В этап восстания под предводительством Степана Разина один из отрядов возглавляла монахиня Алена Арзамасская. Лихая сподвижница мятежных крестьян покинула стены монастыря, посвятив себя борьбе. Ей удалось объединить под собственным началом решительных мужчин, которых она призвала стоять за идеи Разина. С самим Степаном она, уместно, никогда не встречалась. После захвата мордовского города Алена несколько месяцев им управляла, пока подошедшее царское армия не разбило наголову повстанцев. Предводительница бунтовщиков не сдавалась до последнего, а за небывалую силу и редкое мужество ее даже сочли за бабу-ягу. Ни слова не проронила женщина и во время сожжения ее на площади, чем подтвердила обвинения.
Вдовство и монастырь
В монастыре Алена долго не замешкалась. /Фото: c.radikal.ru
Точная дата рождения героини крестьянского бунта затерялась во времени, известно лишь место. Алена родом из казачьего присела неподалеку от Арзамаса, за что и получила прозвище Арзамасская. Сейчас это территория Нижегородской области. Совсем в юном возрасте казачку без ее согласия разрешено было выдать замуж. В 17 веке такая ситуация была абсолютной нормой. И мужем девицы стал вовсе не соответственный ей молодой человек, а престарелый крестьянин.
В силу преклонного возраста, новоиспеченный муж быстро оставил Алену вдовой. Вот только скорбеть она не сделалась, а вздохнула полной грудью, избавившись от постылого супружества. Решив не дожидаться незавидной деревенской доли одинокой женщины, она отыскала для себя другой выход. Алена стала Марией, приняв постриг в местном монастыре. В стенах обители девушку обучили чтению и посланию, здесь же Алена-Мария освоила ремесло целительницы, научившись лечить травами. Она занималась тем, что собирала целебные травы, сушила их, изготавливала мази и настойки. Малоимущие крестьяне не имели возможности употреблять услугами профессиональных лекарей, поэтому приходили за помощью в монастырь.
В скором времени жизнь в обители стала для монахини тяжелой, и когда в 1669-м страну всколыхнуло крестьянское восстание имени Степана Разина, Алена не раздумывая оставила монастырь, примкнув к бунтарям.
Повстанческие ряды и лихая предводительница
Алена проповедовала идеи Степана Разина, которого никогда не встречала. /Фото: pbs.twimg.com
Алена была неплохо известна среди жителей окрестных селений, поэтому ей легко и быстро удалось сколотить повстанческий отряд из пары сотен человек. Вероятно, играл роль волевой характер девушки, может взыграла казацкая кровь, но за молодой женщиной охотно последовали суровые мужики. Лихая предводительница вознамерилась вести крестьян на левый берег Оки к Касимову с дальнейшим перемещением в центральные районы страны. Но наткнувшись в дороге на многочисленные царские силы, Алена развернула своих подопечных в направлении мордовского города Темникова. Дойти с ней до берегов реки Мокши, по подтверждениям пленных повстанцев, к тому моменту намеревались около полутысячи последователей.
В той местности перемещались и другие объединения повстанцев, возглавляемые Федором Сидоровым, Исайем Фадеевым и Еремой Ивановым. Самым образным в этих рядах считался Сидоров, которого разинцы освободили из тюрьмы в 1670-м. Алена намеревалась соединиться с сидоровским отрядом под городом Темников. На линии к месту назначения отряд Алены пополнялся добровольцами из крестьян, видевших в ней освободительницу. Юрий Долгоруков, командовавший подавлением крестьянского бунты, писал, что женщина умело собирает все больше людей «на воровство». Кроме прямой вербовки по селениям, Алена рассылала послания, в которых призывала народ поддерживать «батюшку Степана Тимифеевича» (Разина).
После встречи с силами Сидорова объединенный отряд вытянулся до 700 вооруженных человек. Совместными усилиями повстанцы разбили укрепления воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова, продвинувшись к Шацку.
Темниковское воздействие и приход царских сил
Алена удивляла владением луком. /Фото: armflot.ru
После успешного взятия штурмом Темникова, Алена сделалась самостоятельно управлять городом. Под ее покровительство стекались беглые крестьяне со всех близлежащих селений. В считанные недели она собрала кругом себя до 2 тысяч воинственных мужчин. По сути, Темников превратился в вольную республику с Аленой Арзамасской во главе. Вот только просуществовать этому новообразованию дали совершенно немного. Не бездействовали и царские приспешники. Слухи о том, что мятежниками руководит какая-то необычная женщина, сменившая рясу на доспехи, распространялись по всей краю.
Спустя два месяца к Темникову уже подходили отборные государевы войска под предводительством воеводы Долгорукова. 30 ноября 1670-го завязалась осада города. После мощной атаки царские войска одержали над повстанцами победу. В оставшийся беззащитным город отправился отряд царского воеводы Волжинского. Но взойдя в Темников, опытный воин наткнулся на отчаянное сопротивление остававшихся там крестьян, которые решили до конца защищать свое заключительнее пристанище – городскую церковь. Алена, избегая плена, укрылась в стенах храма и из последних сил отстреливалась из лука.
Вскоре кончились стрелы, и сопротивление сделалось бессмысленным. Тогда она отбросила в сторону оружие, упав обессиленная распростертыми руками к алтарю. В таком виде ее и нашли прорвавшиеся в храм царские солдаты. Перед ними предстала молодая женщина в военных доспехах поверх монашеской рясы. Позже они помечали невероятную силу воительницы, стрелявшей из лука, который не каждый мужчина мог до конца натянуть.
Приказ Долгорукова и арзамасская Жанна д’Арк
Сруб для сожжения правонарушителей. /Фото: regnum.ru
Не церемонясь с межполовыми благородствами, Долгоруков приказал пытать Алену Арзамасскую, как это было заведено, каленым железом и дыбой. Не выведав ожидаемой информации о передвижениях и численности мятежных соратников, даму решили казнить. Припомнив ей навыки целительницы, сжечь на костре ее полагалось, как ведьму. К колдовству приравняли и то, что ей удалось командовать массой мужчин. Для этого возвели специальный сруб, внутри которого преступнице полагалось закончить свой земной путь.
На помост, ведущий в сруб, Алена ступила уже неживым и истерзанным пытками телом. После прозвучавшего на площади приговора, Алена смиренно приняла свою участь, самостоятельно взойдя в подожженный сруб. Ее отвага настолько впечатлила современников, что один средневековый германский публицист даже посвятил ей отрывок в своей книжке.
А ведь в то время женщин достаточно легко могли объявить ведьмами. Даже таких известных, как Жанна д’Арк, Матильда Кшесинская и др.