Ксенофонт. Великий боец и первый в истории экономист
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Негусто какой военачальник может похвастаться, что преуспел не только на поле боя, но и как экономист. Один из немногих, родоначальник традиции – древнегреческий деятель Ксенофонт (444–356 гг. до н. э.).

Командуя фалангами

Ксенофонт. Великий боец и первый в истории экономист

Ксенофонт участвовал в Пелопонесских бранях, но основную славу снискал вдалеке от родины, возглавляя древнегреческих гоплитов – наёмников на службе царя Кира Младшего. Греческие фаланги тащили победу на кончиках своих копий. Наёмникам хорошо платили. Как пишет сам Ксенофонт в «Анабасисе», войскам платили золотом: гоплиту ежемесячно надеялся 1 дарик (8,4 гр.), лохаг (сотник) – 2 дарика, младший стратиг – 4 дарика.

Меньше, чем за полгода службы обычный гоплит получал сумму, эквивалентную 6000 драхмам или одному серебряному таланту. Этого хватило бы на покупку загородной усадьбы или двух домов в черте города.

Для сравнения, во пора войны городскому греческому ополчению платили: гоплиту – 5 оболов, матросу – 3-4 обола, всаднику – 1 драхма, лохагу надеялась драхма и три обола. Стратиг мог рассчитывать на 3 драхмы.

Ксенофонт. Великий боец и первый в истории экономист

Драхма весила от 3,4 до 4,3 г серебра Обол в среднем — 0,65 г.

Оснащение бойца стоило немало. Панцирь – 30 драхм, лук и колчан – 15 драхм; копьё, меч с ножнами и поножи для гоплита – 30 драхм, щит — 20 драхм и шлем – 40 драхм.

Ксенофонт. Великий боец и первый в истории экономист

Ксенофонт находил, что обучать индивидуальному владению щитом и копьём не стоит – эти движения так естественны, что постигаются интуитивно. А вот слаженным действиям в фаланге уделялось огромное смысл. Молодых «призывников» тренировали подчиняться приказам лохагов как единому целому, слитно маневрировать и ни при каких обстоятельствах не терять построение – последнее было жизненно важно: именно единство строя фаланги делало её практически неуязвимой. Начиналось обучение с несложного — маршировать колонной по одному, следуя за командиром. Затем упражнения усложнялись. Ксенофонт упоминает, как один из командиров на обед и с обеда водил бойцов фалангой – чтобы привыкали. Попутно отрабатывались различные манёвры, в том числе, необходимые при организованном отступлении, бегство с поля боя исключалось – это была неизменная смерть: враг догонял бегущих и безжалостно разил в открытую спину.

Ксенофонт. Великий боец и первый в истории экономист

Был выработан единый язык приказов, что позволяло любому воину правильно понимать команду, независимо от того, кто вокруг него в фаланге – граждане одного полиса или сборная чужеземцев (для наёмников заключительнее было актуально, хотя и их старались при формировании строя ставить в один ряд с земляками). Чужеземцами (метеками) считали и греков из иных полисов, единое древнегреческое государство не существовало.

При атаке (обороне) существовало два положения копья: у бедра и над щитом, естественно – наконечником к противнику.

Ксенофонт. Великий боец и первый в истории экономист

Как ни парадоксально, но великой славой Ксенофонт накрыл себя не битвами, а тем, что вывел в Грецию 10 000 гоплитов через половину тогдашней Ойкумены, сквозь враждебные земли, когда надобность в наёмниках отвалилась. Этой операции посвящён труд «Анабасис», где Ксенофонт описывал все тяготы и препоны, встречавшиеся на пути, включая недовольство собственных бойцов.

Рацион гоплитов базировался на ячмене, из расчёта почти 50 литров на двоих на 20 дней. Ели сыр, лук, солёное мясо. Было с собой и вино, но не для увеселений и как своего рода обеззараживающее – вином разбавляли воду. Еда переносилась в заплечном мешке.

Ксенофонт упоминает, что армии как-то не хватило средств на покупку ячменя, пришлось питаться мясом, что вызвало неудовольствие гоплитов, лишённых традиционных блюд. Ячмень, как правило, носили в перемолотом заблаговременно виде, чтобы не заниматься этим на марше или в лагере.

