«Люд падали в море»: как погибла «Лузитания»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Люд падали в море»: как погибла «Лузитания»

Прослушать новинка

Остановить прослушивание

«Люд падали в море»: как погибла «Лузитания»

Bundesarchiv

7 мая 1915 года немецкая подводная лодка U-20 торпедировала у берегов Ирландии британский пассажирский лайнер «Лузитанию». Корабль затонул в течение 18 минут. Погибли 1198 человек из 1958, бывших на борту. Случившееся настроило общественное мнение многих стран против Германии, а также в конечном счете способствовало вступлению США в Первую всемирную войну.

stopCovid1

      Самый быстроходный лайнер на Атлантике

      На рубеже XIX и XX веков в Великобритании в сфере трансатлантических перевозок конкурировали две судоходные компании — White Star Line и Cunard Line. Визитной карточкой первой из них бывальщины проекты «Олимпик», «Титаник» и «Британик». Они поражали современников размерами, высоким уровнем комфорта и роскошью, но обладали посредственными скоростными характеристиками. Каждый из трех лайнеров походил на целый город, имея бассейн, хамам, спортзал и другие забавы. Лайнеры Cunard Line — «Лузитания», «Мавритания» и «Аквитания» — имели меньше удобств и уступали в размерах, зато гораздо превосходили корабли-конкуренты по скорости.

      Эти пароходы называли «гончими океана». Они постоянно соперничали с немецкими аналогами за Голубую ленту — почетный приз, присуждаемый океанским лайнерам за рекорд скорости при пересечении Атлантики. Так, «Лузитания» в 1909 году побила придерживавшееся семь лет достижение немецкого судна «Кронпринц Вильгельм». Ей удалось достичь Северной Америки за 4 дня 16 часов и 40 минут, вытекая со средней скоростью в 25,85 морских узлов (47,87 км/ч).

      Свое название «Лузитания» получила от древнеримской провинции в западной доли Пиренейского полуострова. При этом по соглашению с британским правительством, выделившим часть средств на постройку судна, оно в любое время могло быть реквизировано под военные нужды. С начином Первой мировой данное право приобрело особую актуальность. Начиная с 1914 года, современные пассажирские теплоходы переоборудовались в транспорты для переброски воинского контингента или в плавучие лазареты.

      До поры «Лузитанию» не трогали из-за большого расхода угля, что делало ее эксплуатацию военными слишком затратной.

      Она оставалась одним из немножко лайнеров, курсировавших по Атлантике и перевозивших людей из Старого Света в Новый и обратно. Тем не менее, с целью уменьшить расходы от «Лузитании» добились сокращения ежемесячных рейсов. Четыре ее котла бывальщины запечатаны: отныне максимальная скорость корабля-рекордсмена не превышала 21 узел (39 км/ч). Но даже теперь «Лузитания» оставалась самым скорым коммерческим лайнером в Атлантическом океане. Любую подлодку она превосходила в среднем на 10 узлов или 19 км/ч. Военные присвоили лайнеру статус вспомогательного крейсера.

      Немецкие политики пытались спасти пассажиров

      24 апреля 1915 года «Лузитания» прибыла в Нью-Йорк из Ливерпуля, выполнив свой 201-й рейс. Руководство корабельной командой осуществлял капитан Уильям Тернер, именовавший себя «морским волком старой закалки». Перед обратным рейсом посольство Германии в США сочло нужным предупредить пассажиров о рослом риске и настойчиво рекомендовало воздержаться от путешествия, опасаясь тяжелых последствий. В Атлантике вовсю шла неограниченная подводная война: Германия и Великобритания влеклись нарушить атлантические коммуникации друг друга и установить морскую блокаду. Пока что враждующие стороны, как правило, нападали на военные корабля, но доставалось и коммерческим. До атаки подлодки U-20 на «Лузитанию» немцы успели потопить несколько британских пароходов. Особо жестокую охоту они раскатали у Британских островов.

