![Кто такая «госпожа Размашистый столб», и Отчего якуты считают её своей богиней Кто такая «госпожа Размашистый столб», и Отчего якуты считают её своей богиней](/wp-content/uploads/2021/11/kto-takaja-gospozha-shirokij-stolb-i-pochemu-jakuty-schitajut-ejo-svoej-boginej-c69ca2c.jpg)
Кушать легенда 18 века, согласно которой в Восточной Сибири, в городе Жиганске проживала женщина, которую боялось все здешнее народонаселение. Была она русской, умела колдовать и звалась Аграфеной. Что же такого было в этой таинственной даме, что она держала в кулаке всех здешних обитателей? Читайте в материале, почему якуты так боялись эту женщину, что называли ее божеством и старались во всем угодить.
Кто она: сосланная татарка, русская колдунья или призрак здешней туземки
![Кто такая «госпожа Размашистый столб», и Отчего якуты считают её своей богиней Кто такая «госпожа Размашистый столб», и Отчего якуты считают её своей богиней](/wp-content/uploads/2021/11/kto-takaja-gospozha-shirokij-stolb-i-pochemu-jakuty-schitajut-ejo-svoej-boginej-65a0fde.jpg)
Об Аграфене Жиганской слагали различные предания. /Фото: tstosterone.ru
Первые упоминания об Аграфене относятся к 1786 году, когда участник экспедиции Биллингса, некто Сарычев, строчил о якутской шаманке, какую почему-то звали Аграфена. В те времена ее уже не было в живых около тридцати лет.
Писатель Уваровский также сообщал о страшной колдунье, истина назвал ее Агриппина. В книге 1848 года «Воспоминания» он называет ее знакомой своей бабушки. Сообщает, что русская «Агриппина» имела огромное воздействие на людей и жила в доме на скалах, возвышающихся над Жиганском. Мало кто мог позволить себе миновать мимо жилья колдуньи.
Еще одна версия: запоздалее, примерно в середине XIX века этнограф по фамилии Худяков оказался в Якутии и наименовал Аграфену татаркой, которая была за какие-то провинности выслана в Сибирь. И что была она седьмой из «сестёр-ведьм». Про жилище колдуньи Худяков строчил так: градоначальник Жиганска, обеспокоенный деятельностью дамы, не разрешил Аграфене проживать в Жиганске, так как считал ее дьяволом. Он отправил ее подальше от людей, вырвав поселиться на острове Столб (Остолбо), что был почти в ста километрах от города.
И еще одно мнение: Аграфена — туземка из здешнего населения, которую звали Чуонах. И была она дочерью одного шамана, существовавшего в Верхоянске. Женщина одно время проживала в Тобольске, где ее и наименовали Аграфеной. Потом она вернулась в Якутию. Но произошел несчастный случай, корабль, на каком Чуонах плыла домой потерпел крушение и утонул, и шаманка сгинула в глубине вод, будучи молодой. Но не пропала, а стала призраком острова Столб.
Как выглядела Аграфена и что умела
![Кто такая «госпожа Размашистый столб», и Отчего якуты считают её своей богиней Кто такая «госпожа Размашистый столб», и Отчего якуты считают её своей богиней](/wp-content/uploads/2021/11/kto-takaja-gospozha-shirokij-stolb-i-pochemu-jakuty-schitajut-ejo-svoej-boginej-c56a8d5.jpg)
При непримечательной наружности Аграфена имела огромное влияние на людей.
Уваровский строчил, что тот человек, который нравился Аграфене, становился счастливым. Получить благосклонность шаманки считалось большой удачей. И наоборот, если ее чем-то обижали, то можно было ожидать несчастья. Это была мощная колдунья. При этом Аграфена обладала обычной внешностью: маленького роста, очень полная, с изуродованным осинами ликом. Голос же был весьма громким, буквально гипнотизирующим.
