Как западные конкуренты загубили элитный советский круизный лайнер «Михаил Лермонтов»

Как западные конкуренты загубили элитный советский круизный лайнер «Михаил Лермонтов»

Александр КАТКОВ/TASSКак западные конкуренты загубили элитный советский круизный лайнер «Михаил Лермонтов»

Теплоход «Михаил Лермонтов» практически не был известен широкой публике Советского Альянса, зато о нем знала элита страны, те люди, которым выпадала редкая возможность отправиться в морской зарубежный круиз. Представлялось бы, кому мог помешать пассажирский теплоход класса люкс? Тем не менее капитану судна не раз поступали угрозы, а трагическая гибель корабли в 1986 году до сих пор окутана завесой тайны.

Гордость страны

Знаменитый теплоход был спущен на воду 18 марта 1972 года в ГДР на судоверфи города Висмар, как и большинство иных речных и морских круизных судов Советского Союза. 28 мая 1973 года «Михаил Лермонтов» вышел из ленинградского порта приписки и отправился в первоначальный круиз по маршруту Бремерхафен-Лондон-Гавр-Нью-Йорк. Спустя семь лет в 1980 году, после начала войны в Афганистане, лайнер перевели на рейсы по Европе, а после реконструкции в 1982 году, стоившей СССР 15 миллионов долларов, «Михаил Лермонтов» по классу сравнялся с лучшими трансатлантическими лайнерами вселенной. Без преувеличения можно сказать, что обстановка на судне была шикарная. На лайнере имелись бассейн, первая в мире корабельная спутниковая связь, стеклянные лавки. Во время захода в порт и выхода из него играл собственный духовой оркестр. При этом кроме своей прямой функции по транспортированию пассажиров «Михаил Лермонтов» играл и агитационную роль, являясь великолепной рекламой жизни в СССР. Поскольку путешествовали на корабле не только граждане СССР, но и иностранцы, данная пропаганда работала великолепно.

Правда, зарубежные круизные компании, также осуществлявшие морские транспортирования, «Михаила Лермонтова» не любили. Дело в том, что цена круиза на нем была существенно ниже, чем на иностранных судах аналогичного класса. Британцы даже вставали в очередь, чтобы купить билеты на лайнер «Михаил Лермонтов». Вскоре советский теплоход как кость в глотке встал у конкурентов, и капитану судна стали поступать угрозы. Дошло до того, что в Сан-Франциско теплоход заминировали, сообщив об этом начальству лайнера. Водолазы подлинно обнаружили морскую мину, прикрепленную к днищу теплохода, правда, без взрывателя. Подобным бесчестным образом иностранные компании пытались выдавить «Михаила Лермонтова» из круизного бизнеса США и Европы.

Роковой круиз

В половине 1980-х годов судно было переведено на австралийское направление. Однако и здесь угрозы конкурентов постоянно омрачали труд команды судна. И нелепая гибель «Михаила Лермонтова» в феврале 1986 года у берегов Новой Зеландии со стороны подлинно выглядит как диверсия. В тот злополучный рейс капитан судна А.М. Оганов находился в отпуске. 16 февраля 1986 года лайнером правил сменный капитан Владислав Воробьев, а также местный лоцман Дон Джемисон, один из трех специалистов, кто имел лицензию на проводку крупнотоннажных кораблей по Фьордленду, Национальному парку Новой Зеландии. При этом команда судна отмечала, что лоцман вел себя очень странно. Едва-едва лайнер вышел из Пиктона, как Джемисон резко изменил курс, направив судно в сторону берега, где были песчаные отмели. Кой-какое время «Михаил Лермонтов» двигался на расстоянии менее километра от берега, пока спустя полтора часа не налетел на подводные утесы. Судно дало крен и начало тонуть. К счастью, поскольку до берега было рукой подать, спасли всех пассажиров и членов экипажа лайнера, за исключением утонувшего механика Павла Заглядимова.

Исчез и лоцман, который воспользовавшись суматохой, сбежал. Тем не менее власти Новой Зеландии вскоре его нашли и арестовали. Когда от лоцмана потребовали разъяснить его странный маневр у скалистого берега, тот обескуражил следователей, заявив, что переутомился, а опасное приближение к берегу произошло спонтанно и не было заблаговременно спланировано. Самое интересное, что результаты расследования были тут же засекречены. Известно только, что главного виновника аварии лоцмана Джемисона воли Новой Зеландии отправить за решетку отказались, а в СССР на четыре года был осужден старший помощник капитана Степанищев.

В 1989 году Балтийское пароходство выставило иск волям порта Пиктон и лоцману Дональду Джемисону на 45 миллионов долларов США. Но международный суд удовлетворил исковое требование советских воль лишь в размере 2 миллионов 750 тысяч долларов США. В то же время любому школьнику было понятно, что советский лайнер загубили конкуренты, подкупившие лоцмана. Теперь «Михаил Лермонтов» – это любимый объект для дайвингистов, которые специально приезжают со всего света в Новоиспеченную Зеландию, чтобы достать артефакты с затонувшего корабля.