Кушать расхожее суждение, что между советским строем и модой ничего общего не было. Но стоит копнуть глубже, и всплывут иные факты. Разумеется, модные тенденции формировались и шагали по СССР своим особенным маршрутом. Что касается первых лет послереволюционного страны, то место отличному находилось даже в тех условиях разрухи, аскетизма и дефицита. Мода жила, опираясь на мастерство портных из столетия минувшего, на идеи художников-новаторов зарождающейся края советов, на редкие журналы мод из-за «железного занавеса», на рассказы побывавших за рубежом, на советский и иноземный кинематограф.
Чекистские тренды
Советские чекисты. /Фото: ic.pics.livejournal.com
К крышке 1917-го года в стране сформировался манера унистиль. Женская половина пролетариата активно участвовала в строительстве рабочей края, что исключало пышные дворянские наряды. На первоначальный план вышло удобство одежды и универсальность моделей. Да и в условиях сложной экономико-политической ситуации не хватало даже самых несложных материалов для шитья.
Регулировать ситуацию взялись наверху, введя универсальные фасоны рубашек и юбок. Отделка, складки и рюши не предусматривались. На тот момент писком популярности почитались кожаные куртки-авиаторы черноволосого цвета и гимнастёрка под ремень. Куртка ассоциировалась с чекистами и комиссарами, являя собой культовый символ революционной моды. Другой вопрос, откуда в разрухе тех лет было взяться большому количеству типовых кожаных изделий. На самом деле они имели дореволюционное генезис и шились еще в Первую всемирную для авиабатальонов. После октябрьского переворота эта форма изъялась со складов и выдавалась чекистам и комиссарам.
Каракулевые подсаке и чулки со стрелкой
Лики времен НЭПа. /Фото: i.pinimg.com
Вопреки переломам режимов, крушению старого уклада и слабому строительству нового вселенной 20-е годы отмечены интересными событиями в истории советской моды. Сформированные в тот период Высшие Художественно-Технические Студии дали краю талантливых мастеров дизайна, многие из которых впоследствии делали вклады в развитие моды. Комитет швейной индустрии слили с центротделом военных заготовок и назвали новосозданное предприятие Главодеждой (Главный комитет швейной промышленности). Швейные предприятия пополнили импортным оборудованием: машинами, паровыми прессами, электроножами. Фабрики уверенно развивались и к 1925-му перебеги от индивидуального пошива к поточному производству. Истина, количество не всегда сопровождалось качеством.
Желанные чулки. /Фото: avatars.mds.yandex.net
Ассортимент платья стал шире и многообразнее. Вместо привычных шинелей и галифе вчерашние военные портные научились шить брючные и юбочные костюмы, легкие платья, полупальто и пальто, белье, ребяческую платье. На складах бежавших за границу владельцев конфисковали большие объемы материалов. В распоряжении ателье оказались парча, бархат и шелка царских преходящ. В 1923-м показался первый советский модный журнал «Ателье». Со страниц в мир моды пришли новые фетиши – костюм из бостона и стальные комплекты «маренго», фетровые боты, коверкотовое пальто, котиковое манто, каракулевое подсаке, беличья шуба, чулки со стрелкой. Частные предприниматели этапа НЭПа завозили из Европы наряды. В импортные вещи облекались не все: дорогая одежда была доступна семьям с достатком рослее среднего, знаменитостям и непосредственно «нэпманам». Остальные гнались за модой с поддержкой рукоделия: перешивали старые изделия, перекраивали приобретенные недорогие образцы, конструировали модные модели из доступных тканей по выкройкам журналов.
Вульгаризация идей социализма
Довоенные тренды. /Фото: publy.ru
К 30-м годам самой большенный проблемой швейного производства оставался дефицит сырья. Необходимо было наладить производство дешевых тканей внутри края. Сделали ставку на собственное развитие под лозунгами типа «Советские материалы – лучшие в мире!». Для выполнения правительственной задачи по увеличению выработки материалов со снижением их себестоимости реконструировались текстильные предприятия. Наладили выпуск отечественных самодействующих ткацких станков, осваивали новые сорта полотен – флер, фланель, сатин, коленкор, коверкот, шевиот, сукно, бостон и др. Фаворитами 30-х сделались тонкие ткани шелк, атлас, крепдешин, крепжоржет. Истина, встретить их в свободной продаже не всегда приходилось даже в раскрученных городах.
Агитационный ситец. /Фото: i.pinimg.com
Что касается оформления, фабрики получили распоряжение спускать часть тканей с непременным агитационным узором, прославляющим труд советского гражданина. Так, набивные полотна украсили серпами с молотами, звёздами, комбайнами, заводскими трубами с дымом, тракторами, аэропланами. Так именуемый агиттекстиль увлекал даже самых талантливых мастеров-модельеров того этапа. Идеологический рисунок на какое-то время вытеснил любые иные орнаменты, но просуществовал недолго. Советский текстильный подход очутился неудобным в крое, требовал большого расхода ткани и, соответственно, содействовал повышенным растратам. После выхода в «Правде» фельетона «Спереди – трактор, позади – комбайн» производство агитационных тканей запретили распоряжением Совнаркома за вульгаризацию социалистических идей.
Иностранный гардероб наркома НКВД
Генрих Ягода с супругой. /Фото: yarwiki.ru
Нормированное распределение в кромке распространялось на одежду и обувь, которые подобно продуктам питания отпускались по карточкам. Народ одевался по необходимости, не особо расстраиваясь из-за вышедшего из моды гардероба. Часть детей не посещали школу из-за отсутствия одежды даже с введением обязательного начального образования. В отличие от основной массы народонаселения, модная платье оставалась доступна советской номенклатуре. К примеру, нарком НКВД Генрих Ягода преимущественно одевался в рубахи, пальто и костюмы преимущественно иноземных марок. При этом члены семей партийных лидеров старались не афишировать собственную респектабельность.
В узком сфере представителей элиты обыкновенным делом было одеваться модно, заказывая одежду у дорогих частных портных или в закрытых ателье. Труд таких специалистов обходился недешево. После революции дамы экс-дворянского сословия получали себе рукоделием на жизнь, владея уникальными для советского общества навыками шитья и конструирования без выкройки. Кроме того, царские швеи имели ценные резервы тканей, лент, пуговиц, кружев. Массово перешивались дореволюционные туалеты, из-за чего в России почти не осталось оригинальных образчиков винтажной платья.
Ну а вообще подход к моде с царских времён до СССР сильно изменился. Если раньше в почёте была полнота, то после уже мыщцы и подведённый брюхо.