Странно, но такая непримечательная на вид женщина держала в страхе все окрестности. Опасаясь ярости колдуньи, якуты усердствовали задобрить ее подарками. Тот, кто прошел мимо домика Аграфене и не оставил подаяния, мог быть превращен ею в черноволосого ворона или в пылевой вихрь. Лучше уж принести дар, не так ли? А лодки, которые проплыли слишком близко от острова Остолбо, якобы терпели крушение и утопали в волнах реки Лены.
Как якуты умасливали Аграфену
![Кто такая «госпожа Размашистый столб», и Отчего якуты считают её своей богиней Кто такая «госпожа Размашистый столб», и Отчего якуты считают её своей богиней](/wp-content/uploads/2021/11/kto-takaja-gospozha-shirokij-stolb-i-pochemu-jakuty-schitajut-ejo-svoej-boginej-23e56ec.jpg)
Якуты так боялись Аграфену, что старались задобрить ее всевозможными подарками.
Аграфена так пугала население, что все ее слова местные обитатели считали божьим голосом. Страх не ушел и после смерти женщины. Воли были сильно обеспокоены усилением шаманизма, и даже был отдан распоряжение, чтобы тело Аграфены было выкопано и сожжено.
Тем не немного, жители города и его окрестностей, которые направлялись вверх по Лене, все так же оставляли дары для колдуньи. В основном это были распространенные в России презенты: свечи, материалы, табак. Легенда про колдунью «расползлась» по огромной территории Якутии, вселяя ужас. Люд утверждали, что и после смерти великая Аграфена способна вселиться в человека и принудить его страдать. В этом она напоминала блуждающих духов-юёр, о каких говорится в якутском фольклоре.
Худяков писал, что якуты удостаивают колдунью самыми различными титулами и зовут ее огромной Аграфеной, великой Чуонах, госпожой Размашистый столб, Островом с молоком и так далее. Все названия целы почтения и порой страха. Сарычев же отмечал, что якуты боятся Аграфену, боготворят ее и усердствуют делать для нее жертвоприношения, и что она «русского не страшится, да и якутом не побрезгует». Чтобы не попасть под горячую руку колдуньи, следовало преподнести ей неплохой презент.
Как возник миф об Аграфене
![Кто такая «госпожа Размашистый столб», и Отчего якуты считают её своей богиней Кто такая «госпожа Размашистый столб», и Отчего якуты считают её своей богиней](/wp-content/uploads/2021/11/kto-takaja-gospozha-shirokij-stolb-i-pochemu-jakuty-schitajut-ejo-svoej-boginej-409cbca.jpg)
Скорее итого, Аграфена — сплетение нескольких легенд воедино. /Фото: yt3.ggpht.com
Генезис Аграфены всегда интересовало исследователей Сибири. По суждению Снежаны Руфовой и Агафьи Захаровой, старинное поверье о колдунье опирается на трех источниках. Самым первым можно находить тунгусскую легенду о смотрительницах, хранивших остров на реке Лене. Это бывальщины сестры, которых связывало единое дело.
Кушать мнение, что легенды о жившей в 17 веке колдунье и знахарке Аграфене, какая могла быть и русской, и татаркой, сплелись с преданием о таинственном призраке острова Остолбо: дух юёр посетил остров в то время, когда (уже в 18 столетье) утонула якутская девушка Чуонах (имя при крещении — Аграфена). Все эти варианты перемешались и вселенной явилась Аграфена, ставшая божеством и хранительницей Заполярья. Ныне многие якуты по-прежнему верят в нее. Чаще всего это представители старшего поколения. Молодежь же не чересчур то боится злых духов.
Ныне точно сказать, кто такая Аграфена, как она жила, откуда появилась, и куда ушла, попросту невозможно. Некоторые якуты сообщают, что колдунья прожила долгую жизнь и умерла от инфекции, когда ей было уже за восемьдесят. За триста лет показалось немало легенд об Аграфене и рассказов, какой была ее непростая судьбина. В народе ей нередко приписывают диаметрально противоположные качества и жизнеописания, которые противоречат друг другу. Чему верить — любой решает сам.
А ведь в войне солдатам очень помогали четвероногие товарищи, совершающие настоящие подвиги.