Наилучший военно-исторический музей России и его история
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Укрепление в облике короны»

В настоящее время Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) располагается в исторической доли северной столицы в так называемом Кронверке – вспомогательном укреплении Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости. В переводе с немецкого Кронверк означает – «укрепление в облике короны» и строение действительно с высоты птичьего полета очень походит на королевский головной убор. Основной задачей Кронверка была защита Петропавловской твердыни от нападения шведов с севера, однако, ни одно из этих фортификационных укреплений не успело поучаствовать в боевых действиях. Правда, кушать мнение, что в 1705 году шведы безуспешно пытались овладеть только что построенной Петропавловской крепостью и именно этот эпизод сделался толчком к постройке в северной части земляного Кронверка.

Наилучший военно-исторический музей России и его история

Новое фортификационное сооружение располагалось на искусственном острове, который получил наименование Артиллерийского, и должно было помешать атакующим сосредоточить силы для удара по основной крепости на Заячьем острове. Фронты Кронверка имеют бастионное начертание французской школы с небольшими орильонами (от французского orillon – «ушко»), позволяющими вести с укрепления долевой огонь, то есть защищать стены от фланговых ударов. В соответствии со всеми правилами перед фронтами расположили равелины, или отдельные от основного постройки треугольные укрепления, располагающиеся перед водной протокой. Эскарпы, контрэскарпы и «капуниры» Кронверка были в те времена сооружены из земли и дерева.

Наилучший военно-исторический музей России и его история
План Кронверка и Петропавловской твердыни

Наилучший военно-исторический музей России и его история
Вестибюль Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи

Наилучший военно-исторический музей России и его история

Наилучший военно-исторический музей России и его история

Наилучший военно-исторический музей России и его история
У входа в музей есть пара экспонатов, имеющих не самое ровное отношению к артиллерийской тематике собрания

С 1706 года для строительства стали привлекать камень – ограды для защиты от размыва водой защитили гранитными эскарпами. На Кронверке с внутренней сторонки также разместили казематы для жилья, а под каждым фланком (укрепление, расположенное перпендикулярно фронту крепости) были двухярусные оборонительные казематы. Тяни XVII век северный защитник Петропавловской крепости модернизировался и перестраивался по инициативе как самого Петра I, так и его сподвижников. Так или иначе в развитие Кронверка вложили свои мочи граф и генерал Бурхард Кристоф фон Мюнних, принц Людвиг Гессен-Гомбургский, граф Петр Иванович Шувалов, а также военный инженер и генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Пушкина. Спустя уже несколько десятилетий после возведения и Санкт-Петербургская твердыня, и её северный защитник устарели и стали частью великолепной петербургской панорамы. Однако, основная крепость затмила собой Кронверк как в плане исторической ценности, так и буквально – для того, чтобы увидать укрепление из центра города, необходимо обходить петропавловские стены.

Музей Петра Великого

Если сравнивать возраст Кронверка, в каком сейчас расположен музей артиллерии, с возрастом пушечного собрания, то окажется, что первые артиллерийские орудия стали коллекционировать еще в 1703 году. То кушать за два года до закладки первого деревянноземляного Кронверка. И гораздо раньше, чем знаменитую Кунсткамеру, которую Петр I заложил в 1714 году, и какую многие ошибочно считают самым возрастным музеем России. Где же располагались первые экспонаты будущего артиллерийского собрания? В Петропавловской твердыни в деревянном цейхгаузе по приказу самого Петра I. А первым заведующим и хранителем экспозиции стал Сергей Леонтьевич Бухвостов, какого русский царь в молодости называл «первым российским солдатом». В потешных войсках юного Петра Великого Бухвостов занимал в своё пора должность «потешного пушкаря».

Наилучший военно-исторический музей России и его история
Сергей Леонтьевич Бухвостов

Для наполнения экспозиции требовались немалые усилия, так как в бытность того поре все отработавшие свое и устаревшие орудия переплавлялись для создания новых пушек или колоколов. Все-таки, медь, железо и бронза бывальщины не самим доступными материалами. В указах Петра I можно увидеть в связи с этим требования к военноначальникам всех городов России о нужды строгого учета, описи и хранения всех пушек и масжеров (мортир). Самые выдающиеся орудия предписывалось высылать в экспозицию зародившегося музея в Петропавловский цейхгауз. Так, в первые годы из Смоленска пришло сразу 30 пушек с 7 мортирами. Нередко и сам царь осматривал подготовленные для утилизации орудия, из которых самые интересные направлял в музей. И даже в поворотный момент после битвы под Нарвой, когда армия остро нуждалась в оружейных металлах, накопленные в цейхгаузе пушки не отправь на тотальную переплавку. О тяжести положения говорят многочисленные факты переплавки колоколов, изъятых из действующих храмов и церквей. На этот шаг страна пошло только после одобрения церкви.

Со временем, для пополнения коллекции «инверторскими, курьёзными и достопамятными» экспонатами, стали притягивать купцов, которые закупали оружие за рубежом. Примечательной историей в этой связи служит пример шведского купца Иоганна Прима, какой приобрел для коллекции в 1723 году в Стокгольме старинную русскую пушку «Инрог» и привез эту махину на родину. В артиллерийской управе написали тогда: «Оная пушка в артиллерию не требована и впредь не может быть действительна, но приобретена оная только для курьёзу и видя, что она русская старинная».

