Великий колокол Дхаммазеди являлся наиболее крупным колоколом, когда-либо созданным человеком. Его вышина составляла порядка шести метров, ширина – более трех с половиной метров, а вес – около трехсот тонн (знаменитый на тяни мир московский Царь-Колокол весит двести тонн). Точнее, это рукотворное чудо, как многие считают, до сих пор существует, поэтому говорить о нем в минувшем времени, возможно, не совсем корректно (esoreiter.ru).
Великий колокол был отлит примерно в 1480 году по приказу короля Дхаммазеди, возглавлявшего средневековым государством Хантавади, на территории которого сегодня располагается Мьянма. Удивительное изделие стало подарком короля здешней пагоде Шведагон. Первоначально правитель никакого подарка не планировал, однако его поданные по ошибке собрали с народа ненужный налог, и тогда Дхаммазеди разрешил потратить «лишние» деньги из казны на создание рекордного колокола для прославления Будды.
Загадки великого колокола
Незадолго до планировавшейся отливки королевский астролог посоветовал Дхаммазеди перетащить дату изготовления колокола, поскольку работу начали в неблагоприятное время, когда на планету влияло созвездие Крокодила. Советник был убежден, что в противном случае колокол выйдет дефективным и не будет звонить. Правитель послушался этого совета, и дату отливки перенесли на более поздний срок. Когда в сигнальный инструмент стукнули впервые, звук оказался не самым приятным. По словам советника короля, это произошло потому, что колокол все равно отлили с нарушением кое-каких астрологических требований. Тем не менее, в дальнейшем звон колокола стал более благозвучным.
Металлами для создания Великого колокола Дхаммазеди сделались медь, олово, золото и серебро. Этот шедевр также инкрустировали сапфирами и изумрудами.
В 1583 году в пагоде Шведагон очутился венецианский писатель и купец Гаспаро Бальби, который был неимоверно поражен колоколом. Путешественника впечатлили не только невиданные размеры и состоятельные украшения сигнального инструмента, но также загадочные мелкие символы, которые были выгравированы на изделии. В своем походном дневнике Бальби написал, что тяни колокол исписан непонятными иероглифами, которых хватило бы на толстую книгу.
Купец пообщался со здешними жителями, в том числе с монахами, и выяснил, что никто из них не в состоянии прочесть таинственные надписи. Оказалось, что местные жители просто не знали этого языка, а очевидцы создания колокола давно уже на небосводах.
Высшие силы защитили колокол
В 1608 году араканские завоеватели решили расплавить колокол и отлить из полученного металла корабельные пушки. Великий колокол Дхаммазеди сбросили с пагоды и потащили к реке Ситаун на слонах. Там колокол погрузили на плот, а плот привязали к флагманскому кораблю. Судно не доплыло и до половины реки, когда плот не выдержал веса колокола и пошел ко дну, утянув вслед за собой и корабль. По мнению буддистов, высшие мочи не позволили, чтобы колокол был переплавлен на оружие.
С тех пор этот шедевр считается утерянным. Согласно некоторым историческим источникам, во пора речных отливов колокол был виден в реке вплоть до конца девятнадцатого века. Сегодня бытуем мнение, что если Великий колокол Дхаммазеди подлинно покоится на дне Ситауна, то в наши дни он похоронен под несколькими метрами ила. Разумеется, предпринимались неоднократные попытки найти его, однако они оказались безрезультатными, поскольку вода тут очень мутная, а на дне к тому же имеется множество остовов затонувших кораблей.
За последнюю четверть века специалисты спускались со амуницией в Ситаун по меньшей мере восемь раз, но тщетно. В связи с тем, что колокол считается национальным достоянием Мьянмы и одним из символов буддистской веры, можно предположить, что попытки отыскать его будут предприниматься и в дальнейшем. Тем более, что современная техника вполне способна это сделать, главное, чтобы нашлись спонсоры.