Кушать легенда 18 века, согласно которой в Восточной Сибири, в городе Жиганске проживала женщина, которую боялось все здешнее народонаселение. Была она русской, умела колдовать и звалась Аграфеной. Что же такого было в этой таинственной даме, что она держала в кулаке всех здешних обитателей? Читайте в материале, почему якуты так боялись эту женщину, что называли ее божеством и старались во всем угодить.
Кто она: сосланная татарка, русская колдунья или призрак здешней туземки
Об Аграфене Жиганской слагали различные предания. /Фото: tstosterone.ru
Первые упоминания об Аграфене относятся к 1786 году, когда участник экспедиции Биллингса, некто Сарычев, строчил о якутской шаманке, какую почему-то звали Аграфена. В те времена ее уже не было в живых около тридцати лет.
Писатель Уваровский также сообщал о страшной колдунье, истина назвал ее Агриппина. В книге 1848 года «Воспоминания» он называет ее знакомой своей бабушки. Сообщает, что русская «Агриппина» имела огромное воздействие на людей и жила в доме на скалах, возвышающихся над Жиганском. Мало кто мог позволить себе миновать мимо жилья колдуньи.
Еще одна версия: запоздалее, примерно в середине XIX века этнограф по фамилии Худяков оказался в Якутии и наименовал Аграфену татаркой, которая была за какие-то провинности выслана в Сибирь. И что была она седьмой из «сестёр-ведьм». Про жилище колдуньи Худяков строчил так: градоначальник Жиганска, обеспокоенный деятельностью дамы, не разрешил Аграфене проживать в Жиганске, так как считал ее дьяволом. Он отправил ее подальше от людей, вырвав поселиться на острове Столб (Остолбо), что был почти в ста километрах от города.
И еще одно мнение: Аграфена — туземка из здешнего населения, которую звали Чуонах. И была она дочерью одного шамана, существовавшего в Верхоянске. Женщина одно время проживала в Тобольске, где ее и наименовали Аграфеной. Потом она вернулась в Якутию. Но произошел несчастный случай, корабль, на каком Чуонах плыла домой потерпел крушение и утонул, и шаманка сгинула в глубине вод, будучи молодой. Но не пропала, а стала призраком острова Столб.
Как выглядела Аграфена и что умела
При непримечательной наружности Аграфена имела огромное влияние на людей.
Уваровский строчил, что тот человек, который нравился Аграфене, становился счастливым. Получить благосклонность шаманки считалось большой удачей. И наоборот, если ее чем-то обижали, то можно было ожидать несчастья. Это была мощная колдунья. При этом Аграфена обладала обычной внешностью: маленького роста, очень полная, с изуродованным осинами ликом. Голос же был весьма громким, буквально гипнотизирующим.
Странно, но такая непримечательная на вид женщина держала в страхе все окрестности. Опасаясь ярости колдуньи, якуты усердствовали задобрить ее подарками. Тот, кто прошел мимо домика Аграфене и не оставил подаяния, мог быть превращен ею в черноволосого ворона или в пылевой вихрь. Лучше уж принести дар, не так ли? А лодки, которые проплыли слишком близко от острова Остолбо, якобы терпели крушение и утопали в волнах реки Лены.
Как якуты умасливали Аграфену
Якуты так боялись Аграфену, что старались задобрить ее всевозможными подарками.
Аграфена так пугала население, что все ее слова местные обитатели считали божьим голосом. Страх не ушел и после смерти женщины. Воли были сильно обеспокоены усилением шаманизма, и даже был отдан распоряжение, чтобы тело Аграфены было выкопано и сожжено.
Тем не немного, жители города и его окрестностей, которые направлялись вверх по Лене, все так же оставляли дары для колдуньи. В основном это были распространенные в России презенты: свечи, материалы, табак. Легенда про колдунью «расползлась» по огромной территории Якутии, вселяя ужас. Люд утверждали, что и после смерти великая Аграфена способна вселиться в человека и принудить его страдать. В этом она напоминала блуждающих духов-юёр, о каких говорится в якутском фольклоре.
Худяков писал, что якуты удостаивают колдунью самыми различными титулами и зовут ее огромной Аграфеной, великой Чуонах, госпожой Размашистый столб, Островом с молоком и так далее. Все названия целы почтения и порой страха. Сарычев же отмечал, что якуты боятся Аграфену, боготворят ее и усердствуют делать для нее жертвоприношения, и что она «русского не страшится, да и якутом не побрезгует». Чтобы не попасть под горячую руку колдуньи, следовало преподнести ей неплохой презент.
Как возник миф об Аграфене
Скорее итого, Аграфена — сплетение нескольких легенд воедино. /Фото: yt3.ggpht.com
Генезис Аграфены всегда интересовало исследователей Сибири. По суждению Снежаны Руфовой и Агафьи Захаровой, старинное поверье о колдунье опирается на трех источниках. Самым первым можно находить тунгусскую легенду о смотрительницах, хранивших остров на реке Лене. Это бывальщины сестры, которых связывало единое дело.
Кушать мнение, что легенды о жившей в 17 веке колдунье и знахарке Аграфене, какая могла быть и русской, и татаркой, сплелись с преданием о таинственном призраке острова Остолбо: дух юёр посетил остров в то время, когда (уже в 18 столетье) утонула якутская девушка Чуонах (имя при крещении — Аграфена). Все эти варианты перемешались и вселенной явилась Аграфена, ставшая божеством и хранительницей Заполярья. Ныне многие якуты по-прежнему верят в нее. Чаще всего это представители старшего поколения. Молодежь же не чересчур то боится злых духов.
Ныне точно сказать, кто такая Аграфена, как она жила, откуда появилась, и куда ушла, попросту невозможно. Некоторые якуты сообщают, что колдунья прожила долгую жизнь и умерла от инфекции, когда ей было уже за восемьдесят. За триста лет показалось немало легенд об Аграфене и рассказов, какой была ее непростая судьбина. В народе ей нередко приписывают диаметрально противоположные качества и жизнеописания, которые противоречат друг другу. Чему верить — любой решает сам.
А ведь в войне солдатам очень помогали четвероногие товарищи, совершающие настоящие подвиги.