«Луристанские бронзы»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Одним из популярнейших центров изготовления предметов из бронзы и прежде всего оружия и конского снаряжения в бронзовом веке стала территория двух нынешних провинций Луристан и Керманшах, расположенных на западе Ирана. Первые находки здесь были сделаны еще в 1928 году, а затем их сделалось так много, что многие ученые считают, что столь большое количество украшений, инструментов и оружия, это просто подделки, вернее снимки найденных когда-то оригиналов и новоделы для богатых коллекционеров, изготовленные местными мастерами… «по мотивам». Тем не менее, вне всякого сомнения, что те изделия, что бывальщины найдены экспедициями профессиональных археологов, подлинные и сегодня они по праву украшают экспозиции многих самых известных музей Европы и Америки. Предыдущие спорадические находки, доходившие до Заката, приписывались самым различным местам, включая Армению и Анатолию. Но теперь регион этих находок определен вполне достоверно, хотя аналоги «луристанских бронз», отлитых уже из местного металла, находят на удалении в тысячи километров от Западного Ирана. Находят «луристанские бронзы» и в «греческом вселенной» — на Самосе и на Крите, а также в Италии, прослежены связи Луристана и с металлургией бронзы на Кавказе, в частности найдены артефакты, относящиеся кобанской культуре. Но вот этническая принадлежность людей, которые их создали, до сих пор остается неясной, хотя это вполне могли быть и деды древних персов, и… люди, связанными с современным народом лур, давшего свое имя этому региону.

Заметим, что термин «луристанская бронза» обыкновенно не используется для более ранних бронзовых артефактов из Луристана эпохи между IV тысячелетием до нашей эры и (иранским) бронзовым веком (ок. 2900–1250 до н.э.), желая они часто довольно похожи. Эти ранние бронзовые предметы, в том числе из Эламской империи, в состав которой входил Луристан, в цельном похожи на те, что были найдены также в Месопотамии и на иранском плато. Причем целый ряд кинжалов или коротких мечей, дошедших до нас из Луристана, имеет на себе надписи с именами месопотамских царей, что, вероятно, связано с местом службы их владельцев.

Интересно, что самые древние погребения на территории Луристана относятся к эпохе энеолита (ок.4000 – 3700 гг. до н.э.), и в них встречается специфический набор каменных и керамических расписных сосудов, печати, булавы, топоры, а также микролиты. Начальный этап раннего бронзового столетия (ок. 2600 – 2400 гг. до н.э.) характеризуется наличием коллективных гробниц, перекрытых каменными плитами, и обилием погребального инвентаря, включавшего у мужчин бронзовые кинжалы, втульчатые наконечники снимок, боевые топоры, а также различные украшения и… цилиндрические печати из Месопотамии либо явно сделанные по их образцу. Одновременно собственно Луристан в это время превращается в главного поставщика бронзы в Месопотамию.

Второй этап раннего бронзового века (ок. 2400 – 2000 гг. до н.э.) и, в частности, групповые погребения, ученые вяжут с культурой эламитов и государства Элам. А вот индивидуальные, как считается, принадлежат воинственному народу кутиям, живших в районе горного хребта Загрос и за его пределами в юго-западной доли современного Ирана. В погребениях встречаются множественные изделия из бронзы: черешковые кинжалы, втульчатые топоры, подчас весьма прихотливого облика, кирки, тесла и опять-таки цилиндрические печати, что говорит об их «неумирающей» в то время популярности.

Среди посмертных даров очень нередко встречаются парные псалии в виде узорчатых либо фигурных пластин с усиленным отверстием для грызла и кольцами для ременных креплений на башке лошади. Это плоские ажурные пластины представляют собой самые настоящие произведения искусства, и поэтому очень ценятся ныне среди коллекционеров. Очевидно также, что и в прошлом они пользовались большой популярностью. На них изображены крылатые животные, люди, окруженные зверями (вероятно некие «звериные божества») и боевые колесницы. Другие – напротив, по конструкции очень просты и функциональны, хотя и они при этом воображают собой фигуру животного, уменьшенного до размеров небольшого прямоугольника.

Более поздние памятки среднего и позднего бронзового столетия (ок. 2000 – 1600 и 1600 – 1300/1250 гг. до н.э.), как считается, изучены недостаточно. Впрочем, ученые сходятся во мнении, что расцвет «луристанской бронзы» все-таки доводится не на это время, а на период раннего железного века.

В железном веке изготовление «Луристанских бронз» продолжилось. Археологами выделяются этапы: «Ранее железо Луристана» (ок.1000 г. до н.э.), «Позднее железо Луристана II» (900 / 800–750 гг.) и «Позднее железо Луристана III» (750 / 725-650). В это пора широкое распространение получили художественные изделия из бронзы и биметаллические изделия – например, мечи и кинжалы с клинками из железа, но бронзовыми рукоятями.

Отметим, что персоной прихотливостью форм отличались луристанские боевые топоры. Иногда они и на топоры-то были нисколько не похожи, но это не отражалось на их боевых качествах. Удар «луристанским остроконечным топором», что топорищем, что обухом с торчащими на нем колючками, безусловно, был смертельно опасным. Научились луристанцы и отливать длинные бронзовые мечи, клинки которых для придания им большей прочности проковывались!

