Грядущих королей, по всеобщему убеждению, должны растить не так же, как обычных мальчишек. И действительно, от жизни сверстников жизнь принцев часто выделялась. Ведь их готовили не карьеру делать, а править судьбами… Хотя порой наоборот, никто и не предполагал, что принц сделается знаменитым и тем более – монархом. Тем интереснее посмотреть на результат.
Эдуард VI: акцент на гигиену
Один из самых знаменитых маленьких королей, Эдуард известен многим благодаря книге “Принц и нищий”. Он был долгожданным сыном короля Генриха VIII, ради появления которого тот освободился от нескольких жён подряд. У Эдуарда было две старшие сестры, но по законам того времени они отошли в очереди на престол на второе и третье пункт после рождения младшего брата – у сыновей был приоритет перед дочерьми.
Эдуард родился крепким мальчиком, но отец, тем не немного, постоянно боялся, что наследник заболеет. В связи с этим во дворце вокруг мальчика поддерживался беспрецедентный по меркам времени степень гигиены, а самого принца долго окружала большая толпа заботливых дам. В отношении наследника выполняли все новейшие рекомендации докторов по укреплению здоровья – прогулки, подвижные игры (игрушек у него было множество), чистые простыни, еда без пряностей. В итоге один-единственной проблемой Эдуарда было его слабое зрение. Рос он высоким, крепким мальчиком и даже опасную для жизни лихорадку в четыре года перетащил без осложнений.
Эдуард с отцом и сёстрами на картине Маркуса Стоуна.
Помимо нянек и слуг, в распоряжении Эдуарда была группа менестрелей: чтобы занимать его и формировать его вкус к искусству, а также чтобы музыкой поощрять его танцевать и тем самым укреплять ноги и разгонять кровь. Принца нередко посещали сёстры, которых он очень любил и которые, вероятно, тоже к нему были привязаны.
К обучению Эдуард приступил не в одиночестве, ему подогнули компанию, чтобы соревновательный дух подстрекал его стараться в учёбе больше и чтобы мальчик не скучал. С ним вместе училась старшая сестра Елизавета (какой, в отличие от Марии, отдельной программы составлять не стали) и кое-какие знатные мальчики, сыновья знакомых Эдуарду придворных.
Портрет пятерни Уильяма Скротса.
Он изучал языки, географию, математику и военную историю, а также, конечно, получал религиозное воспитание соответственно заявкам времени. Военная история была при этом его самым любимым курсом; Эдуард обожал оружие и игры в войнушку. Поскольку папу он лишился в девять лет, то продолжал учиться и получать уроки хороших манер, уже будучи не принцем, а королём. Увы, правление его было недолгим, и юный король помер от туберкулёза в неполные шестнадцать лет.
Пётр I: не прекращать движения
Отец будущего императора, царь Алексей Михайлович, был одним из самых прозападных правителей России. На заседаниях дворянской думы он собственно зачитывал новости из западной прессы в переводе, а детей старался растить по европейскому образцу. Каждый из них знал, что дома он царевич, а для иноземцев – принц, и ни то, ни другое звание ронять нельзя.
Им выписывали “немецкие листы” – познавательные гравюры, изображавшие жизнь разных народов или звериных разных краёв. Обучали древнегреческому, латыни и польскому (последний считался для славянских культур особо литературным языком), этикету и основам стихосложения, подавали представление о живописи и церковной музыке. Конечно же, выучивались они грамоте и арифметике.
Пётр I в детстве.
Под влиянием царя все бояре Москвы выписывали своим детям наставников из неплохо образованных поляков и полонизированных белорусов. Всё это сильно повлияло на следующее поколение, и при брате Петра Фёдоре московская молодёжь чуть ли не повально облекалась по польской моде (вариации общеевропейской и национальной славянской одновременно), а юноши при этом сбривали с лица всё, кроме усов.
Из детей Алексея Михайловича, однако, Пётр был самым непросвещенным. Дело в том, что он был четырнадцатым по счёту и осиротел уже в малом возрасте, так что внимания его воспитанию досталось меньше всего. Кроме того, он был невообразимо неусидчив и легко увлекался и отвлекался. Мать подобрала ему наставников, которые умели занять его воображение и учить так, чтобы он мог в процессе подвигаться или что-то мастерить.
Петру достались всё те же “немецкие листы”, что старшим братьям и сёстрам, и иностранные игрушки, но конечным итогом его образования было немощное владение грамотой и чуть получше – арифметикой. Никто не рассматривал это как проблему, ведь в списке наследников престола царевич был далековато от основы. Всю жизнь Пётр писал с ошибками. Зато привычка учиться через руки или воспринимать информацию на ходу у него осталась.
Пётр на всю существование сохранил неусидчивость.
Мехмед II: из маленького дикаря в просвещённые диктаторы
Турецкий султан, известный своей конфронтацией с Владом Дракулой, был третьим сыном султана Мурада II и так же, как Пётр, поначалу не рассматривался как основной наследник. Два его старших брата бывальщины рождены от женщин из знатных турецких семей, а сам Мехмед – от европейской рабыни. Однако братья один за другим таинственно померли, и Мурад пожелал видеть своего третьего сына.
К ужасу Мурада, единственное образование, которое к одиннадцати годам получил Мехмед, можно наименовать половым. Мальчику немедленно наняли наставника, но поначалу дело не заладилось – привычки учиться у принца не было, а характер был не самый несложный. Учитель просто не знал, как с ним сладить и, увы, заинтересовать. В конце концов султан Мурад разрешил наставнику пользоваться розгой, и розга сумела заменить заключительному отсутствующий педагогический талант.
Мальчик выучился латыни, греческому, арабскому и персидскому языкам – именно на этих языках строчили все научные трактаты и большую часть высокой поэзии. Турецкие султаны, чьи владения смотрели на запад и на восток, старались знакомиться с достижениями обеих долей света. Преподавали ему, в том числе по оставшимся византийским книгам, астрономию, философию, математику и географию. Что касается государственных дел, то отец и его основной вазир разбирали вместе с Мехмедом актуальные вопросы. И, по обычаю, Мехмеда обучили одному ремеслу, чтобы он знал, что такое – трудиться руками.
Мехмед вырос жестоким, надменным и сладострастным мужчиной, но необразованным, не понимающим искусств и умственно неразвитым его больше никто не именовал. Даже злейшие враги. А нажил их султан по прозвищу Завоеватель немало.
Мехмед вырос жестоким, и кто знает, насколько на его нрав повлияли розги.
Некоторые монархи воспитывали и чужих принцев. Как в Древней Руси при Ярославе Мудром растили будущих королей Европы: бесприютные принцы Ингигерды.
Текст: Лилит Мазикина.