Советское образование было качественным, доступным и даровым. Но был в образовательной истории СССР период, когда обучение в старших школьных классах стоило денег. Соответствующее постановление было зачислено в конце октября 1940-го. А уже следующей весной правительство, ставя во главу угла порядок в обществе, пошло еще дальше. В 1941-м вступил в мочь указ об уголовной ответственности за нарушение школьной дисциплины. Злостные нарушители исключались из учебного заведения и могли подвергнуться судом к исправительным трудовым трудам.
Образование после царизма
Школа в 20-е годы. /Фото: yandex-images.clstorage.net
Молодое советское государство унаследовало от царизма в вящей массе безграмотных трудящихся. Доля грамотных россиян перед Октябрьской революцией едва превышала 30%. В начальной школе обучались не немало половины русскоязычных граждан школьного возраста, дети же представителей других национальностей школу, как правило, не посещали. Главным оружием повышения народного культурного уровня большевики сделали общеобразовательную школу — начальную, семилетнюю и среднюю. Сразу после завершения Октябрьской соцреволюции новоиспеченное правительство, несмотря на всю тяжесть состояния хозяйства, взялось осуществлять мероприятия по распространению школьного образования.
Запоздалее, право советских граждан на образование закрепили законодательно и сталинской Конституцией. Государством обеспечивалось всеобщее обязательное начальное образование, даровое семилетнее, система госстипендий для отличившихся, обучение в школах на родном языке в зависимости от региона проживания, а также организация в трудовых коллективах дарового технического, производственного и агрономического направлений обучения.
Нагрузка на образовательную систему
С введением оплаты число старшеклассников значительно убавилось. /Фото: img-fotki.yandex.ru
Постановлением ЦК ВКП (б) для детей 8—10 лет обязательное начальное обучение в 4 класса вводилось с 1930—31 учебного года. Подростки, не посещавшие начальную школу, проходили ускоренные 1-2-годичные курсы. Для детей, поспевших получить начальное образование (школа 1-й ступени), полагалось обязательное окончание школы-семилетки. Вместе с выросшими в разы охватами учеников ринулись вверх и государственные расходы. Так, в 1929—1930 гг. сумма, направленная на школу, в 10 раз превысила те же вложения в 1925—1926 учебном году.
Скорыми темпами строились все новые и новые школы, в результате за 2 пятилетки в эксплуатацию ввели около 40 тысяч учебных заведений. Параллельно требовалось расширять и подготовку педагогических кадров. Преподавателя и другие школьные работники стали получать повышенную заработную плату, что теперь зависело от уровня образования и трудового стажа. В итоге к начину 1933-го почти 98% детей младшего школьного возраста регулярно посещали занятия, что решило проблему повальной безграмотности.
Сколько стоило школьное образование
Квитанция об оплате старших классов. /Фото: avatars.mds.yandex.net
Осенью 1940-го показалось правительственное постановление, которым в стране вводилось платное обучение не только в старших школьных классах, но и в техникумах, вузах. Поменялись и распорядки начисления для студентов государственной стипендии. Образование оплачивалось разово за весь учебный год. Год в московской школе обходился в 200 рублей, обучаться в провинции было дешевле – 150 рублей. За московские и ленинградские университеты нужно было выложить четыре сотни рублей, вузы же Киева или Новосибирска стоили 300 рублей. Размер годичный оплаты приравнивался к уровню среднемесячного дохода, что в 1940-м равнялось 331 рублю.
Несмотря на то, что сумма не являлась баснословной, многие граждане отрекались продолжать учебу после 7-го класса. В то время множество семей оставались многодетными, и родители вынуждены были считать любой рубль. Что касается деревенских жителей, работающих в колхозах за трудодни, то для них образование 3-й ступени и вовсе было недоступно. Уже через год новоиспеченной оплатной практики выпускников 8-10 классов стало значительно меньше (сокращение на 50%). Однако, были предусмотрены и льготные категории. Право на получение дарового образования оставалось у детей инвалидов, детдомовцев и пенсионеров, но при условии, что пенсия – единственный источник дохода. Безоплатным оставалось обучение на военных специальностях и в училищах по подготовке штатских летчиков.
Преференции предоставлялись и преуспевающим в науках ученикам. Те, кто в процессе учебы зарабатывал от 2/3 отличных оценок и остальные не ниже 4, учебу не оплачивали. Этот распорядок касался средних школьных классов, техникумов и высших учебных заведений. В половинном размере взималась оплата заочных и вечерних конфигураций обучения в средних и высших учреждениях.
Цели и наказания
Отличники учились бесплатно. /Фото: avatars.mds.yandex.net
Введение социального блага в облике общедоступного образования не успевало осваиваться силами государства, ликвидировавшего последствия революции, гражданской войны и стоящего на пороге новоиспеченной военной угрозы. Поэтому введение существенной платы за образование в старших школьных классах было мерой вынужденной. Вторая всемирная разгоралась, страшная Отечественная дышала в спину, и Советский Союз бросил все силы на подготовку. При этом, о серьезности обязательного всеобщего образования никто не забывал, разрешив опереться на помощь и понимание собственного народа.
На тот момент подобный шаг выглядел исключительно рациональным выходом не только с финансовой точки зрения. Советский Альянс остро нуждался в большом количестве рабочих рук, а вот роль представителей интеллигенции на тот момент отошла на второй план. И так как военные учебные заведения оставались даровыми, то школы-семилетки пополняли советские ряды военной элиты. Юноши охотно шли в летные, пехотные, танковые училища, что в условиях надвигающейся брани было мудро. К слову, в целях госрегулирования трудовых резервов появился еще один указ. Он касался введения уголовной ответственности для беспрерывных нарушителей дисциплины в учебных заведениях и за пропуски занятий. Если ученик исключался из школы, ему грозили исправительные работы сроком до года в условиях тюремного заточения.
Ну а для трудных учеников создавали специальные учебные заведения. В которых самым успешным педагогом стал Антон Макаренко, желая его неоднократно отстраняли от руководства колонии.