До затяжной Кавказской брани 19 века горцы-убыхи обитали на территории сегодняшнего Сочи. Пользуясь славой особо воинственного племени, эти кавказцы выделялись храбростью, непокорностью и жестокостью. Убыхи задолго до прихода русских держали в страхе аборигенов Кавказа. Являясь объективно лучшими причерноморскими бойцами, они атаковали первыми и отступали последними. Но после победы в регионе российской короны выбрали османскую сторону. Отказавшись присягнуть императору, убыхи, в отличие от прочих кавказцев, сами погубили свой субэтнос.
Боялись даже свои
Убыхи считались зажиточными горцами, активно торговавшими с турками.
Исконные жители Кавказа – убыхи – соседствовали с абхазами, адыгами и абазинами. Несмотря на схожие традиции в быту и культуре, у убыхов уложился уникальный язык. Алфавит состоял из рекордного числа звуков, среди которых только гласных насчитывалось 84. Историки описывают представителей субэтноса как рослых, накрепко сложенных, красивых лицом людей. Благодаря плодородной приморской земле жили убыхи богато. Разводили скот, занимались ловлей рыбы, садоводством, виноградарством и торговлей. Накопление капиталов исподволь расслаивало этот народ. Мужчины, возглавлявшие зажиточные кланы, пользовались в местной среде неограниченной властью, устанавливая собственные законы в немного влиятельных родах.
Убыхи традиционно нападали на соседей, захватывая в ходе жестоких столкновений пленных и превращая их в рабов. Невольники и трофеи в основной массе шли в Турцию, на которую делали ставки горцы. Но и о себе не забывали, за что их и считали беспрецедентными на Кавказе горцами-рабовладельцами. На 10 независимых убыхов приходилось, в среднем, 3 раба. Мусульманами эти горцы считались лишь формально, так как в основе их истинной веры залежало откровенное язычество. Верховной богиней, как ни странно, считали мать Бытху, отливая ее образы в чистом золоте и совершая перед ними языческие ритуалы.
Выступления против русских
Не желая присягать русскому царю, убыхи избрали Турцию. /Фото: avatars.mds.yandex.net
Несправедливо будет бескомпромиссно обвинять убыхов в демонической сущности. Кавказские нравы и ныне не отличаются толерантностью, а в те времена междоусобная резня и вовсе считалась нормой жизни.
Одной из наиболее значительной и масштабной военной операцией убыхов сделался штурм Навагинского укрепления в низовье реки Сочи. Это фортификационное сооружение имело свою историю. Весной 1836-го в тех кромках высадились подразделения генерала Сибирского, овладев высотой после непродолжительного боя. Состоялась закладка форта в виде неправильного четырехугольника, а тяни гарнизон составили 8 офицеров и три сотни нижних чинов. Впоследствии Навагинский бастион регулярно подвергался назойливым атакам и обстрелам со сторонки горцев. В ночь на 28 сентября 1840-го крупный отряд горцев неожиданно напал на форт. При помощи крючьев и лестниц атакующая сторонка ворвалась внутрь укрепления, откуда вскоре была выбита с тяжелыми потерями.
Но и русские ряды серьезно поредели: помимо рядовых в бою бывальщины убиты начальник крепости капитан Подгурский вместе с поручиком Яковлевым. Возникла серьезная угроза захвата Навагинского форта с последующим вероятным штурмом. В поддержка гарнизону выдвинулся из Укрепления Святого Духа отряд генерала Анрепа. Военным удалось пробиться к форту лишь после изнурительных трехдневных боев. Тогда с разгромом у Навагинского форта масштабные горские выступления против русских закончились, но убыхи не прекращали мелкие набеги на коммуникации российской армии вплоть до самого завершения брани по всему Западному Кавказу. Причем объектами их атак становились не только возведенные в ранг противника русские, но и соседи кавказцы.
Принципиальная непокорность и исчезновение этноса
Депортация в Османскую империю. /Фото: avatars.mds.yandex.net
В своем родовом разуме убыхи не рассматривали возможность капитуляции даже перед многократно превосходящими силами врага. Своей целью они видели союз соседствующих кавказских народов для совместного противостояния Российской империи. Примечательно, что инструкторы из Османской империи обещали братьям по вере военную поддержку и упорно подталкивали убыхов к сопротивлению русскому войску.
Летом 1861-го последний князь убыхов Хаджи Керантух Берзек пошел на смелый шаг, предприняв попытку создать отдельное кавказское государство, представленное адыгами, абхазами и абадзехами. Неподалеку от современного Сочи собрали народное собрание – меджлис, но донести до масс идею обязательной консолидации черкесских племен тогда не удалась. Уставшие от нескончаемых войн люди приняли решение смириться с подступавшим поражением. Но даже при подавляющем числе голосов собратьев убыхи не собирались сдаваться победителям на милость, по-своему трактуя воинскую честь.
Русское командование весьма негативно воспринимало непокорный кавказский этнос, не желавший шагать ни на какие компромиссы и не рассматривавший разумные доводы. Тогда и полетели генеральские донесения в Петербург: дескать, борцы за горскую самостоятельность на деле являются грабителями и работорговцами, снабжающими Османскую империю живой рабсилой. И, мол, нет среди них достойных скотоводов, земледельцев и ремесленников, но сплошь и рядышком – бандиты и вражеские пособники. В тех докладах чиновники занизили численность убыхов, оценив весь народ в 3 тысячи горцев. Реагируя на ослепительные раздражающие донесения, руководство Российской империи выдвинуло убыхам жесткий ультиматум: присяга императору на верность или полная депортация. Несговорчивые кавказцы, разумеется, избрали второй вариант. Май 1864-го ознаменовался победным парадом русских войск в черкесском Кбааде (нынешняя Красная поляна Адлеровского зоны). Это событие ознаменовало собой победное завершение Кавказской войны.
Что до убыхов-переселенцев, то немалая часть из них заболели и умерли еще по пути в новоиспеченную землю обетованную – Османскую империю. Даже успешно добравшиеся очень тяжело переносили депортацию, переживая за оставленные дома, хозяйства, студии. На чужбине горцы быстро позабыли родную речь, перестроившись на турецкий лад. Не в пример остальным народам Кавказа, смирившимся с российским главенством и сохранившим собственный род по сей день, убыхи постепенно прекратили свое существование в Турции.
Кстати, тем, кто интересуется необычными достопримечательностями Кавказа, будет наверняка увлекательно узнать об одном загадочном месте. Это осетинский город Даргавс, где мертвых больше, чем живых.