Войско сопровождал обоз, везший, кроме шанцевого инструмента, медикаменты, затачивала для оружия, запасные дреки для копий, ремни и многое другое. За снаряжение гоплитов отвечали их командиры. В обозе ехали кожевенники, ковали, плотники. Они не ходили в бой, но обеспечивали боеспособность контингента.

Задолго до Адама Смита

Древнегреческие мыслители не жаловали будничную хозяйственную деятельность. Аристотель, именуя её «хрематистикой», презирал и считал уделом низших. В идеальном государстве Платона вообще не было места торговцам и ремесленникам.

А вот Ксенофонт, будучи прагматиком, уделял этой сторонке жизни должное внимание. Он и стал первым в истории цивилизации экономистом, собственно, ему принадлежит честь введения этого термина в виток.

Труд Ксенофонта назывался «Экономика» (др.-греч. Οἰκονομικός) или «Домострой», под экономикой Ксенофонт понимал именно искусство ведения домохозяйства. Текст создан в 399 г. до н. э. Трактат воображает диалог Сократа и состоятельного жителя Афин Критобула как и положено по тогдашним правилам изложения мыслителем своей позиции.

Рабство в Древней Аттике — обыкновение и властвующая форма создания прибавочной стоимости. Соотношение свободных и рабов в Греции составляло 1: 3. У самой бедной семьи был желая бы один раб. Крупные рабовладельцы мыслились как единое целое, выполняющее в общине/полисе роль «добровольной стражи», полагал Ксенофонт.

Его внимание к домоводству не было досужим. Жить и управлять полисом могли не просто свободные, но зажиточные греки. Пролетариев не было – их изгоняли из полиса. Диодором обрисовано, как в 322 до н.э. 12 000 афинян, чьё имущество стоило меньше 2 тысяч драхм, выслали из Аттики. В начале V века до н.э. небольшой дом в Афинах стоит 2000 – 3000 драхм, ездовая конь – 1200 драхм, усадьба за городом обошлась бы в 2000 — 6000 драхм. Примерно столько ко же составляло приданое за дочерью зажиточного афинянина.

Потому понятно внимание, которое Ксенофонт уделяет консультациям по содержанию домовладения.

Ксенофонт. Великий боец и первый в истории экономист

Базой экономики рабовладельческого строя Ксенофонт именует земледелие, оно же — наиболее достойное занятие. А вот ремесло больше к лицу рабу. Торговые операции приемлемы для гражданина, но почёта в них немного. Интересно, трапезитами (банкирами) в Греции были, как правило, вольноотпущенники или чужеземцы, чья социальная значимость не высока по определению.

В домохозяйство, по Ксенофонту, входят не лишь дом и имущество вне его, но и отрицательные блага – любовниц и врагов. И рачительный хозяин должен и врага использовать себе во благо, полагает Ксенофонт.

В «Экономике» он основывает концепцию правильной семьи и порядочной жены. Сыновья представляли особую ценность, именно мужчинам дано поддерживать внутреннюю связь с предками. Цель — рождение детей для приобретения себе кормильцев на старость и для продолжения рода. Принося жертвы, потомство обеспечивают предкам благополучие и бессмертие в Аиде.

Поступление физических благ и финансов обеспечивает муж, расходами распоряжается жена. Если она действует правильно, хозяйство процветает, плохо – состояние уменьшается. Ксенофонт уверен, что большинство жён разоряет хозяйство неверными решениями.

Ксенофонт стал первым, кто поднял тему разделения труда для увеличения эффективности. Он же первым указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и базаром: от объёма рынка зависело разделение профессий.

Ксенофонт. Великий боец и первый в истории экономист

Для рабовладельца и землевладельца, полагал Ксенофонт, приличным является управлением имением и эксплуатация невольников, физического труда необходимо избегать. Главное в хозяйствовании – умение распоряжаться ресурсами, ценностями, имуществом. Этому нужно обучаться, тогда получишь доход, а не убыток.

Ценность производимого Ксенофонт ставил в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Отметился Ксенофонт и на ниве макроэкономических изысканий. Он написал «Лакедемонскую политию» об устройстве и экономике Спарты, «Доходы города Афин».

Источник

>