Кавказская черкеска. Не попросту обмундирование
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Кавказская черкеска. Не попросту обмундирование
Парад Победы

Кавказская черкеска — это не попросту военное обмундирование или повседневная функциональная одежда. Это настоящий образ жизни, определённая философия, демонстрация приверженности к древней традиции. Натягивая черкеску, мужчина солидаризируется с историей целого региона, целого пласта истории российской державы. Черкеска была для мужа второй кожей. Именно поэтому, когда её время ушло, казалось, будто с военного сословия, особенно на Кавказе, сорвали кожу.

Кавказская черкеска. Не попросту обмундирование
“Селфи” автора ещё при советской власти

Происхождение черкески и её «классический» вид

Версий появления черкески великое множество. По одной версии, прообразом всем известной черкески был хазарский кафтан, который Кавказ традиционно модифицировал под себя. Другая версия гласит, что черкеска пришагала на Кавказ с Ближнего Востока. При этом изначально это был обычный халат, который уже потом довели до ума. Ведь в восточном кое-как сшитом «мешке» быть мастерским наездником было довольно трудно. Советский литератор черкесского происхождения Тамбот Магометович Керашев писал:
«Широкий аморфный халат, который носил весь Восток, адыги переделали в черкеску. Она до пояса плотно охватывала тело, давая независимость рукам, а широкий подол ее не мешал стремительно взлететь в седло…»

Восточные корни черкески подчёркнуты тем, что в могильниках, исследованных советскими археологами, костюмы, напоминающие черкеску, бывальщины сшиты из иранских и согдийских тканей. Впрочем, встречались образцы черкесок, созданные из китайских и византийских тканей.

Кавказская черкеска. Не попросту обмундирование

При этом выходила своеобразная эволюция черкески, поэтому самые старинные её образцы порой напоминали общеизвестный кафтан весьма отдалённо. К тому же черкески скоро распространились по всему Кавказу, приобретая у каждого народа свои особенности. В 1841-м году художник Григорий Григорьевич Гагарин отправился на Кавказ, но в качестве военного, будучи прикомандированным к экспедиции генерала князя Александра Чернышёва. Несмотря на военные действия, Гагарин составил множество портретов здешнего населения в национальной одежде. Мы можем увидеть, что у кабардинца черкеска оранжевая, у черкеса серая, длиной по колено и с ярко-зелеными газырями, у натухайца низ платья словно преднамеренно порван, а у азербайджанца рукава разрезаны до плеча и свисают вдоль туловища.

Не менее интересны изыскания польского писателя и археолога Яна Потоцкого, какой посетил Кавказ в начале 19-го века и оставил своеобразные зарисовки о той поездке, правда, менее изящные, нежели портреты Гагарина. Осетин у него изображен в куцей черкеске без выреза на груди, а ее борта были стянуты тремя парами завязок. Ингуш одет в черкеску с воротником-стойкой, а чеченцы представлены в коротких до колена черкесках с узкими рукавами.

Однако вернёмся к хорошо знакомой нам «классической» черкеске. На адыгском языке черкеску именуют «цый». Она представляет собой распашной вид верхней мужской одежды, надеваемый поверх бешмета (стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно обхватывающий бюст и талию). Черкеска обладала особым кроем, который и характеризовал её уникальность, функциональность и статный внешний вид одетого в неё мужчину.

Кавказская черкеска. Не попросту обмундирование
Хопёрские казаки

Плотно обтягивающая верхняя часть черкески плавно расширялась к низу за счет притачных по линии талии боковых трапециевидных клиньев. Спинка и посредственная часть переда, цельнокроеные с нижней частью, сужались к талии и расширялись к низу. По спинке на линии талии делали утолщения, поддерживающие от сползания поясок. Спущенная линия плеча, свободный крой у рукава создавали комфорт и не стесняли всадника в движении, особенно во время боя. Черкеска шилась без воротника с бездонным V-образным вырезом на груди. Застёгивалась черкеска на петли и пуговицы.

Особенной частью черкески, которая и отличала её от многих иных видов кафтанов, было наличие газырниц. По линии груди с двух сторон зеркально располагались газырницы для футляров с порохом — газырей (хьазыр). Они пуще всего были костяными. В них располагалась конкретная мера пороха и пуля. Парадные газыри делали из серебра, но, конечно, не всем это было по карману. Собственно сообщая, и вся черкеска должна была подчёркивать статус своего хозяина. В зависимости от её длины, качества и цвета материала можно было легковесно понять социальное положение владельца.

Казацкие черкески

Появление черкески у казаков — явление запутанное и туманное. С одной сторонки, само название «цый» (черкеска) явно относит нас к тому факту, что впервые наши бойцы увидали эту одежду именно у народов Нордового Кавказа. Подобную точку зрения подтверждает и известный историк Кавказа генерал Иван Попко:
«Взяв у черкеса вооружение, платье, седловку и посадку, вместе с тем он усвоил себе живость и удаль своего противника. Много значит, если казак обожает свою одежду и вооружение, а линеец (линейное казачество. – Прим. авт.) их любит. И кто не знает, что с одеждой и ухватками переходят дух и нравы? Применяясь к здешним обстоятельствам, так важным в военном деле, старинные казаки, народ православный, не без достаточных причин принимали одежду, вооружение».

