Кто и когда начинов записывать настоящие саги и почему им нельзя полностью доверять
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Кто и когда начинов записывать настоящие саги и почему им нельзя полностью доверять

Сага – это не лишь серия фильмов о «Звездных войнах» или о семействе вампиров. Строго говоря, настоящей сагой может считаться лишь то создание, что записано во времена позднего Средневековья в Скандинавии, точнее – в Исландии. Предполагалось, что рукописи эти правдиво рассказывают о событиях прошлого, но насчет достоверности написанного у нынешних ученых есть серьезные сомнения.

Как возникали старинные саги и что помогло их сохранить

Сага, по своей сути, – рассказ так же длинный, насколько правдивый. В прошлом на сагу могли ссылаться как на исторический документ – так высоко было доверие к ней и ее автору или рассказчику. Тексты манускриптов тоже указывали на то, что записанное соответствует произошедшему в реальности. Не случайно еще в давние времена появились и «лживые саги» – то есть те, какие по форме были близки к истинным, но наполнялись, по усмотрению автора, мифами и легендами.

Кто и когда начинов записывать настоящие саги и почему им нельзя полностью доверять
Рукопись саги, XIII в.

Все саги, за негустым исключением, составляли в Исландии. Этот остров в северной части Атлантического океана, к западу от Скандинавского полуострова, был заселен в IX столетье норвежцами, которые покинули родные края из-за конфликта с королем Харальдом I. Прошло немного времени – и появились первые саги, предания, в каких осмысливалось прошлое и настоящее исландцев. Сагами называли сказания о народе и его истории, о родах и родовых распрях, потом – о правителях, епископах, рыцарях. Слово saga на древнескандинавском и означало «сказание». Уместно, родственным этому термину стало и английское say («сказать»).

Кто и когда начинов записывать настоящие саги и почему им нельзя полностью доверять
Инсталляция из Музея саги в Рейкъявике

Замечательной особенностью исландских саг сделалось то, что об их первоначальном, оригинальном содержании, о периоде создания, а часто – и о сочинителях – сейчас можно только догадываться. До настоящего времени дошли престарелые рукописи, но дело в том, что записывались они спустя значительное время после того, как события саг имели место. Тут как с «Повестью временных лет» – из-за запоздалого появления письменности приходится довольствоваться текстами, которые были записаны «по памяти» – народной памяти. А уж как рассказывал один повествователь иному, что добавлял, а что забывал, включал ли в правдивую по своей сути сагу свои размышления или в точности повторял слова предшественника – произнести невозможно.

Кто и когда начинов записывать настоящие саги и почему им нельзя полностью доверять
Сага. Рукопись XIV века

Самые древние из письменных источников, где зафиксированы саги, относятся к XII веку, а большинство саг было уложено в период с X по XI век – это так называемый «век саг» или «эпоха саг». Рукописи составлялись в большом количестве вплоть до XV века, и благодаря этому сохранилось довольно большенное количество этих образцов исландской литературы. Они же позволяют изучать историю средневековой Скандинавии и нашествий викингов, включая и их странствия к славянским землям. Или все-таки не позволяют?

Бог Один и другие персонажи саг

Среди саг можно выделить несколько основных разновидностей. Повествовали саги о древних временах – то есть о ранних периодах исландской и скандинавской истории. Эти правдивые повествования включали довольно порядочное количество мифов и легенд, впрочем, и другие типы саг не были освобождены от некоторого вымысла. Нередко персонажем сказания становился бог Одинешенек, главный из пантеона богов германо-скандинавской мифологии. Появляясь в повествовании в облике почтенного старца, он часто помогает героям.

Кто и когда начинов записывать настоящие саги и почему им нельзя полностью доверять
Инсталляция Музея саги в Рейкъявике

Составляли «саги об исландцах», родовые саги – те детально описывали истории распрей, случаи кровной мести, которая определяла жизнь многих поколений враждующих семейств. Саги вообще выделяются подробным, обстоятельным описанием всех действующих лиц и их генеалогии. Неспешный рассказ о том, как звали родителей героя, а затем его жену и прочих членов семейства, а потом все те же описания в отношении следующего героя младшего поколения, и так много раз – сейчас это могло бы показаться скучным, поскольку удаляет слушателя-читателя от заворотов сюжета, но для исландцев обойтись без этой составляющей было немыслимо.