      Разный подход к практике подводной войны привел к разногласиям среди германского командования. Противником подобной тактики был кайзер Вильгельм II, в то пора как гросс-адмирал Альфред фон Тирпиц призывал подводников не знать пощады к любым кораблям неприятеля.

      29 апреля 1915 года немецкие политики распространили рядом с пирсом №54 компании Cunard Line в Нью-Йорке, у здания посольства в Вашингтоне, а также в американских газетах заявление вытекающего содержания: «Путешественникам, намеревающимся пересечь Атлантику, мы напоминаем, что Германия и ее союзники находятся в состоянии войны с Британией и ее союзниками, что военная пояс включает в себя воды вокруг Британских островов, а также что в соответствии с официальным предупреждением правительства суда, идущие под флагом Британии или любого ее союзника, могут быть атакованы и истреблены без предупреждения, а пассажиры этих судов, путешествующие в зоне военных действий, делают это на свой страх и риск».

      И все же капитан Тернер зачислил решение выйти в море. Отплытие состоялось 1 мая, а 5 и 6 мая в адмиралтейство поступали известия о потоплении немецкой субмариной U-20 под командованием Вальтера Швигера трех кораблей. Получив предупреждение о том, что подлодка неприятеля орудует у полуденного берега Ирландии, Тернер принял все меры предосторожности. Он распорядился закрыть водонепроницаемые двери, задраить все иллюминаторы, удвоить число наблюдателей, расчехлить спасательные шлюпки.

      Как атаковала подлодка U-20

      7 мая «Лузитания» старалась держаться ближе к суше. Ее капитан ошибочно полагал, что немецкие подлодки опасны лишь в открытом море и не посмеют напасть возле берега. Около 13:00 лайнер заметил один из матросов U-20. А в 13:40 о близящемся судне с четырьмя трубами и двумя мачтами доложили капитану Швигеру. Он рассмотрел «Лузитанию» в перископ и принял решение штурмовать цель. Встреча «охотника» и жертвы произошла во многом случайно. Подлодка к тому моменту израсходовала большую часть топлива и планировала возвращаться на базу, обогнув Ирландию с восточной стороны. Тернер, напротив, во избежание встречи с врагом скорректировал курс за несколько часов до трагедии.

      Попадание в плотный туман примерно в 30 морских милях (48 км) от ирландского берега явилось причиной снижения «Лузитанией» скорости до 18 узлов. До промежуточного пункта направления — порта Куинстаун (ныне Коб) — оставалось 43 мили (70 км), когда в 14:10 правый борт лайнера потрясла торпеда, попав под капитанский мостик.

      Впередсмотрящий Лесли Мортон лишь успел крикнуть: «Торпеда по правому борту!»

      Взрыв взметнул столб осколков стальной обшивки и воды. Сразу последовал второй, более мощный внутренний взрыв, после чего «Лузитания» основы сильно крениться на правый борт.

      Радист безостановочно посылал сигнал бедствия. Капитан Тернер приказал покинуть корабль, пытаясь развернуть его и посадить на мель. Лайнер продолжал движение, из-за чего вода быстрее поступала внутрь. Сквозь шесть минут бак «Лузитании» начал погружаться. Крен на правый борт сильно усложнял спуск спасательных шлюпок. В итоге удалось спустить лишь шесть лодок — остальные смыло в море. Несмотря на принятые капитаном меры, лайнер не дошел до берега. На борту возвысилась паника.

      Рассматривая тонущую «Лузитанию», Швигер обратил внимание на густой дым и сильные разрушения палубы и надстроек. Немецкие моряки предположили, что взрыв торпеды потребовал детонацию угольной пыли или взрыв значительного количества боеприпасов, которые находились в трюме в районе угольных бункеров. Эта точка зрения сделалась общепринятой в Германии. Впоследствии министр морского флота Тирпиц отмечал в мемуарах:

      «Немедленная гибель «Лузитании» была потребована вторым взрывом погруженных в трюмы боеприпасов».

