Одним из наиболее значимых культурно-политических событий на Руси сделалось Крещение. Киевский князь Владимир Святославович в 10 веке принял решение крестить Русь. Но процесс христианизации с постепенным уходом от языческой веры инициировала ранее княгиня Ольга. Решением одного правителя было определено направление развития крупного государства на тысячи лет вперёд. Необходимо заметить, что на переход именно в христианство князь решился не сразу. Он потратил массу времени на анализ всех доступных на тот момент «всемирных» религий. Историки, опирающиеся на информацию из летописей, утверждают, что Киев даже был в шаге от мусульманства.
Зачем понадобилась новая вера
Дохристианская вера не справлялась с новой консолидирующей задачей. /Фото: avatars.mds.yandex.net
Во времена правления Владимира государство Киевская Русь достигло своего света, охватывая обширнейшие территории и практически не имея мощных врагов-соседей. Русь превратилась в авторитетную силу на востоке Европы, и князь собирался сплотить вверенное ему население. Помочь ему в этом могла единая вера. Историк Б.Греков говорит о первоначальных попытках Владимира Святославича создать на основе языческого пантеона богов новоиспеченную религию. Ведь отживающее язычество с объединяющим началом не справлялось и не помогало предотвращать распад массивного племенного союза с Киевом во главе. Тогда Владимир сделал ставку на монотеистические веры.
Помимо сакральных мотивов, такое решение, конечно же, определялось задачами сугубо политическими. Князь рассчитывал на дружеские союзнические взаимоотношения с довлеющей в тогдашнем вселенной Византией, что было возможным с принятием христианства Древнерусским государством. Важную роль в крещении Руси, по мнению историка М. Покровского, сыграл верхний слой древнерусского общества — князья и бояре. Представители элиты брезгали старославянскими обрядами, в духе модных заморских веяний выписывая себе с греческими шелковыми тканями греческие обряды и даже греческих попов.
Какие религии рассматривались князем
Князь Владимир ответственно подошел к выбору религии. /Фото: content-16.foto.my.mail.ru
Владимир не торопился с решительным решением в выборе той или иной религии для своего государства. Эти искания названы в истории «выбором веры». Выбор у князя был что ни на кушать богатый. Примкнуть можно было к хазарскому иудаизму, исламу из Волжской Булгарии, изучалось римское христианство и его византийская версия. Если опираться на «Повесть преходящих лет», то в процессе анализа особенностей верований Владимир отправил доверенных лиц изучить строение богослужений в каждой из этих религий.
Параллельно к князю прибывали представители различных исповеданий, пытаясь «сманить» его в свой лагерь. Иудаизм оттолкнул Владимира опасениями потери отечественных традиций. А вот ислам князь учил максимально тщательно и детально, в какой-то момент склоняясь именно к этому выбору. Но по легенде отверг мусульманское будущее из-за запрещения употребления вина. «Руси веселие есть пити», – изрек Владимир Святославович и навсегда вычеркнул ислам из перспектив.
Сосуществование христианства и идолопоклонства
Долгое время язычники и христиане существовали параллельно. /Фото: i.obozrevatel.com
988 год, по мнению сегодняшних историков, лишь условно можно находить датой крещения Древнерусского государства. Религиовед Н.Гордиенко приписывает этому временному отрезку обращение в христианство лишь киевлян. Это сделалось точкой отсчета для растянувшегося на годы и достаточно болезненного процесса примыкания к новой вере всех жителей Руси. Новоиспеченная религия приживалась долго и неустойчиво. Христианство скорее сосуществовало с язычеством в Киевской Руси после крещения. По этой вину некоторые историки используют термин «двоеверие». Именно так выглядела сложившаяся ситуация, когда христианство уже приняли, а язычество оставалось ближним и привычным.
Наблюдалась даже некая консолидация, слияние соседствующих религий. К 13 веку, будучи крещеными в нескольких поколениях, люд продолжали соблюдать старые языческие обряды. Обычным делом было верить в домовых, обращаться к языческим богам в этапы неурожая. «Повесть временных лет», описывая события того периода, свидетельствовала, что русские люди христиане лишь на словах.
Меры по войне с язычниками
Укрепление христианства после обряда Крещения было делом времени. /Фото: im0-tub-ua.yandex.net
Сражаясь за укрепление христианства в общенародной среде, правительство и духовенство предпринимали целый комплекс практических мер. Все новые церкви строились на местах разрушенных капищ, наглядно заменяя христианством старую веру. Людям было важно приходить к привычным местам поклонения и вид монументальной церкви подсознательно воспринимался как непререкаемая мочь христианской веры.
Имел место и тот факт, что язычники верили в способность того или иного божества себя защищать. При облике мирно возвышающейся церкви на месте разрушенных идолов вчерашняя уверенность невольно подтачивалась сомнениями. Следующим шагом сделалась ликвидация волхвов со жрецами. Их попросту отлавливали и порой даже казнили. Управители христианской церкви на Руси нередко силою подавляли попытки неугодной религиозной самоорганизации, опираясь на поддержку дружины.
Но грубо победить язычество оказалось невозможно, так как вера сложно отделялась от традиций и общенародного быта. Мудрые церковники решили накладывать новую веру на привычный жизненный уклад. Календарь подстраивался под давние праздники, делались доступные пояснения, популярны даже случаи подмены святых. Образованные священнослужители сотрудничали друг с другом ради объединяющей цели и шли на некоторые лукавства, что отражено в переписках духовенства.
Дети из знатных родов принимались на обучение грамоте при христианских церквях, где, разумеется, параллельно преподавали закон божий. Кроме этого, в тот этап дружина представляла собой нечто вроде идолов поп-культуры. Молодёжь стремилась соответствовать их примеру и с готовностью пополняла христианские линии. А новые завоевания христианских правителей поступательно распространяли христианство на территории соседних племен. Так что упрочение позиций новой веры оставалось лишь делом времени.
Вопросы веры – достаточно серьёзные. Иногда из-за них человек отказывался от имени, этого при рождении, и принимал новое.