Предание о цуба-цубе (часть 3)

Новость опубликована: 10.02.2019

Гуси: га-га-га!
— Первым я, первым я расскажу
О том, что ведаю!
Исса

Итак, наш прошлый материал закончился на том, что цуба является частью мечного гарнитура, и в таковом своем качестве должна подходить и сопрягаться с деталями оправы меча, именовавшейся у японцев косираэ. Ну, а сегодня мы познакомимся с устройством цубы уже более подробно. Опять-таки, в прошлый раз мы узнали, что были цубы и без дыр для когая и ко-гатаны, но что на некоторых были отверстия для темляка. Но вот что еще помещалось на цубе, как все это называлось, рассказано будет сейчас. А кроме того, мы познакомимся с бесчисленными разновидностями цубы.

Как уже отмечалось, цуба – не гарда, а упор для руки. Правда, в японском фехтовальном искусстве существовал прием цубадзериай, что означало «давить цубой товарищ на друга». Но это отнюдь не означало, что удары мечом наносились именно по цубе и ей же и отражались. Следы повреждений от меча на цубах необыкновенная редкость! То есть ее задача заключается в том, чтобы не дать руке обладателя меча соскользнуть на клинок, только и всего!

Попросту так поставить цубу на место было нельзя. Нужны были еще две детали, называвшиеся сэппа, вплотную прижимавшиеся к поверхности цубы. Одна со сторонки клинка, другая со стороны рукояти. Удерживала цубу на клинке еще и запорная муфта хабаки, но непосредственно цубы она не касалась, потому говорить о ней сейчас мы не будем.

Поскольку пластины сэппа обычно были не видны, то они и не украшались. За исключением тех случаев, когда на мечах тати таких деталей было не две, а четыре. Добавлялись две детали о-сэппа («вящая сэппа) и тогда, в той или иной степени могли украшаться все эти пять деталей!

На фото внизу вы как раз и видите одну такую цубу. Но таких цуб было сравнительно немножко.

Предание о цуба-цубе (часть 3)

В центре находится, собственно, цуба. По краям в лицевом и перевернутом положении показаны шайбы сеппа, при помощи которых цуба должна фиксироваться на клинке. Их, как видите, две – две сэппы малые (показаны с аверса и реверса!) и две о-сеппы – большие (только аверс). Наличие о-сэппы являлось специфической приметой мечей типа тати. (Токийский национальный музей)

Предание о цуба-цубе (часть 3)

А теперь смотрим на следующую схему, на которой показано, как организована классическая, если так можно сказать, цуба со всеми встречающимися на ней элементами:

• Первый – мими – край цубы. Он мог иметь различную форму, но об этом немного далее.
• Сеппадаи – дословно «место для сеппы». То есть это ровный выступ, в точности соответствующий размерам двух этих шайб, какие накладывались здесь на цубу, как с аверса, так и с реверса. Обычно именно на ней располагается подпись мастера-изготовителя цубы.
• Когай-хицу-ана – отверстие для когая, обыкновенно имевшее характерную форму разрезанного пополам четырехлепесткового цветка. Могло быть, а могло и не быть.
• Накаго-ана – отверстие для клинка. Надлежит было быть обязательно, иначе какая же это цуба.
• Удэнуки-ана – два отверстия для темляка. Их делали не всегда, а даже очень негусто.
• Сэкиганэ – это вставки из мягкого металла, при помощи которых размеры отверстия для клинка на цубе подгонялись под конкретный меч, и она бы прочно надевалась на клинок. Обыкновенно их находят на железных гардах и это говорит об их старине. Зачеканивали их уже после того как цуба была надета на клинок, благодаря чему она придерживалась на нем очень прочно, но могла сниматься.
• Кодзука-хицу-ана – отверстие для кодзуки, рукояти ножичка ко-гатана, имевшее форму «пол Луны». Тоже встречалась не на всех цубах. Оба эти дыры когай-хицу-ана и кодзука-хицу-ана имели одно общее название рё-хицу.

• Хира – поверхность цубы между ободком мими и площадкой сэппадаи.