Весьма оригинальны псалии из Луристана, многие из которых в основе изображенного на них сюжета имели тему «Мастер зверей», то есть на них в середине изображался человек, с двух сторон окруженный подчиняющимися ему животными. Термин этот английский. «Мастер» — на староанглийском означает «господин», «хозяин», «владетель». Собственно так, кстати, перевели на русский язык известный роман Стивенсона «Владетель Баллантрэ» (The Master of Ballantrae). Но как назвать человека, какому подчиняются животные?

Как правило, в центре этой композиции имеется отверстие для грызла, а все фигуры располагаются на площадке-основании. Часто «звериными» являются крупные козлы (или козы или муфлоновые овцы) или кошачьи, стоящие лицом к лицу друг с другом. В некоторых образцах фигуры являются «демонами», с человеческими чертами, за исключением их больших рогов.

Интересно, что данному мотиву уже более 2000 лет, причем в искусстве Месопотамии он занимал весьма важное место. Все фигуры очень стилизованы, и часто вся композиция повторяется внизу, лицами в противоположном направлении. Тела всех трех фигур имеют тенденцию сливаться воедино в половине композиции, там, где имеется отверстие, прежде чем затем снова разойтись.

Другие псалии изображают колесницы, то есть очевидно, что они в Луристане были и применялись достаточно широко. Хотя к этому времени верховая езда была уже распространена среди ближневосточной элиты, отыскать такие псалии можно только в Луристане. Жесткий стержень мундштука, закрепленный в них загнутыми концами, также весьма необычен; в иных местах использовались гибкие мундштуки из двух деталей, соединенные между собой посредине.

Сегодня «Луристанские бронзы» желаемый предмет для любого музея мира, и, конечно, же богатых коллекционеров. Вне всякого сомнения, их начали подделывать и подделывать уже давно. Однако нынешние методы спектрографического анализа позволяют подделку распознать, поскольку точно выдержать рецептуру древних сплавов в условиях подпольного производства невозможно. Отметим также, что наши туристические агентства, предлагающие странствовать по странам и континентам на автобусе, уже проторили дорогу даже в Иран. Поэтому стоит предостеречь наших сограждан от сомнительных приобретений «самых натуральных антиков», чтобы потом у них не было никаких (и, кстати, очень серьезных!) хлопот с нарушением правил вывоза произведений искусства, воображающих собой национальное достояние Ирана!

А теперь давайте посмотрим на образцы «луристанских бронз» из коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес (LACMA) в США. Уверен, что это будет увлекательно и всем ценителям прекрасного и любителям военной истории и истории оружия минувших эпох.

«Луристанские бронзы»

1. Здание музея

«Луристанские бронзы»

2. Бронзовый меч, ок. 900-800 до н.э. Всеобщая длина 45.7 см, длина клинка 35.7 см.

«Луристанские бронзы»

3. Литой бронзовый кинжал или, скорее, меч длиной 52 см, длина клинка 38 см.

«Луристанские бронзы»

4. Нордовый Иран, ок.1350-1000 гг. до н.э. Бронзовый литой кинжал длиной 41 см, длина клинка 32.2 см.

«Луристанские бронзы»

5. Железный меч, ок. 900-800 гг. до н.э. Длина рукояти 17 см, длина клинка 33.5 см.

«Луристанские бронзы»

6. Отлично отлитый и отделанный бронзовый топор, ок. 1500 — 1300 гг. до н.э.

«Луристанские бронзы»

7. Наконечник копья, ок. 1000-550 гг. до н.э.

«Луристанские бронзы»

8. Наконечник копья необычной формы, ок. 1000-825 гг. до н.э. (12.07 x 3.81 см)

«Луристанские бронзы»

9. Черешковый наконечник копья, ок. 1000-825 гг. до н.э. (32.39 x 4.76 см)

«Луристанские бронзы»

10. Листовидный наконечник копья, ок. 700 г. до н.э. (Длина 11.4 см)

«Луристанские бронзы»

11. Навершие булавы, ок. 1350-1000 гг. до н.э. (11.4 x 6.3 cм)

«Луристанские бронзы»

12. Примечательный образец топора, ок. 1350-1000 гг. до н.э. (4.5 x 20.8 cм)

«Луристанские бронзы»

13. Еще один «остроконечный топор этого же времени.

«Луристанские бронзы»

14. Ошипованный остроконечный топор, ок. 1350-1000 гг. до н.э. (6 x 21.8 cм)

«Луристанские бронзы»

15.Немало ранний образец топора, но столь же оригинальной формы, ок. 2600-2350 гг. до н.э. (7.5 x 10.8 cм)

«Луристанские бронзы»

16. Топор со сдвинутым относительно втулки топорищем, ок. 2100-1750 гг. до н. э. (4.2 x 15 cм)

«Луристанские бронзы»

17. Кинжал с прорезным навершием, ок. 2600-2350 гг. до н.э. Длина 30 cм, длина клинка 17.2 cм.

«Луристанские бронзы»

18. Типические луристанские псалии, с мундштуком в виде стержня с загнутыми концами, ок. 1000-650 гг. до н.э.

«Луристанские бронзы»

19. Левая псалия с изображением крылатого барана, ок. 1000 -800 гг. до н.э.

«Луристанские бронзы»

20. Еще одинешенек крылатый баран, 1000-650 гг. до н.э.

«Луристанские бронзы»

21. «Воин на колеснице», ок. 1000-650 гг. до н.э.

«Луристанские бронзы»

22. Типичная псалия с сюжетом «Мастер зверей», 1000-650 гг. до н.э.

«Луристанские бронзы»

23. Весьма похожая псалия из Кливлендского музея искусств

Источник

>