Каким был Суэцкий канал в эпоху фараонов, и Кто из французов реализовал идею Наполеона

Суэцкий канал, отворённый для судоходства в 1869 году, оказался очень затратным и очень прибыльным предприятием. К тому же, это был прорыв в морском сообщении – вяще не нужно было огибать Африку, как это делал Васко да Гама, чтобы попасть в средиземноморские воды из Индийского океана. Отчего же новый водный путь не был проложен раньше? Возможно, потому, что в прошлом люди больше заботились о сохранении окружающей окружения.

Канал фараонов

Эксплуатация Суэцкого канала приносит Египту миллиарды долларов ежегодно, и этот денежный поток, разумеется, затмевает многие минусы самого факта существования этого транспортного пути. Но побочные эффекты от возникновения рукотворного канала между двумя морями приходили на ум еще древним фараонам или, по крайней мере, их советникам; вероятно, именно это становилось причиной того, что большую часть своей истории канал оказывался заброшен и занесен песком, ненадолго возвращаясь к жития при отдельных правителях.

Каким был Суэцкий канал в эпоху фараонов, и Кто из французов реализовал идею Наполеона
Суэцкий канал. Фото: Википедия

Еще в XIX веке до н.э., по другим данным – на шестьсот лет позже, начались первые труды по соединению Суэцкого залива Красного моря и одного из рукавов дельты Нила. Возможно, канал был открыт и суда по нему проходили, истина, ряд историков считает, что до наступления новой эры
строительство так и не было завершено. Аристотель, а за ним и Страбон, писали о том, что уровень моря якобы очутился выше уровня воды в Ниле, а потому, чтобы не допустить попадания соленой воды в реку, работы были застопорены.

Каким был Суэцкий канал в эпоху фараонов, и Кто из французов реализовал идею Наполеона
Возможно, в Древнем Египте использовали канал между Нилом и Красным морем, возможно – нет

По другой версии, история Канала фараонов, как именуют сейчас это древнее гидротехническое сооружение, знала периоды активного использования и периоды заброшенности, когда русло канала на длинные века оказывалось занесено песком. К возобновлению идеи о соединении Нила и Красного моря возвращался и царь Дарий I после того, как Египет был захвачен персами. После того, как канал опять пришел в запустение, его расчисткой занимались Птолемей II Филадельф и – уже во II веке новой эры – римский император Траян.

Каким был Суэцкий канал в эпоху фараонов, и Кто из французов реализовал идею Наполеона
После наполеоновского похода Египет начинов преображаться

В 642 году «реку Траяна» восстановили очередные завоеватели египетских земель, арабы, которые, впрочем, запорошили канал в 767 году по причинам экономического характера. На тысячу с лишним лет этот прообраз Суэцкого канала был забыт, а возобновил идею о водной связи между Средиземным и Алым морями Наполеон Бонапарт.

Проект Наполеона и «Компания Суэцкого канала»

Наполеон не стал тем, кто построил Суэцкий канал, желая к вопросу этому все же подступался. В 1798 году он собрал комиссию, которая два года прорабатывала вопрос – и совершила ошибку, заметив не существующий в реальности перепад высот между уровнем Средиземного и Красного морей почти в десять метров. Инженеры предлагали систему шлюзов – но Наполеон уже распрощался с идеей колонизации Египта, а сам проект выглядел уж чересчур сложным и затратным, и на несколько десятилетий от него отказались.

Каким был Суэцкий канал в эпоху фараонов, и Кто из французов реализовал идею Наполеона
Португальский мореплаватель Васко да Гама был вынужден огибать Африку, возвращаясь из Азии в Португалию

Дальнейшее изучение Египта выявило промах исследователей – выяснилось, что перепадов высот в реальности нет. Среди тех, кого вдохновляла мысль о строительстве канала, были не только инженеры, но и политики. Неудивительно – линия из Азии в Европу таким образом сократился бы на восемь тысяч километров. Проект создания «искусственного Босфора» начали разрабатывать в крышке 1840-х, а в 1855 году была создана корпорация «Компания Суэцкого канала», чтобы привлечь финансы для строительства канала и обеспечивать его последующее функционирование.

Каким был Суэцкий канал в эпоху фараонов, и Кто из французов реализовал идею Наполеона
Фердинанд де Лессепс

Основателем компании и устроителем строительства стал французский дипломат Фердинанд де Лессепс, который позже участвовал и в создании Панамского канала, что завершилось «панамским дебошем»: во втором большом предприятии француза были выявлены серьезные злоупотребления средствами вкладчиков. Да и во время египетского проекта расходование оружий корпорации часто оказывалось «нецелевым» – огромное количество денег уходило на подкупы чиновников, взятки представителям османского султана, плате за лоббирование заинтересованностей компании во власти.