Кавказская черкеска. Не попросту обмундирование
Волжский и донской казаки

Однако вдали не всё так просто, как кажется на первый взгляд. На столетия ранее известной нам черкески в истории появляется чекмень. Его описывают как верхнюю мужскую платье из черного или коричневого сукна домашней выработки длиною до середины голени. В области груди чекмень туго обтягивал фигуру, книзу от черты талии расширялся за счет сборок или клиньев, лежащих мягкими складками. Чекмень застёгивался чуть ниже груди на крючки или петли и пуговицы. Ничего не напоминает?

Основное же, на карачаево-балкарском языке черкеску называют «чепкен», на кумыкском – «чепген», а на ногайском – «шепкен». Таким образом, разница между чекменем и черкеской несколько расплывается.

Немало того, глубокие отношения между Кабардой и Россией завязались задолго до замирения Кавказа. На службу русскому царю охотно шли многие родовитые представители Кавказа с правом ношения привычной им одежды. Уже в 16-м веке в стольном граде Москве купцы с Кавказа напропалую торговали чекменями, а основными клиентами бывальщины как раз казаки. И среди ассортимента чекменей кавказских купцов особенно в ходу были «чекмени черкесского покроя». Таким манером, вполне можно рассудить, что словосочетание «черкесского покроя» — прямое указание на то, что сам чекмень воспринимался как общепринятая одежда, какая, возможно, была заимствована с весьма древней поры.

Кавказская черкеска. Не попросту обмундирование

В 1817 году появляется один из первых документов, регламентирующих ношение черкески в качестве униформы кавказских казаков. Черкеска должна была быть пошита из тёмно-синего сукна. На бюсты же, как водится, размещалась газырница на 16 пистолетных патронов. Спустя чуть более десяти лет командующий войсками Кавказской черты генерал-лейтенант Георгий Арсеньевич Эммануэль и вовсе установил всем казачьим полкам кордонной линии однообразное обмундирование и амуниция «черкесского образца».

С тех пор эволюция черкески началась в самих войсках. Появилась необходимость регламентирования ношения её не только казаками, но и армейскими бойцами и даже офицерами – столь популярна была черкеска. Уже с 1830-го года всем полкам Кавказской линии полагалось владеть целых две черкески: одна парадная, обозначаемая часто как мундир, а другая повседневная, походная. Цвет используемой ткани же зависел от полка, в каком служил офицер или рядовой. Бытовали тёмно-синие черкески, коричневые, серые, бордовые и даже белые.

Кавказская черкеска. Не попросту обмундирование

Случались и некоторые чистосердечно комичные ситуации. Во вновь сформированных полках молодые командиры с целью унификации и экономии предписывали иметь просторные черкески, чтобы их можно было надеть на полушубок в особо морозное время, а в тёплые сезоны носить её же. Выглядел этот мешок откровенно смешно, не считая того, что терял свою функциональность. Периодические возмущения казаков такими нововведениями в крышке концов вынудили командование разрешить вместо полушубков иметь ватный бешмет.

Кавказская черкеска. Не попросту обмундирование

К концу 19-го века и вовсе появился необыкновенно зимний вариант черкески – черкеска, отороченная чёрной овчиной. Примерно в это же время получили распространение так называемые бекирки, т. е. черкески на меху с затворённой грудью и высоким воротником.

Непосредственно на Кавказе бекирки появились с лёгкой руки Бекира Тургиева. И, конечно, на груди бекирки располагались газыри.

Черкеска сдаёт военные позиции

Но прогресс неумолим и жесток ко всему сущему, что выпадает из разряда необходимости. К началу 20-го века война в корне изменилась благодаря новоиспеченным технологиям. Невиданная ранее артиллерийская мощь загнала людей в траншеи, заставив ползать в грязи, рыть ходы в земле и пробовать максимально слиться с местностью. Последнему способствовала в том числе и авиация. Черкеска утрачивала все свои функциональные свойства.

Во-первых, черкеска была необычайно приметна, что в условиях новой войны, в которой ценилась скрытность, было огромным минусом. Во-вторых, длинные полы мешали при ходьбе и ещё немало мешали при ползании. В-третьих, газыри потеряли свою первоначальную ценность.

Кавказская черкеска. Не попросту обмундирование
Черкеска защитного цвета

После Русско-японской брани в Кавказском казачестве развернулась острая дискуссия по поводу обмундирования. При этом нашлось большое количество ярых противников замены черкески. Апологеты старой формы были по-казачьи патриархальны, а также опасались, что нововведения будут осуществлены за их счёт. Споры порой переходили все благоразумные пределы на грани бунта. Нередко казаки трактовали замену черкески как дискриминацию всего казачества, мол, «сегодня за черкеской, а завтра за нами пришагают». Был вынужденно найден временный компромисс, т.к. на стороне апологетов черкески был сам государь император, любивший носить черкеску.

Командование приказало шить черкески лишь из сукна защитного цвета, так же, как и бешметы. На эти цели интендантствам отвели определённое количество материи. Однако эти полумеры не возымели должного эффекта. Брань диктовала свои аргументы. Но казачество, которое располагало исключительным правом повседневного ношения черкески в качестве знака своей принадлежности к воинскому сословию, противилось всеми мочами любым реформам. Далеко не все полки удалось на время войны перевести на ношение рубах защитного цвета с карманами вместо газырей, также с позволением носить кинжал на поясе.

Так или иначе, но кровавый водоворот начала прошлого века вытравил черкеску. Легендарная форма покинула свои боевые позиции, но до сих пор осталась отличительным знаком как казачества, так и народов Кавказа.

Источник

>