Предание о цуба-цубе (часть 2)
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Почивает крестьянин в горах –
Под головой мотыга.
Жаворонок поет.
Исса

Мотыга, конечно, проще и дешевле меча. Но принцип тот же: рабочая доля может заменяться на рукоять, рукоять – заменяться на рабочую часть. Это – удобно. Поэтому и японские монтировки на клинке тоже бывальщины съемными. Сломался клинок – можно сохранить монтировку. Экономия! Вышла из моды цуба, истерлась оплетка цуки – рукояти – заказал новоиспеченные. То есть старый клинок можно было под требование изменившейся моды, хотя сам клинок при этом оставался без изменений! При этом в различные эпохи было известно множество разновидностей оправ для меча, причем многие из них даже регламентировались указами самого сёгуна. Но вытекает помнить, что все боевые мечи самураев эпохи Хейан и последующих эпох, вплоть до эпохи Муромати, были мечами конников – то есть мечами тати, которые носили на бедре лезвием вниз, слева на поясе на шнурах обитори. Шнуров (ремней или цепочек) было обыкновенно два. Ну, а вид оправы говорил о статусе самурая. Так, полководец обычно имел оправу меча сиридзая-но-тати, которая отличалась от прочих тем, что в этом случае ножны меча на две трети обтягивались шкурой тигра либо вепря и походили на пушистый хвост! В любом случае тати носили в паре с кинжалом танто. А вот меч катану напротив, носили засунув за матерчатый поясок оби и в паре с мечом вакидзаси. Монтировка «без шнуров» называлась букэ-дзукури.

Предание о цуба-цубе (часть 2)

Кинжал танто в разобранном виде. Клинок с длинным долом – куитигаи-хи. Слева вправо: цуба, сэппа, хабаки, вари-когай – когай разделенный посредине, и «ножик» ко-гатана. (Британский музей, Лондон)

Рассмотрим, из каких деталей заключалась оправа меча букэ-дзукури:

• Прежде всего это была деревянная рукоятка, в качестве покрытия которой использовалась кожа ската. Обыкновенно ее оплетали шнурами из кожи, шелка или хлопковой пряжи. У танто оплетка была редкостью.
• Рукоять имела «головку» (касира) и перстень, с помощью которого оно закреплялось на рукояти (фути).
• Рукоять имела также украшения (мэнуки) в виде маленьких фигурок, какие вставлялись под оплетку рукояти и ей же и удерживались. Если ее не было, то они закреплялись на рукояти без оплетки, при помощи небольших штырьков.
• Цуба (вот наконец-то мы до нее и дошли!). Гарда. Но «гарда» в этом случае понятие европейское, а не японское. Гарда – это средство защиты, а здесь все совсем наоборот – это упор для руки, чтобы она не могла соскользнуть на клинок при определенных ударах.
• Ножны меча (сая) в Японии было зачислено делать из древесины магнолии, хотя известны и ножны из слоновой кости). Их покрывали лаком и украшали росписью и инкрустацией. Причем ножны японских мечей выделялись от европейских тем, что имели специальные «емкости» куда помещалось три предмета, европейцам неизвестных. При этом подчеркнем, что эти «предметы» входили в комплект лишь меча катана. Тати, никаких дополнений в ножнах не имели. Итак, что же это были за «предметы»?
• Дополнительный нож (ко-гатана). Он имел весьма художественно оформленную рукоять (кодзука). В линии источников указывается, что это метательный «ножик», что-то вроде сюрикена. Но… сегодня считается, что на самом деле этот ножичек клинком специфической формы был чем-то вроде перочинного ножа и не более. И вот для этого ножика в ножнах катаны устраивался продольный «карман», из какого была видна только красивая рукоятка ко-гатаны, причем она проходила насквозь через специальное отверстие в цубе и дальней заходила на рукоять меча. Располагался этот «ножик» всегда на внутренней стороне ножен – стороне ура. При этом рукоятка ко-гатаны – кодзука, обыкновенно имела 10 см в длину, в ширину 1,3 см и сама по себе представляла небольшое произведение искусства. Опять же интересно, что украшена она была лишь с одной стороны – внешней. Внутренняя была плоской и лишь отполированной. Хотя на ней могла быть помещена подпись искусника.
• Далее это была булавка (когай), служившая для самых разных целей: с ее помощью можно было и волосы уложить, и уши почистить (для этого на крышке была специальная «ложечка»), и… воткнуть в отрубленную голову убитого врага в качестве знака оповещения, ведь и она тоже была оформлена в целом стиле с фурнитурой меча! Располагался он на лицевой стороне ножен (омотэ). Считается, что когай в ножнах меча или кинжала предмет более древняя, чем ко-готана.
• Когай мог быть расщеплен посредине. В этом случае он превращался в вари-когай или вари-баси – палочки для еды; но не деревянные, а металлические; наружно они подобны когаю, но только разделены вдоль.
• Если меч имел оправу, сделанную в провинции Хиго (это касалось также и кинжалов), то на нем могла быть так называемая «конская игла» (умабари), имевшая вид трехгранного клинка с плоской рукоятью, служившая ланцетом для кровопускания лошадям.
• Когай, ко-гатана и две мэнуки для украшения рукояти составляли особый гарнитур митокоро-моно («три предметы»), которые вместе с такими деталями, как фути – муфта овальной формы на рукояти у цубы, и касира – навершие рукояти, воображали собой желанный подарок одного даймё другому. Причем подарки с намеком, ведь по своему оформлению они могли и не сходиться с уже имеющейся оправой на мечах одаряемого. И тому приходилось, особенно если это был подарок от высшего к низшему, искать затем искусника, чтобы он из уважения к дарителю доделал бы к ним ту же цубу. Ведь знатный даритель мог потом попросить показать меч или просто даже посмотреть – куда отправь его подарки, и не использовать их значило проявить неуважение!

