издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти
ПДДенис ПередельскийВ высокогорье Памира отысканы антропоморфные фигуры10:22поделиться
Отчет о работе таджикско-российской археологической экспедиции, направленной на изучение памятников каменного столетия на Восточном Памире, опубликован в сборнике материалов научной конференции “Знаки и образы в искусстве каменного века”. Она была подогнана к 300-летию Российской академии наук и проведена в Новосибирске Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.
Сборник “Знаки и манеры в искусстве каменного века”
Изображение А передает мужской образ, а Б – женский, чуть ниже нарисован ребенок.
В отчете обрисованы новые местонахождения наскальных изображений каменного века: Санги-Кашида, Дарваз-Таш, Дарваз-Таш-2 и Найзаташ-2. Авторы исследования отмечают, что сравнительно длинное время на археологической карте Таджикистана значилось всего три памятника наскального искусства каменного века. Все они были обнаружены на территории Восточного Памира.
В заключительные годы этот высокогорный район активно исследовали российские археологи совместно со своими таджикскими коллегами. В результате бывальщины открыты сразу три новых памятника с крашеными наскальными рисунками. То есть количество таких памятников увеличилось сразу вдвое.
Открытия бывальщины совершены летом 2023 года, а сейчас ученые представили описание находок. В частности, наскальные изображения были замечены в гроте Санги-Кашида, расположенном примерно в 70 километрах к юго-западу от районного центра Мургаб, сразу за перевалом Тик-Теш.
“Грот воображает собой скальный известняковый выход высотой 10-12 метров и располагается на правом борту долины у подножья безымянного хребта, – сообщают исследователи. – В гроте Санги-Кашида замечены наиболее интересные по содержанию изображения. Рисунки нанесены на правой (юго-западной) от входа стенке грота”.
Всего исследователи задокументировали 48 так именуемых плоскостей с рисунками, причем 14 из них могут составлять единые композиции. Изображения нанесены минеральной краской красного, светло-красного и бордового красок.
“Репертуар рисунков преимущественно состоит из вертикальных, горизонтальных линий и кружков, – следует из научной работы. – Среди всех рисунков выделяются изображения людей и козлов”.
За исключением одной фигуры, все изображения выполнены в линейной повадке. Их можно условно распределить на три яруса: нижний, средний и верхний. На верхнем ярусе преобладают вертикальные линии разных размеров. На самом верхотуре, где стена переходит в потолок, преобладают сплошные круглые пятна.
“Наиболее интересные сюжеты представлены в среднем ярусе, – строчат исследователи. – Здесь представлены три антропоморфные фигуры, две из которых сохранились целиком. Изображения располагаются примерно на одном уровне, одинешенек незначительно ниже. Все изображения выполнены в линейном стиле светло-бордовой краской”.
Размеры первой антропоморфной фигуры оказались таковы: вышина – 12,1 сантиметра, ширина – 9,4 сантиметра. Ноги раздвинуты, руки раскинуты в сторону. Одной линией проведена башка и туловище, а голова передана условно, причем руки нисходят почти от головы.
Второе антропоморфное изображение располагается чуть рослее, слева от первой фигуры. Высота этого изображения составляет 9,5 сантиметра, ширина – 6,4 сантиметра. В целом, другой рисунок повторяет очертания первого: у него также раздвинуты ноги, а руки раскинуты в сторону. Однако все линии этого изображения очутились тоньше, чем в первом случае.
“Судя по анатомическим параметрам, с уверенностью можно сказать, что изображение А передает мужской образ, а Б – дамский, – пишут исследователи. – Скорее всего, чуть ниже их нарисован ребенок”.
Антропоморфные фигуры, исполненные в похожем стиле, бывальщины отмечены на этом же среднем ярусе еще в двух местах, причем одна из фигур изображена в движении.
Читайте нас в Telegram
Новинки о прошлом и репортажи о настоящем
подписаться