беременную женщину всегда окружали особой заботой и относились с почтением. Даже самый суровый муж и самая сварливая свекровь в это время не придирались к женщине, отстраняли её от тяжёлой и грязной работы, а за столом отдавали лучший кус.
Стоит сказать, что до 18-го века акушерство и гинекология в России были развиты слабо в сравнении с Европой. В языческие времена беременные дамы обращались за помощью к богам, приносили им жертвы и практиковали различные заклинания. А ещё верили в чудесную помощь растений. Самым мощным оберегом считалась одолень-трава. Сегодня точно не известно, что это за растение. Некоторые этнографы считают, что это зверобой, другие – что речная кувшинка, а третьи уверены, что это молочай.
Когда Россия сделалась христианской, ситуация изменилась не радикально. Беременная женщина могла рассчитывать разве что на помощь старшей в роду женщины и повитухи. Повитухой была пожилая дама, как правило, вдова и обязательно та, у которой есть свои дети. В старинных летописях есть такие слова: «Девица, желая и престарелая, повитухой быть не может. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не вечно в живых будут…» Повитуху обязательно приглашали на трудные роды. Она перевязывала пуповину, парила роженицу в бане и в первые дни бегала за малышом.
В Домострое говорилось: «Врачеваться следует Божией милостью, да истинным покаянием, да благодарением, и прощением, и милосердием, и нелицемерной влюбленностью ко всем». О докторах ни слова! И при этому женщины на Руси продолжали верить в приметы из язычества. Кстати, современная медицина правоту кой-каких поверий лишь подтверждает, как это ни странно.
Суеверия, связанные с беременностью, с которыми согласна современная медицина
Беременной нельзя закидывать ногу за ногу. Современные врачи придерживаются такого же мнения из-за высокого риска развития варикоза.
Беременная не должна кушать второпях и тайком. Согласитесь, это логично. Принимать пищу таким образом женщина будет, если хочет съесть что-то запрещенное, например, еду, которая может вызвать аллергию. Да и если есть второпях, пища плохо усваивается. И всё это вредно для ребёнка.
Беременная дама не должна присутствовать на похоронах, драках, скандалах, смотреть на пожары и уродства. Современные врачи согласны – будущей маме противопоказаны любые негативные эмоции. А ещё беременным женщинам запрещали пьянствовать и злословить.
Беременной женщины нельзя спать на спине и поднимать руки. Медики согласны – на запоздалых сроках это может вызвать преждевременные роды.
Кстати, до наших дней дошли и такие суеверия, которым разумное объяснение ныне подобрать сложно. Так, почему будущая мама не может сама подготовить приданное новорожденному? Или почему беременной женщине запрещено шить и вязать?
Как на Руси мужчины участвовали в родах
Как уже говорилось выше, в старину о беременной заботились и старались, чтобы и сама беременность и роды минули как можно легче. Правда, сегодня некоторые обряды, с этим связанные, могут показаться весьма забавными.
Рождение малыша и в древность было радостным событием.
Так, на протяжении нескольких месяцев до предстоящих родов будущий отец носил специальную рубаху. Чем пуще она занашивалась и чаще стиралась – тем мягче становилась. Этого и добивалось. В день родов мужчина надевал эту самую рубаху. Повитухе он, разумеется, не помогах. Но как только на свет появлялся малыш и она обмывала его чистой водой, отец принимал его в рубаху, снятую с себя, заворачивал и содержал на руках, пока повитуха заканчивала все дела с роженицей. Считалось, что так возникает родовая связь между отцом и детьми.
В кое-каких регионах было распространенно и участие мужчины в подготовке жены к родам: он сам умывал ей лицо, развязывал пояс, распускал волосы.
Почиталось, что муж может облегчить родовые боли и страдания жены. Для этого мужчина надевал на себя что-то из одежды жены и катался по полу со слезами и стонами. Как бы рожал совместно с женой. Был и другой обычай связанные с этим – когда начинались схватки, мужчина подходил к жене и долго не мигая глядел ей в глаза. Люди верили, что именно через глаза можно забрать часть боли. А потом бежал к реке умываться, чтобы после подальше унёс боль, или в лес, чтобы выкричаться.
Если рождался мальчик, то отец должен был перегрызть пуповину. Отказаться он попросту не мог – считалось, что если он этого не сделает, то лишит своего сына силы и защиты рода.
Если рожала женщина тяжко, мужчину просили снять с себя портки и вывернуть их. Причём в это время он должен был находится рядом с роженицей.
Нужно произнести, что происходило так далеко не во всех русских регионах. В некоторых считали, что роды – это женское сакральное таинство, к которому нельзя допускать мужей. И только после родов повитуха давала новоявленному отцу солёный да перчёный ломоть хлеба, который он должен был съесть целиком, чтобы осознать, каково пришлось его жене в беременности и родах.
Повивальный институт в России
Повитухой на Руси могла сделаться далеко не каждая женщина.
Детей в русских семьях в старину рождалось много во всех семьях – и в крестьянских, и в боярских. И роды не воспринимались, как нечто чрезмерное – пополнению радовались, смерть младенца воспринимали со смирением. Первая же попытка навести порядок в родовспоможении была предприняла лишь в конце 16-го века.
И хотя сегодня про царя Ивана Грозного вспоминают, как правило, в негативном ключе, именно он создал первоначальный Аптекарский приказ – первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, в том числе и родовспоможением. Тогда определили, что мужчины не могу заниматься акушерством, а роды принимают повитухи. Тогда ещё у помощниц при родах не было никакого образования, они руководились знаниями, передающимися из поколения в поколение.
Детей в русских семьях было много.
Ситуация изменилась только с лёгкой длани Петра I. В середине 18-го века в России появились «повитухи с дипломом» – были открыты специальные повивальные школы и институты. По сути в это пора «повивальная бабка» уже была акушером гинекологом с высшим образованием. А ещё были «сельские повивальные бабки» – это уже среднее специально образование, и «повитухи», о каких бы сегодня сказали «заочницы». Их работа уже строго регламентировалась.
Во время правления Петра I мужчин-лекарей начали допускать к роженицам. А русских лекарей, по указу императора, обучали медики из Европы. К тому же молодёжь получила возможность получать образование за рубежом, в том числе и медицинское.
А сквозь некоторое время и в России появились школы «для медической и хирургической практики», постепенно наладилось акушерское образование. Появилось первое пособие «Как даме в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит», первые учебники для будущих акушеров-гинекологов и первые талантливые российские ученые. Но это – новоиспеченная страница в истории родовспоможения в России, которая заслуживает отдельного рассказа.