На Руси весьма всерьез относились к обряду похорон. Немало того, усопших людей делили на тех, кто достоин покоиться в земле, и на тех, кто этого не завоевал. Способ придания земле зависел от различных условий, какие народ усердствовал строго соблюдать. Читайте в материале, кто такие заложные покойные, почему они не могли рассчитывать на достойные похороны и какие исключения случались для померших позорной смертью.
Кто такие заложные покойные, и почему их не хоронили
Заложных покойников не хоронили в земле, как остальных усопших. /Фото: s.zefirka.net
Заложными покойными на Руси именовали усопших людей, каких не хранили в земле. В лучшем случае их могли закидать ветками, камнями или досками, и покинуть на болоте, в овраге или товарищем, немного посещаемым месте. Такая участь постигала преступников, алкоголиков и развратников, бродяг, предателей и трусов. При условии, что они померли не своей кончиной. Историки ратифицируют, что на Руси издревле проводили дифференциацию между правильной и неправильной смертью. Правильная — когда человек уходил, прожив житье праведно и когда пришел его срок.
Неверная — насильственная или скоропостижная. Так и покойные были правильными и неправильными. Последние — это не только те люд, которые приняли позорную смерть, но и такая категория, как волшебники и ведьмы, ребята, которых родители не окрестили, самоубийцы и жертвы нападения разбойников. В народе сообщали, что часто из них получаются кикиморы, русалки и вурдалаки.
Бандиты, чья кончина случалась позорной и развратники, которые становились недостойными покойными
Преступников на Руси презирали, а их кончина считалась позорной. /Фото: businessman.ru
Негативное касательство было и к бандитам. Когда подобный человек погибал в процессе совершения правонарушения или его лишили жизни хозяева, дом которых он пытался ограбить, он становился неверным покойным. А если преступника казнил палач на площади, то это кончина тоже была позорной. Смертельных наказаний было масса, но самым унизительным было повешение. С бандитами не церемонились — было четвертование, колесование, правонарушителей могли сжечь на костре или посадить на кол. Народ не погребал таких людей. Они так и оставались на виду, служа оригинальным напоминанием, что невозможно совершать некоторые поступки.
Очень жестоко поступали с дамами, которых обвиняли в прелюбодеянии. Их могли приговорить к ужасному каре — захоронение живьем. Мужчин тоже не жалели. Человек становился недостойным покойным, если закончил свою жизнь во пора интимных касательств с чужой женой. К позорной развратной смерти относили все варианты, связанные с проституцией: погибнуть в свалке с сутенёром, от длани проститутки, недовольной оплатой, от нападения разбойника в публичном доме. Постыдной для женщины считалась кончина в итоге ссоры между или возлюбленным и обманутым мужем. По сути практически все смерти, которые бывальщины связаны с близкими отношениями, приравнивались к постыдным. Патриархальная цивилизация не была к этому терпимой.
Алкоголики, которых не пускали в царствие Небесное и склонившиеся бродяги
Алкоголикам не стоило рассчитывать на Царствие небесное. /Фото: narkonet.info
Алкоголизм — ужасная заболевание. Даже ныне случается, что люди, переборщившие с алкоголем, замерзают до смерти, уснув на морозе, попадают в ДТП, участвуют в глупцах с печальным исходом. В древность подобная кончина относилась к разряду позорных. Исследователи отмечают, что в народе пьянство не причисляли к заболеванию, как это делается ныне, а причисляли к порокам дави. Поэтому, когда погибал пьяница, ввязавшись в драку или просто упившись до потери сознания, особого сочувствия это не волновало. Поскольку пуще всего печальное событие происходило по вине самого человека. Говорили, что таким личностям попасть в Царствие небесное нереально.
Недостойными покойными бывальщины и побродяги. Нередко такие люди заканчивали свою жизнь под забором или в какой-то подворотне. При этом никто не выяснял вино —заболевание, голодание или что-то иное. Было одно исключение, которое существовало для людей, пораженных молнией. Суждение бывальщины различными: одни говорили, что молния попадает только в самых грешных людей, а другие возражали, что молния — длань Господа, какой собирает души и отправляет их прямиком в Царствие небесное, в Рай. Вообще люди были достаточно суровыми в касательстве ранжирования кончин. Постыдной могла быть любая смерть. Вот пример: человек мог пойти по естественной надобности в отхожее пункт, начать там своё дело, оступиться, сломать шею и помереть. Спрашивается, в чём он повинен? Однако могли сказать, что это был грешник, который искусно маскировался.
Собаке псовая смерть: предатели и трусы
Русские бойцы презрительно относились к трусости. /Фото: 4.404content.com
Недостойными покойными почитались также предатели и трусливые люди. К ним причисляли сбежавших с поля битвы бойцов, которые погибли в процессе бегства. Однако даже если они оставались живы, их могли отнять существования свои — так предатели наказывались за свою трусость. Оборот «собаке —собачья смерть» произошло из-за того, что во пора битвы переметчиков можно было уничтожать. Это не порицалось. Русские бойцы были отважными. Они презрительно относились к трусости, воспевали отвагу и мужество, причисляя их к порядочнейшим качествам человека. К людям, какие предпочли сдаться в плен, чтобы не погибнуть, тоже было негативное отношение. Лучше зачислить кончина на поле ругани, чем жить униженным пленником у врагов. Иными словами, причисление человека к достойному и недостойному покойному демонстрировало, как он прожил свою существование, какие ценности культивировал.
Примет на Руси существует настолько много! Некоторые из них весьма экзотичны. Прочтите, к образчику, в иной нашей статье о 5 забавных приметах из древней Руси: чем опасно надевать рубашку наизнанку и другие суеверия.