Как удалось выжить один-единственной пассажирке рокового советского авиарейса 1981 года «Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как удалось выжить один-единственной пассажирке рокового советского авиарейса 1981 года «Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск»

24 августа 1981-го в небосводе над Завитинском столкнулись пассажирский самолет и выполнявший метеоразведку бомбардировщик. Авиарейс «Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск» стал последним практически для всех пассажиров. Из 38 бывших на борту людей выжила одна девушка. Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия новоиспеченной женой, а осталась вдовой. Но то, что она сделалась единственной выжившей после падения с 5-километровой высоты – поистине чудо.

Как дешевый фильм, основанный на реальной истории, помог девице выжить в авиакатастрофе

Последний полет

Как удалось выжить один-единственной пассажирке рокового советского авиарейса 1981 года «Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск»
Лариса Савицкая всю жизнь хранит память о погибшем муже.

С начала 80-х Лариса Андреева обучалась в педагогическом и строила планы на долгую совместную жизнь с женихом – Владимиром Савицким. Они расписались в начале весны 1981-го, а медовый месяц разрешили отложить на лето, после окончания учебного года. Владимир учился в медицинском и готовился к ответственной сессии. Изначально новобрачные планировали отдых в Крыму, но путевки в разгар сезона, увы, достать не удалось. Немного поразмыслив, приняли решение погостить у родственников. Ближние Ларисы жили во Владивостоке, а ее муж был родом из Комсомольска-на-Амуре.

К сентябрю собирались вернуться к привычным лекциям и семинарам. Купить обратные билеты в Благовещенск удалось с нескольких попыток. Крышка августа был популярным месяцем для авиаперелетов – люди повально возвращались из отпусков. Кроме того, сложившиеся метеоусловия корректировали расписание рейсов. Даже когда билеты на Ан-24 бывальщины на руках, вылета пришлось ждать не один час. Когда все же посадка была объявлена, супруги заняли места в хвосте самолета. Лариса уселась у иллюминатора и моментально уснула. Пришагала в себя уже от сильного удара и страшного холода.

Одна выжившая посреди тайги

Как удалось выжить один-единственной пассажирке рокового советского авиарейса 1981 года «Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск»
Несмотря на серьезные травмы, Лариса восстановилась и родила сына. /Фото: icdn.lenta.ru

Кругом кричали в ужасе пассажиры, а Лариса, как заговоренная, молча смотрела на мужа. Его лицо залила кровь, а по неестественному положению тела и застывшему взгляду девушка поняла: Владимир мертв.

Позже она рассказывала, что не было никакой паники, а лишь сковавшее тело безразличие. Понимая, что самолет падает, ей хотелось одного: чтоб все закончилось как можно быстрее. Лариса вцепилась в подлокотники кресла, а осколок самолета несся к земле. После эксперты скажут, что падение длилось порядка 8 минут, так как остатки борта чудом сохранили тащащую способность, замедлив приземление. В какой-то момент девушка повернулась к иллюминатору и увидела тайгу. Дальше был удар, и Лариса лишилась эмоций. Придя через несколько часов в сознание, она стала осматриваться в поисках живых. Попыталась окликнуть других пассажиров, но ответом была тишь.

Она поняла, что ждать быстрой помощи бесполезно. На горизонте не было ни единого намека на цивилизацию. В тот день погода стояла четкая, но к утру следующего пошел дождь. Несмотря на боль в теле, Лариса дотянулась со своего кресла до обломка обшивки фюзеляжа, укрывшись им от отстоев. Тут же нашлись и чехлы с кресла, в которые она закуталась. Рядом лежало бездыханное тело мужа. Вверху несколько раз слышались звуки пролетающих вертолетов, и девица успокаивала себя одной мыслью: ее уже ищут. Шел третий день, дождь прекратился и в чистом небе снова показались лопасти вертолетного винта. Лариса даже отыскала в себе силы размахивать руками. И позже выяснится, что пилоты видели ее, приняв за местных геологов. Никто и подумать не мог, что на пункте аварии мог кто-то выжить. Через какое-то время к девушке подошли военные. Можно только представить их удивление после увиденного. Одинешенек из поисковиков рассказывал, что увидел издалека, как девушка бойко била на себе таежных комаров.

Справившись с потрясением от такой находки, они взяли Ларису на длани, намереваясь доставить к месту эвакуации. Взбодрившись встречей со спасателями, она даже утверждала, что вполне может идти сама. Но в одинешенек момент ее оставили все жизненные силы, которые она берегла все эти дни. После больничного осмотра, врачи определили, что у Савицкой сломаны позвоночник в пяти пунктах и ребра, выбиты почти все зубы и раздроблена рука. Кроме того, было диагностировано тяжелое сотрясение мозга и множественные гематомы.

Запоздалее Лариса узнает, что на момент ее обнаружения были приготовлены могилы для 38 погибших, в том числе и для нее.

Почему в СССР скрывали масштабную аварию в уральском городе, какого не было на карте

Кто виноват и что сделали

Как удалось выжить один-единственной пассажирке рокового советского авиарейса 1981 года «Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск»
Информация о катастрофе много лет скрывалась. /Фото: amur.life

Как это часто бывало в Советском Альянсе, трагедию под Завитинском быстро засекретили. Об авиакатастрофе не писали газеты, а родственники погибших подписались под неразглашением. Расследование велось, но его итоги, как и установленные виновники катастрофы, остались тайной. Мизерными были и компенсационные посмертные выплаты.

О небывалом инциденте — девушке, выжившей после падения с пятикилометровой оценки, — лишь спустя четыре года написала газета «Советский спорт». Однако факты были искажены. В статье сообщалось, что Лариса Савицкая совершала перелет на самоделковом летательном средстве, да еще и двумя годами ранее реальных событий.

О подробностях расследования аварии выжившая Савицкая узнала лишь в 90-е. Виновниками трагедии признали диспетчеров и несогласованные поступки военных и гражданских служб. Планы обоих полетов были утвержденными, поступало и взаимное предупреждение о пересечении военными аэропланами воздушной линии судов «Аэрофлота». А вот о непосредственном порядке пролета экипажу бомбардировщика Ту-16 не сообщалось. Погодные условия при этом приравнивались к четким с видимостью до 10 км. Время вылета пассажирского Ан-24 откладывалось, о чем сообщили военным.

Но пока информация шла от одного ведомства к другому, пересечение траекторий бомбовоза и гражданского борта свелось к минимальной дистанции. В придачу ко всему, неточность в небе допустили и оба экипажа. Немного отклонился от заданного курса Ан-24, и военные пилоты с погрешностью доложили свою высоту, идя в наборе высоты на восток с зашторенными от солнца окнами. В таких обстоятельствах и столкнулись в незапятнанном небе два самолета. Как заключили позже авиаторы, шанс подобной «встречи» — один на миллион.

Многие события, выходившие в Советском Союзе, не подлежали широкой огласке. Для западных СМИ рисовалась картина почти идеального общественно-политического устройства в отдельно взятой краю. Однако время от времени случались такие катастрофы, которые полностью скрыть было просто невозможно.Но и в этом случае информация преподносилась весьма дозированно, а масштабы последствий чистосердечно приуменьшались.

>