Предание о цуба-цубе (часть 2)

Наше знакомство с цубами мы начнем с цуб… не имеющих отверстий для дополнительных принадлежностей, о каких здесь идет речь. То есть были и такие мечи, у которых были цубы без отверстий – это прежде всего тати и нодати («весьма большой тати»), но также были и мечи катаны, тоже отверстий не имевшие. Не надо думать, что если дыр нет, то эта цуба древнее, чем та, что с отверстиями… Вот, например, исключительно простая цуба без дополнительных отверстий на ней. Есть только одно – для клинка. Изготовлена эта цуба в XVI в. Материал: железо и медь. Толщина 8,9 см; толщина 0,6 см; вес 147,4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Все рукояти этих принадлежностей выступают из ножен таким манером, что проходят сквозь отверстия в цубе. Известно, что в позднем Средневековье в Европе на ножнах мечей, случалось, крепились дополнительные футляры с принадлежностями. В их число входили ножи, вилки и даже ложки, особенно нередко встречавшиеся в гарнитурах так называемых «охотничьих мечей». Так что некое сходство здесь имеется, хотя вряд ли тут могла быть хоть какая-то связь.

Предание о цуба-цубе (часть 2)

Цуба 1615–1868 гг. Аверс. Материал: железо и медь. Диаметр 8,6 см; ширина 8,3 см; толщина 0,5 cм; вес 155,9 г. Обратите внимание на минималистский нрав изображения. Трудно даже понять, где аверс и где реверс. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 2)

Эта же цуба. Реверс.

Вся оправа меча называется косираэ и присутствие в ней дополнительных «инструментов» вроде когая, ко-гатаны и вари-когая существенно усложняет работу мастера. Ведь конструкция ножен меча также становится сложнее. Необходимо прорезать в них два отверстия для рукоятей ко-гатаны и когая. Нужно проделать их так, чтобы они входили через них в свои «гнезда» под углом и немножко выступали через отверстия в цубах. И нужно сделать так, чтобы они не вываливались из каналов, в которых они находятся, а сами ножны при этом не теряли свою прочность. Кроме того, вытекает расположить все эти детали не как-нибудь, а так, чтобы ко-гатана и когай легко извлекались одним движением большого пальца руки, возлежащей на рукояти меча!