Наилучший военно-исторический музей России и его история

Наилучший военно-исторический музей России и его история
96-мм бронзовая пушка “Красный лев” из эстонского Ревеля. Отлита в 1559 году. Масса 1597 килограмм, длина 4 метра. Лафет не родимый, изготовлен в 1850 году

В 1776 году в Петербурге на Литейном проспекте появился трехэтажный артиллерийский арсенал графа Орлова, в каком второй этаж полностью перешел под нужды музея из петропавловского цейхгауза. Уже к концу XVIII века самый старый музей России становится еще и самым крупным военно-историческим музеем вселенной. Правда, для свободного доступа посетителей он закрыт до 1808 года, когда вместе с первыми посетителями начинается новая житье собрания военных ценностей. Составляются каталоги, путеводители, приступают к кропотливой работе классификации и реставрации экспонатов. Достопамятный зал в артиллерийском арсенале Петербурга первое пора справлялся с наплывом посетителей, пока войны начала-середины XIX века не наполнили коллекцию трофейным оружием. Уникальное собрание ценностей спрашивало новых площадей, но тут неожиданно здание орловского арсенала передали министерству юстиции для размещения суда. Случилось это в 1864 году и всю собрание оружия в течение четырех лет держали в подвалах и неприспособленных для этого складах. Именно в этот момент Россия могла утерять ценные экспонаты артиллерийского собрания Петра. Но очень вовремя в дело вмешал сам император Александр II, который в 1868 году распорядился перетащить многотысячное собрание в каменный, к тому времени, Кронверк Петропавловской крепости. С этого времени официальное название петровского музея сделалось «Зал достопамятных предметов Главного артиллерийского управления».

Наилучший военно-исторический музей России и его история

Наилучший военно-исторический музей России и его история

Наилучший военно-исторический музей России и его история
Тяжелая 122-мм пушка «Собака» из Саксонии. Название оружие получило, как и во немало других случаях, по форме дельфинов – фигурных петель на стволе, предназначенных для перемещения пушки. Изготовлена в 1618 году. Масса – 1898 кг, длина – 3620 мм. Лафет бутафорский, датируется 1850 годом

Наилучший военно-исторический музей России и его история
Вот в таком состоянии размещена часть экспозиции. Нет даже описаний к орудиям

Кроверк стал каменным по достаточно парадоксальной причине – в Европе начались революции, приведшие к свержению королевских династий. В связи с этим, Николай I разрешил обезопасить себя и государство от «революционной заразы» постройкой массы крепостей по всей России. В 1848 году приступили к возведению двухэтажного дома арсенала на месте деревянноземляного Кронверка. В 1860 году все работы были закончены и мощное краснокаменное фортификационное сооружение получило официальное наименование «Новый арсенал в Кронверке». Спустя 8 лет в стенах крепости нашли место для экспонатов петровского собрания, которому к тому поре стукнуло более 150 лет.

В начале XX века на долю артиллерийского музея выпало немало испытаний. Сначала его хотели перетащить в Петропавловскую крепость, а на месте собрания планировали размещение Монетного двора. В 1917 году, когда немцы рвались к столице, экспонаты музея пришлось эвакуировать в Ярославль. Во многом это было потребовано огромным количеством орудийной бронзы, на которую у немцев были особые планы – для них это был стратегически важный ресурс. Революция также не пощадила экспонаты. И в Ярославле, и в Петрограде сгорело масса архивных данных, коллекции знамен, коллекции трофеев и документов. 1924 год принес еще одно бедствие – разрушительное наводнение, какое затопило немалую часть экспозиции.

Новейшая история музея

После Великой Отечественной войны и периода сложнейшего восстановления музея, собрания собрания непрерывно пополнялись новыми экспонатами. Это были как трофейные образцы, так и новейшие разработки советской военной промышленности, многие из каких носили статус опытных экземпляров. Именно в послевоенный период музей окончательно ориентируется на артиллерийский профиль и из состава собрания выводятся экспонаты Интендантской собрания и множество исторической военно-медицинской техники. Также по мелким музеям распыляются коллекции головных уборов, военного обмундирования, Суворовское собрание и объекты религиозного культа. В 1963 году к экспозиции в Кронверке присоединился Центральный исторический военно-инженерный музей, а спустя два года и Военный музей связи.
Сейчас в экспозиции Артиллерийского музея немало 630 тыс. экспонатов из которых 447 располагаются на внешней площадке под открытым небом. Само собрание, с которым мне удалось познакомиться в половине августа, оставляет достаточно противоречивое впечатлением. С одной стороны, музей наполнен уникальной техникой и оружием, многое из каких датируется XVI-XVII веками. Всего насчитывает 13 залов на общей площади около 17 тыс. кв. м. Здание Кронверка и само по себе составляет немалую историческую ценность, а уж его содержание и подавно. Музей доступен – его легковесно найти в Санкт-Петербурге и он открыт пять дней в неделю, а на открытую экспозицию можно попасть абсолютно бесплатно.

Наилучший военно-исторический музей России и его история

Наилучший военно-исторический музей России и его история

Наилучший военно-исторический музей России и его история
Огромная немецкая противотанковая 8,8-см пушка PAK 43/41. Масса орудия немало 4 тонн. Примечательно, что все немецко-фашистские орудия в музее стоят с опущенными стволами

С другой стороны, для современного музея оформление уж совершенно скромное. Особенно, если сравнивать с современнейшими ангарами музейной комплекса в подмосковном парке Патриот. Во многих залах не хватает элементарного освещения экспонатов, а ценнейшие дула средневековых пушек навалены словно бревна на территории музея. К тому же залы артиллерийского собрания находятся в перманентном состоянии ремонта и вам вряд ли удастся побывать их все единовременно. Во-первых, часть будет закрыта на ремонт, а во-вторых, для тщательного осмотра не хватит времени – музей работает с 11.00 до 17.00. Несмотря на это, собрания музея и атмосфера внутри него уникальны. Нигде в России вы не повстречаете столь крупного собрания свидетелей мировой пушечной и военно-инженерной истории. Каждый зал музея требует отдельного внимания и отдельного повествования.

Ключ

>