      Согласно же официальной версии британцев, «Лузитания» погибла в результате взрыва двух немецких торпед. Ответственность за крах пассажирского корабля была возложена на командование германских военно-морских сил, которое разрешило капитанам подводных лодок без предупреждения нападать на миролюбивые суда.

      В 14:25 Швигер опустил перископ и ушел в море. На «Лузитании» тем временем взрывались котлы и рушились трубы. Корабль прошло еще около 2 миль (3 км) от места торпедной атаки, оставляя за собой шлейф из обломков и выпавших людей. В 14:28 лайнер перевернулся килем вверх и затонул в 8 милях (13 км) от Кинсейла.

      Что вспоминали о трагедии выжившие русские пассажиры

      На место гибели роскошного корабля начали прибывать иные суда: английские пароходы «Этониан» и «Сити оф Эксетер», американский танкер «Наррагансет», английский крейсер «Джуно». Самым храбрым оказалось греческое грузовое судно «Катарина», которое подобрало большую часть выживших людей. Также отвагу обнаружили рыбаки с побережья Ирландии, которые увидели крушение судна и приплыли спасать пассажиров. Они нашли и вытащили из воды капитана Тернера, проведшего в воде три часа.

      Из 1958 пассажиров и членов команды, бывших на борту, погибли 1198, включая трех германских безбилетников, обнаруженных в самом начале рейса. Жертвами катастрофы сделались около 100 детей. Из 33 младенцев спасти удалось лишь шестерых. Тела почти 600 пассажиров так и не бывальщины найдены. Примерно 10% погибших имели американское гражданство. Опасаясь вступления США в войну, кайзер Вильгельм II потребовал от своего ВМФ покинуть в покое пассажирские суда.

      Подлодка U-20 еще не вернулась в доки Вильгельмсхафена для заправки и пополнения запасов, когда по всему миру пронеслась вал негодования из-за вероломной атаки. Много писали о трагедии в русской прессе. К примеру, «Биржевые ведомости» сопоставляли потопление «Лузитании» с крушением «Титаника».

      «Если с внешней стороны сравнение это уместно, какая полярность во внутренней сути! «Титаник» натолкнулся на бессмысленную ледяную глыбу, «Лузитания» — на осмысленный шедевр цивилизации; гибель «Титаника» проявила высшие качества человечества, гибель «Лузитании» – низшие. Путь от «Титаника» к «Лузитании» — линия от неба к аду», — констатировала газета.

      А «Русские ведомости» приводили количество подданных Российской империи на злополучном лайнере — 62 человека, половина из каких погибла. По данным Чрезвычайной следственной комиссии, на пароходе было 82 русских пассажира, и спастись удалось 20-ти.

      Девять из них возвращались в Россию как резервные и подлежащие очередному призыву. Иван Тарасевич рассказывал газетчикам о взрыве торпеды следующее:

      «Это случилось как раз тогда, когда большинство пассажиров сделалось выносить свой багаж из кают на верхние палубы, ибо капитан парохода сообщил, что мы в 6-ти часах езды от Ливерпуля.

      Я видел, как одна дама с дитятей в отчаянии бросилась в воду и стала медленно тонуть. Как теперь вижу двух женщин, цепко ухватившихся за бревно, отколовшееся от борта парохода, и моливших о спасении. Их совместно с сотнями других жертв засосала образовавшаяся воронка воды».

      Московская газета «Русское слово» 24 мая опубликовала очерк 37-летнего Юдко Бланкмана из Бердичева. Он повествовал, что в своем отделении 3-го класса не слышал о предупреждении германцев. Там обратили внимание только на то, что «Лузитания» шла очень медленно, делая не немало 17 узлов в час вместо обычных 24-х.