«Фрейр стал правителем после Ньёрда. Его называли владыкой шведов, и он хватал с них дань. При нем были такие же урожайные годы, как и при его отце, и его так же любили. Фрейр воздвиг в Уппсале большое капище, и там была его столица. Туда шла дань со всех его земель, и там было все его обеспеченность. Отсюда пошло Уппсальское богатство и всегда с тех пор существует. При Фрейре начался мир Фроди Тогда были урожайные годы во всех краях. Шведы приписывали их Фрейру. Его почитали больше, чем других богов, потому что при нем народ стал богаче, чем был раньше, благодаря вселенной и урожайным годам. Его женой была Герд дочь Гюмира. Их сына звали Фьёльнир. Фрейра звали также Ингви. Имя Ингви длинно считалось в его роде почетным званием, и его родичи стали потом называться Инглингами». («Сага об Инглингах», ок. 1220 – 1230 гг., автор – Снорри Стурлусон).

Саги и изучение истории Исландии

Саги об исландцах, как отдельная разновидность саг, повествовали, помимо преданий о кровной вражде, историй о путешествиях викингов, еще и о том, как происходило переселение на остров первых колонизаторов. Вероятнее итого, такие повествования некогда включали в себя реальные события жизни исландцев, во всяком случае – в своем первоначальном изложении.
Бывальщины «королевские саги», их складывали о правителях – главным образом, правителях Норвегии, которой Исландия оказалась подчинена в середине XIII столетия. Спустя некоторое время появились так называемые «рыцарские саги» – они представляли собой переводы французских любовных песен и иных сочинений подобного рода, пришедших в Исландию с материка.

Кто и когда начинов записывать настоящие саги и почему им нельзя полностью доверять
О. Вергеланд. Прибытие норвежцев в Исландию. 872 г.

В XI веке остров сделался христианским, здесь появилась первая церковь (что, правда, не вытеснило скандинавских богов из исландского эпоса). Стали складывать так именуемые саги о епископах, представлявшие собой жизнеописание христианских святых. Еще одной разновидностью саги была «сага о недавних событиях»: в этих случаях выговор шла о том, что произошло либо при участии автора, либо стало ему известно непосредственно от одного из действующих лиц. Такие сказы включали большенное количество мелких деталей, подробностей, отчего объем произведений мог доходить до тысячи страниц, а количество персонажей – и превышать это число.

Кто и когда начинов записывать настоящие саги и почему им нельзя полностью доверять
Фрагмент Саги о Стурлунгах

Обращаясь к сагам, можно учить и историю, и мифологию Исландии – и чаще всего отделить одно от другого непросто или вообще невозможно. Маловероятна абсолютная правдивость рассказанного, прежде итого, из-за значительного, в несколько веков, промежутка времени между событиями и записями о них. Встречаются и саги-компиляции, как, например, сага о Стурлунгах, созданная для обобщения истории Исландии до подчинения ее Норвегии.
С иной стороны, можно назвать эти исландские произведения своего рода национальной энциклопедией: они порой включали в себя и тексты древних законов, и куцые рассказы, и фрагменты поэтических произведений. Авторы большинства саг неизвестны, лишь саги на религиозные темы, записанные начиная с XIV столетия, содержат указания на сочинителя. Одним из таких повествователей стал Стурла Тордарсон, который, написав несколько саг о заселении Исландии, вошел в историю и как прозаик, и как историограф.

Кто и когда начинов записывать настоящие саги и почему им нельзя полностью доверять
Исландская иллюстрация к саге, XVII век

Саги очутились ценным вкладом исландцев в европейскую литературу и в изучение средневековой истории. Но о тех же викингах они дают довольно смутное представление. История викингов закончилась намного ранее, чем появились первые рукописи со старинными сагами. Как и история таинственных берсерков, которых опасались племена восточных славян.

>