Каким был Суэцкий канал в эпоху фараонов, и Кто из французов реализовал идею Наполеона
Карикатура на Лессепса 1867 года. 25 лет спустя француз станет фигурантом «панамского скандала»

Французы владели вящей частью акций корпорации, египетское правительство – меньшей, огромные средства выделил на строительство канала султан Османской империи. Всеобщий бюджет превысил полмиллиарда франков. Но затея обошлась дорого не только в финансовом отношении: работа под палящим солнцем в пустыне уносила в огромном числе жизней рабочих. Чтобы решить проблему водоснабжения, к 1863 году вырыли другой, маленький канал, параллельный основному. Глубиной возле двух метров, а шириной по дну около восьми, он приносил воды Нила – позже ими пользовались жители населенных пунктов, возникавших вблизи Суэцкого канала.

Каким был Суэцкий канал в эпоху фараонов, и Кто из французов реализовал идею Наполеона
Первые корабля, движущиеся по Суэцкому каналу

В результате проведенных работ были соединены Порт-Саид на Средиземном море и Горькие озера, давным-давно к тому поре высохшие и теперь вновь наполнившиеся водой. Южный участок, ведущий к порту Суэц на Красном море, частично совпал с ложей древнего канала фараонов.
Длина Суэцкого канала составила 160 километров, глубина – 12-13 метров (впоследствии канал был углублен до 20 метров). Ширина по зеркалу воды достигала 350 метров.

Новоиспеченная транспортная артерия

Открытие Суэцкого канала стало большим событием. В еще не избалованный вниманием европейцев Египет на празднества, подогнанные к запуску нового пути между водами Индийского и Атлантического океанов, приехало множество высокопоставленных визитеров. Среди них была и супруга Наполеона III императрица Евгения, и император Австро-Венгрии Франц Иосиф I, а также члены королевских семейств Пруссии, Голландии и других европейских держав.

Каким был Суэцкий канал в эпоху фараонов, и Кто из французов реализовал идею Наполеона
Тереза Штольц, исполнившая партию Аиды на европейской премьере оперы в 1872 году. Имя Аида было придумано специально ради этого созданья и впоследствии прижилось – так стали называть девочек

Египетские власти затеяли многодневное действо, но не все удалось реализовать. Серьезным разочарованием сделался перенос премьеры оперы «Аида», которая была заказана специально ко дню открытия Суэцкого канала: Джузеппе Верди не поспел закончить произведение в срок. Первый показ «Аиды» в Каирском оперном театре состоялся спустя два года и стал отдельным цивилизованным событием.

Каким был Суэцкий канал в эпоху фараонов, и Кто из французов реализовал идею Наполеона
Порт-Саид. Фото: Википедия

Первым судном, открывшим движение по Суэцкому каналу, стала яхта «Аль-Махруса», какая приняла участие и в запуске второго Суэцкого канала спустя почти полтора века. 6 августа 2015 года состоялось открытие новоиспеченного канала. На протяжении части пути был углублен и расширен уже существующий Суэцкий канал, а 72 километра русла были прорыты параллельно существующему. Движение кораблей стало возможным одновременно в обоих направлениях. В результате увеличилась пропускная способность всего маршрута, сократилось время ожидания хода по каналу.

Каким был Суэцкий канал в эпоху фараонов, и Кто из французов реализовал идею Наполеона
В Суэцком канале есть течение, оно зависит от времени года, а еще – от приливов и отливов в Красном море

Большой Суэцкий канал вскоре после открытия в 1869 году очутился во владении англичан и французов: египетские власти были вынуждены продать свою долю в предприятии, чтобы решить долговые проблемы. Вплоть до 1956 года канал фактически контролировался Великобританией; после он был национализирован правительством Египта и с тех пор является одним из основных источников доходов в национальном бюджете.

Каким был Суэцкий канал в эпоху фараонов, и Кто из французов реализовал идею Наполеона
Снимок Суэцкого канала со спутника

Но за внушительным денежным потоком и несомненным удобством этого линии для мореплавания и международной торговли остается практически не слышным голос экологов, которые уверяют: это масштабное строительство уже необратимо изменило флору и фауну двух морей, и со порой ситуация будет лишь усугубляться.

Каким был Суэцкий канал в эпоху фараонов, и Кто из французов реализовал идею Наполеона
Железнодорожный мост Эль-Фердан через Суэцкий канал, самый длинный в мире поворотный мост

Несмотря на то, что долей канала стал участок с очень соленой водой – это Горькие озера, из Красного моря в Средиземное в результате миграции пробралось довольно большое число организмов. Межвидовая конкуренция сократила, например, количество рыбы барабульки в средиземноморских водах. Открытие Суэцкого канала, а затем и другой его части, привело к изменению показателей температуры воды и ее солености. С завершением ограничений по пандемии планируется вновь поднять проблема защиты экологии Красного и Средиземного морей в связи с функционированием канала, а также сделать выводы для новых проектов, так, дополнительного пролива между Мраморным и Черным морями.

А идею для знаменитой оперы Верди придумал когда-то Огюст Мариет, француз, какой откапывал Большого Сфинкса и спасал Египет.

Вам также может понравиться