Подавайте обратим внимание на такую важную «мелочь», как ношение японского меча. Тати, как мы знаем, носился слева на поясе, лезвием клинка книзу. Значит, его цубу можно было обозревать главным образом спереди, со стороны рукояти и именно эта сторона была на цубе основной. При этом ее левая сторона была видна лучше, чем правая, прилегающая к телу.

Соответственно у меча в стиле катана все было навыворот. Лезвие смотрело вверх, но опять же левая часть клинка была важнее правой. И об этом следует помнить, когда мы раскладываем цубы на столе для обозрения. И у тати, и у валяны доминантной будет та сторона, которая находится слева. Но при этом отверстие накаго-ана должно свой заостренной частью глядеть у катаны вверх, а у татей – соответственно вниз. Поэтому очень важно знать, цубу с какого меча ты рассматриваешь. С кинжалами дело обстоит несложнее, поскольку их все засовывали за пояс лезвием вверх. И «подсказкой» здесь является не только само изображение, но и положение отверстий (если они кушать) для когая и кодзуки.

Предание о цуба-цубе (часть 3)

Край цубы мог быть (слева направо): квадратным – каку (первые два вверху), круглым – мару (заключительный вверху), с ободком из другого металла в форме кольца (три нижних варианта) и дотэ – с утолщением от сэппадаи к краю (отсутствует).

Предание о цуба-цубе (часть 3)

Конфигурации цуб: 1 — аои-гата, 2 — аори-гата, 3- каку-гата, 4 — надэ-каку-гата, 5 — кикка-гата, 6 — мару-гата, 7 — тати-цуба, 8 — тати-цуба, 9 — татэ-мару-гата, 10 — мокко-гата, 11 -дзидзи-мокко-гата, 12 — торан-гата.

Как это неплохо видно на схеме, форма у цубы могла быть любая, могло иметь место и полное отсутствие формы, как таковой! У ранних, самых древних цуб (12) конфигурация была одна, очень часто цубы имели вид круга или овала, были цубы ромбические и квадратные, в форме прямоугольника, так именуемые «четырехлепестковые» в различных вариациях. И почему так – понятно…

Дело в том, что в Средние века жизнь людей, особенно на Востоке, была сурово регламентирована. Но даже и без регламентации требовалось жить «как все». И люди старались жить «как все». Почему? Да потому, что люди – животные стадные. И суждение других, «чувство локтя», «причастности», «принадлежности к группе», «единомыслия» для них очень важно. Мы точно ведаем сколько в обществе таких людей – 80%. Остальные 20% могут «переть» против общества, но даже они стараются не злить большинство по мелочам и презирают его «втихую».

Припомните, ни у средневековых рыцарей, ни у самураев Японии не было двух одинаковых доспехов, если, конечно, не считать одинаковые «одалживаемые доспехи» асигару. Но они не дворяне! Доспехи тех же европейцев отличались формой эспаулеров, наколотников, шлемами, «защитниками» подмышечных впадин, латными перчатками… Даже к одинаковым, по сути, хаубергам надеялись мечи с разными рукоятями и щиты с разными гербами. Недаром двух одинаково снаряженных эффигий среди дошедших до нас реально не есть, хотя в одних и тех же позах их целые десятки. То же самое касается и доспехов самураев.

То есть любая знать, хоть «неимущая», хоть богатая, постоянно стремилась… «быть, как все», следовать общей моде, безусловно, но при этом еще и подчеркивать свою оригинальность, мастеря маленькие… «шаги в сторону». Положено иметь цубу? Вот она, но у всех моих соседей цубы изготовлены в технике нуномэ-дзоган, а я закажу себе в технике сукаси – и пускай завидуют! У всех банальные мару-гата, а я закажу в форме… скалящегося черепа – вот все удивятся! «Я живу в Эдо и все мои друзья сходят с ума по цубам искусника Ёсиока! Не жалко им 100 коку риса заплатить за его работу… Ну, так я им назло поеду на Север, в провинцию Дэва и закажу оправу для мечей в манере Сёнаи у мастеров Фунада или Кацурано!» Вот так или примерно так самураи тогда и рассуждали и… количество цуб множилось таким вот образом непрерывно.

