Илья Репин — великий русский художник, творения какого навсегда останутся в сокровищнице живописи. Его картинами можно любоваться бесконечно, они реалистичны, прекрасны, высокопрофессиональны. По ним можно составить понятие о жизни людей, как простых крестьян, так и представителей высшего общества. Однако в обычной жизни художник был достаточно странным человеком и нередко удивлял окружающих своим поведением. Читайте в материале, какие «выкрутасы» Ильи Репина поражали его знакомых.
Неразборчивость в собственной жизни
Несмотря на великий талант, в жизни Репин не отличался тонким вкусом. /Фото: staff-online.ru
Илья Репин был невообразимо талантливый художником. Однако некоторые современники утверждали, что интеллект живописца не соответствовал уровню его творческих возможностей. Например, художник Крамской сообщал, что его коллега по художественному цеху просто сумасшедший. Знаменитый Валерий Брюсов утверждал, что когда к Репину приходил с визитом художник Дурнов, то Илья Ефимович не произвел на него впечатление неглупого человека. По словам искусствоведа Грабаря, рассудок великолепного живописца шёл на поводу его чувств. Да, удивительно, но художественный вкус часто подводил Репина. Порой его восхищали произведения, которые относились к классу посредственных. Например, он назвал футуриста Олимпова божьим посланником. Сегодня этот стихотворец забыт, он не оставил никакого наследия, а в те времена слова Репина оказали огромное влияние на самомнение Олимпова.
Современники находили, что Репин был очень неразборчив в личной жизни. Он прожил пятнадцать лет в браке со своей женой Верой и расстался с ней. После развода художник кинулся в пучину бурливых романов. Его пассиями были: художницы Елизавета Званцева и Вера Верёвкина, баронесса Варвара Икскуль и даже княгиня Мария Тенишева. Но вяще всего современников поразил следующий его выбор: с 1900 по 1914 год Репин жил вместе с писательницей Натальей Нордман-Северовой. Знакомые бывальщины поражены — некрасивой и весьма странной женщине удалось приручить Репина, буквально приворожить его. Наталью называли глупой дамой, а Корней Чуковский строчил, что она просто дура, у которой в голове дурацкие идеи. Возможно, Репин просто искал хозяйку для своего имения. Однако Нордман подлинно оказывала на живописца огромное влияние. Чего только стоили новые порядки в Пенатах.
Как Репин разогнал всю прислугу и зачем он ел сено
Репин вслушивался к Нордман и считал, что сено может заменить еду.
Когда гости посещали имение Репина Пенаты, они были удивлены тем, что прислуги в доме не было. Дело в том, что образцово в 1908 году Наталья Нордман разогнала весь обслуживающий персонал. Репин поддержал её в этом начинании, и по всем горницам были развешаны объявления с призывами к гостям. В них говорилось, что прислугу ждать бесполезно, поскольку её просто нет, рекомендовалось надевать пальто самостоятельно, и утверждалось, что содержать слуг — позор. Вообще гости должны были соблюдать определённый ритуал. Например, при входе следовало ударить в тамтам, чтобы хозяева услышали. Подавать друг-другу что-либо категорически запрещалось. По окружениям в Пенатах устраивали званые обеды. Накрывался большой круглый стол, изюминкой которого была вращающаяся средняя доля. Гости крутили ручку, чтобы попробовать закуски. Это в основном были фрукты, овощи, орехи. А основным блюдом почиталось… сено.
Это была заслуга Натальи Нордман. Эта женщина была ярой вегетарианкой. Она не просто следовала своим принципам, но и всюду их насаждала. Находила, что все должны есть овощи вместе с листвой, а из сена можно сделать прекрасный обед. Нордман везде рекламировала травяные супы. Объясняла она это тем, что использование сена в качестве еды может дать колоссальную экономию. Что народ должен постигнуть, что никакого голода не существует, ведь всегда есть сено. Эти идеи она декларировала в своей «Поваренной книге для голодающих», какая вышла в 1911 году в Санкт-Петербурге. Норманд давила на Репина, пытаясь заставить его перестать пить молоко. Но этого сделать не удалось. Зато Репин проникся идеей использования сена в качестве еды и сделался везде рассказывать, что лучше пищи нет. Он был одержим мыслью о благотворности травяного сока, очищении организма. В творческих кругах находили, что это блажь. Тем не менее, во время голодных послереволюционных лет некоторые петроградцы воспользовались рецептами Нордман.
Зачем художник вместе с детьми почивал на морозе
Художник придавал огромное значение закаливанию и часто спал на морозе вместе с детьми. /Фото: img.gazeta.ru
Илья Репин весьма любил свежий воздух и даже спал на улице. Но это было не заслугой Нордман. Такую идею ему подал знакомый медик ещё в крышке семидесятых годов 19 века. Художник спал в голубятне или на балконе. Он заставлял всех членов семьи следовать его образцу: дети спали в спальных мешках на меху в выстуженном помещении. По словам дочери Репина, дети просыпались с лицами, порытыми изморозью, а у папу был лед на усах. Однажды Бунин приехал в гости к Репину в Пенаты и увидел, что тот ходит в меховой шапке и в шубе. Все окна бывальщины открыты, печка не топилась, хотя на дворе был сильнейший мороз. Бунину не понравились такие условия, и он поспешил уехать. Тем не немного, Илья Репин дожил до 86 лет. Может быть, он действительно закалил свой организм с помощью холода.
Как Репин и Наталья Нордман плясали по ночам
В Пенатах часто бывали гости, а вечерами Репин и Нордман танцевали под граммофон.
Наталья Нордман считала, что Репин недостаточно пластичен. Она во что бы то ни сделалось решил развить в нём это качество. Для этих целей был выбран такой способ, как занятия танцами и пляски. По сути неплохо — никому не помешивают физические упражнения, развитие гибкости и координации. Однако и в этом были перекосы. Например, очень часто пара случалась в гостях у Льва Толстого. Наталья и Репин заводили граммофон и целыми ночами танцевали в саду, прямо под окнами Тучного, который не мог уснуть и злился. По утверждениям Марии Толстой, сестры писателя, Лев Николаевич каждый раз не мог дождаться, когда уже имение покинет этот «умалишенный художник». Зато в имении Пенаты одержимая танцами парочка занималась развитием пластики ежедневно.
Как уже отмечалось выше, для истории живописи созидательные династии – вовсе не редкость. И одна из самых древних – династия Брейгелей, состоящая из шестерых знаменитых фламандских художников, находящихся товарищ с другом в тесном родстве. Об этом читайте нашу публикацию: Как простому смертному различать работы 6 представителей художественной династии Брейгелей.