      «В субботу, 6 мая, около 2 часов дня, после завтрака, я уснул в своей каюте. Пробудился я от страшного толчка. В то время я ничего не понял. Мне пришел в голову случай с «Титаником», и я подумал, что с нашим пароходом произошло какое-то горе. В каюте было темно. Я бросился к электрической кнопке, но лампочка не зажигалась. Надо мной были слышны свистки, вопли и топот сотни людей. Плач женщин и детей смешивался с ревом сирен. Я понял, что произошло что-то страшное», — делился впечатлениями Бланкман.

      По словам подданного Российской империи, в спешности ему пришлось бросить в ящике стола $1200, которые он заработал в Америке и вез семье в Киев. На палубе, писал Бланкман, «творилось нечто неописуемое». Ослепительное солнце освещало пароход и около тысячи обезумевших людей, метавшихся с одного борта на другой.

      «Замешательство публики и кое-какая растерянность команды, мне кажется, сыграли роковую роль в напрасной гибели сотен людей, — продолжал он. — Пассажиры кинулись к спасательным шлюпкам. Люди падали в море, а лодки, наткнувшись на них, разбивали несчастным головы. Между тем, «Лузитания» погружалась все вяще и больше. Неожиданно раздался второй ужасный взрыв паровых котлов. В воздух полетели трубы, куски железа, все обволокло дымом. В этот момент я, зажмурив очи, головой вниз бросился в воду. На мне был спасательный пояс. Сколько времени я находился под водой – сказать не могу. Мне представлялось, что прошла целая вечность. Когда я очутился на поверхности воды, «Лузитания» исчезла, а кругом на огромном пространстве плавали сотни людей, оглашая море душераздирающими воплями».

      Будучи хорошим пловцом, Бланкман сумел спастись, был подобран и выхожен местными рыбаками. По приезде в Петроград его вызвали в министерство иноземных дел, где расспрашивали о том, было ли на «Лузитании» оружие. По одной из версий, капитан Тернер невольно подставил своих пассажиров, тайно транспортируя в трюмах 4,2 млн винтовочных патронов. Выжившие с «Лузитании» указывали, что взрывов было два. Но капитан субмарины Швигер утверждал, что выпустил лишь одну торпеду. Как написал он в судовом журнале, вином второго взрыва мог стать «котел, уголь или порох».

      В июне 1915 года посольство Австро-Венгрии в США направило в Госдепартамент «конфиденциальное послание». Австрийские дипломаты подробно показали, как взрывчатые вещества американского химического концерна «Дюпон» были погружены на борт «Лузитании» в трюмные назализованные помещения. Это были сорокафунтовые ящики, обшитые холстом, похожие на упаковки с сыром. Однако прямых свидетельств перевозки вооружения сквозь Атлантический океан, равно как и фактов переделки каких-либо помещений лайнера под другие цели, не существует.

      Русские пассажиры запоздалее вспоминали, что в день их прибытия в Ливерпуль состоялось несколько манифестаций с английскими и русскими флагами.

      Возмущенная толпа разгромила 150 лавок, принадлежащих немцам. Нападения на немецкие предприятия продолжились и на следующий день.

      По всей Англии прокатилась волна германских погромов. Расклеивались листовки с детальным описанием «варварской жестокости немцев». Через несколько дней после трагедии администрация президента США Вудро Вильсон вручила немецкому послу Иоганну Берндорфу ноту, в какой резко осуждалось «ничем не спровоцированное жестокое нападение на гражданское безоружное судно, повлекшее за собой человеческие жертвы». В собственном ответном письме Вильсону кайзер Вильгельм II приносил соболезнования американскому народу. Одновременно отмечалось, что «Лузитания» являлась вспомогательным крейсером британского флота, то кушать комбатантом.

      Капитан Тернер дожил до 1933 года и умер от рака в возрасте 76 лет, а капитан Швигер погиб осенью 1917-го в итоге попадания подлодки на мину. Ему было 32 года, и он успел потопить 49 кораблей.

      Источник

      >