Предание о цуба-цубе (часть 2)

Эту цубу можно условно назвать «Джункуй против демона», и да, действительно, на ней мы видим, как «желтый демон» обращается в бегство от одного лишь взгляда этой бородатой личности в головном уборе чиновника. Чжункуй – укротитель демонов в народных верованиях Китая, Персоной популярностью он пользовался в эпоху сёгуната Токугава, о чем, кстати, говорит и время изготовления данной цубы. Сама цуба железная, но фигурка «золотого демона» явно из бронзы, а глаза, зубы и браслеты, традиционно золотые. А вот изображение Джункуя не патинировано и поэтому сохранило природный цвет красной меди. Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: железо, медь, бронза, золото. Диаметр 9,2 см; ширина 8,9 cсм; толщина 0,6 см; вес 195.6 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 2)

Эта же цуба. Реверс. На нем демон прикрылся блюдом для риса.

Таким манером, мы видим, что японский меч был и очень простым и одновременно очень сложным и продуманным изделием. Клинок можно было легко отпустить от оправы и долго хранить в специальном пенале, опять-таки снабдив специальной оправой для хранения. Можно было к одному и тому же клинку заказать любое число оправ, изготовленных в одном стиле с доспехами или церемониальной одеждой. Не говоря уже о том, что оформление оправы мечей регламентировалось многочисленными указами сёгунов. Так, указом 1624 года запрещались ножны красного цвета и квадратные цубы, а также клинки длиннее 60 см. Будучи на службе в замке сёгуна в Эдо, куда местные даймё призывались регулярно, также следовало иметь при себе меч, оправленный совсем определенным образом, а не так, как того желалось его хозяину. Было предусмотрено, что, представляясь сёгуну, самурай должен был иметь не только особые штаны нагабакама с длинными словно шлейф штанинами, чтобы обладатель их не мог бы совершить предательского нападения, но и меч он при себе должен был также владеть особый – камисимо-дзаси. Этот короткий меч не имел гарды, а в рукоять – мэкуги, так что она легко соскальзывала с клинка при попытке выхватить его из-за пояски. Ну, а прислуга, стоящая у дверей, тщательно проверяла кто с чем входит в покои их господина и есть или нет мэкуги в рукояти их меча!

Предание о цуба-цубе (часть 2)

Цуба «Самурай за деревом». На ней изображен самурай в соломенной накидке, стоящий, либо запрятывающийся за цветущим деревом (аверс), а вот шляпу свою он обронил на оборотной стороне цубы, то есть той, что обращена к острию клинка. На ней нет дыр для когая и ко-гатаны. Но обратите внимание: на ней есть два небольших отверстия. Что это и зачем? Отверстия эти назывались удэнуки-ана, а служили для того, чтобы сквозь них пропускали шнур темляка. Не на всех цубах они были, но… были. Время изготовления: XVIII в. Материал: железо, золото, серебро, медь, бронза. Диаметр 7,9 см; ширина 7,5 см; толщина 0,8 см; вес 175,8 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 2)

Та же цуба. Реверс.

Бывальщины изданы и указы, направленные на борьбу с роскошью. Так, в 1830 году было запрещено иметь на мечах оправу с деталями из золота. Но самураи тут же отыщи выход и все, что было сделано из золота распорядились закрасить черным лаком – лишний пример того, что любые запреты, в общем-то совершенно и нетрудно обойти.

Предание о цуба-цубе (часть 2)

Многие считают и даже пишут об этом в книгах, ссылаясь при этом на коллекции своих друзей и известных, что японцы не использовали для отделки цуб такие материалы, как камень, кораллы, перламутр, жемчуг, хотя использовали даже такие материалы, как дерево, кожа, слоновая кость и фарфор. На самом деле использовали, но негусто. И вот одна из таких редких цуб. Время изготовления: 1615 – 1868 гг. Материал: медь и перламутр. Вес 85 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Продолжение вытекает…

Источник

>