Предание о цуба-цубе (часть 3)

Ну, а сейчас давайте посмотрим на цубы разных форм, о которых выше шла речь. И не просто посмотрим, а немного познакомимся с каждой из них. А для основы еще раз вспомним, что и сама цуба, и фути, и касира должны были оформляться в едином стиле. Но правило это соблюдалось далеко не вечно. Цуба «Зайцы». И фути, и касиру оформить в одном стиле с ней было бы несложно. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 3)

А вот совершенно уникальная цуба. Уникальная тем, что она… каменная, то кушать заказал ее для себя б-о-ль-ш-ой оригинал. Для ее изготовления использовались жадеит и медь. Время изготовления: 1800–1805 гг. Диаметр 6,4 см; толщина 0,6 см; вес 53,9 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 3)

Ну, а об этой цубе (аверс) невозможно рассказать, не забегая вперед, поскольку вести речь придется не только (и не столько!) о форме, сколько о технологии ее изготовления, а рассказ о технологиях у нас еще спереди. Но все равно – пусть будет сначала форма, а уж потом посмотрим и на содержание. Итак, во всех отношениях это типичная цубам мару-гата. Истина, без сэппадаи. Этой детали на ней нет. Но посмотрите на необычное оформление ее периметра. Что это? А это разновидность техники металлического плетения – мукадэ-дзоган или стиль «сороконожка». Суть ее заключается в том, что одна проволока повторяет очертания цубы, а удерживается она на пункте множеством скоб тоже из проволоки! Причем железные и медные скобы чередуются. Одна только техника и никакого искусства! Но… оригинально и прекрасно, не так ли? Время изготовления: конец XIX – начало ХХ вв. Материал: железо, медь, бронза. Диаметр 8,1 cм; толщина 0,8 cм; вес 141,7 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 3)

Эта же цуба – реверс.

Предание о цуба-цубе (часть 3)

Вот цуба мокко-гата. Труд школы Мито или одного из ее ответвлений. Время изготовления: XVIII в. Материал: сплав золота с медью – сякудо, золото, медь. Обратите внимание на обработку поверхности цубы. Она выполнена в облике мельчайших выпуклостей в стиле нанако – «рыбья икра», требовавшей огромного мастерства. Ну и резба и инкрустация золотом тут тоже присутствуют. Длина 7,3 cм; ширина 7 см; толщина 0,5 cм; вес 133,2 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 3)

Эта же цуба – реверс.

Предание о цуба-цубе (часть 3)

Цуба каку-гата с прорезями. Изготовлена возле 1650 г. Материал: железо, серебро, золото, медь. Длина и ширина 5,6 cм; толщина 0,5 cм; вес 76,5 г.

Предание о цуба-цубе (часть 3)

Некоторые цубы поистине удивительные. На этой сеппадаи заходит на отверстия, но и стрекоза справа, тоже на нее заходит и, следовательно, шайбы сеппа должны не только владеть соответствующие отверстия, но и… «выемку» под голову и крылья стрекозы! Ну и сама форма цубы… более чем необычна и зачем она такая неотчетливо. Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: железо, золото, сякудо, медь. Длина 8,3 cм; ширина 7,6 cм; толщина 0,6 cм; вес 130,4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 3)

«Цуба с коробочками физалиса». Несложная кузнечная работа, но как изысканно. Заказчик, видно, был большой оригинал. Интересно посмотреть на детали оправы такого меча: что на них? Изготовлена в крышке XVI – начале XVII в. Материалы: железо, медь. Длина 7,3 cм; ширина 7 cм; толщина 0,5 см; вес 65,2 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Предание о цуба-цубе (часть 3)

Едва-едва ли не самая лаконичная и красивая прорезная цуба стиля школы Камиёси – «Краб», XIX в. (Токийский национальный музей)

Рис. А. Шепса.

Продолжение вытекает…

Источник


Предание о цуба-цубе (часть 3)