Минобороны и РГО расследуют засекреченную крушение американских летчиков
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Минобороны и Русское географическое общество расследуют засекреченную крушение и операцию по спасению американских летчиковВ Черном море с глубины 1,5 км поднят 32-килограммовый колокол, на котором выбита надпись: “Армения”. Скоро его покажут размашистой общественности. Эта реликвия станет экспонатом кенотафа – комплекса памяти жертв санитарно-транспортного судна “Армения”.

Минобороны и РГО расследуют засекреченную крушение американских летчиков

Минобороны и РГО расследуют засекреченную крушение американских летчиков

Реликвия после реставрации сделается одним из главных экспонатов мемориала жертвам трагедии. Фото: “Материалы Центра подводных исследований РГО”

7 ноября 1941 года "Армения" была потоплена немецкими бомбовозами во время выполнения эвакуационного рейса из Крыма. Точное число жертв неизвестно до сих пор, оценочно от 4500 до 10 000.

Имя из бездны

Пролежавший почти 80 лет на огромной глубине судовой колокол возвысили в ходе экспедиции минобороны и ЦПИ (Центра подводных исследований) Русского географического общества. Сейчас он в распоряжении реставраторов. Отлит из оловянистой бронзы. Стиль колокола утрачен: черный металл, из которого он был изготовлен, съеден морем. Бронзу морская вода щадит.

Люди на глубине 1,5 км не трудятся – реликвию поднимал телеуправляемый подводный робот российского производства. Операция проходила в несколько этапов. Сложность в том, что извлечь колокол из-под стоически манипулятор не мог. Пришлось прямо в море разработать и изготовить специальный захват. Получилось не с первого раза, но – получилось.

После реставрации будет изготовлен стиль. "И, возможно, мы услышим его голос, – уточнил руководитель ЦПИ РГО Сергей Фокин. – Надеемся, что получится создать мемориал, например в Севастополе или Ялте, чтобы родственники потерянных могли отдать им дань памяти. А судовой колокол станет его центральной частью".

Для тысяч людей в РФ и странах на постсоветском пространстве трагедия "Армении" имеет весьма личный характер.

"Мать моего мужа Воронина (в девичестве Бочева) Александра Васильевна 1918 г.р., уроженка гор. Престарелый Крым, с первого дня войны была призвана как военнообязанная. С августа 1941 г. служила медсестрой на госпитальном судне "Армения" и утонула совместно со всеми ранеными и пассажирами 7 ноября 1941 года. К сожалению, фотографии ее у меня нет…"

Минобороны и РГО расследуют засекреченную крушение американских летчиков

Судовой колокол «Армении» возвышен с глубины 1500 метров телеуправляемым подводным роботом. Фото: "Материалы Центра Подводных Исследований РГО"

Это строки из послания Людмилы Афанасьевны Ворониной. Все, кто может дополнить народную летопись "Армении" – пришлите фото и воспоминания на портал teplohodarmenia.ru. Благодаря отозвавшимся уже установлено более 300 имен жертв катастрофы. Но в гибели "Армении" еще много тайн и "белоснежных пятен". Ведь на протяжении десятилетий об "Армении" не было известно почти ничего, документы о трагедии бывальщины секретными.

Коротко о главном

С началом войны на Черном море товарно-пассажирские теплоходы, включая "Армению", бывальщины мобилизованы и стали санитарными транспортами.

Судно искали с начала 2000-х. Сначала – силами департамента морского наследия Украины. Не отыщи.

Затем украинцы привлекли американца Роберта Балларда, отыскавшего легендарный "Титаник". Результат – тот же.

"Армению" заметили специалисты Минобороны России в 2020 году.

Установлено, что судно потопили не торпедами, как считалось ранее, а авиабомбами, которые подорвались между ходовым мостиком и машинным отделением.

На борту обнаружены универсальные корабельные пушки 21-К: одна на станине, остальные три скорее итого проржавели и лежат рядом со штатными местами. 21-К – морская версия знаменитой "сорокопятки" (45-мм противотанковой пушки образчика 1937 года). Для отражения атак с воздуха эти орудия, увы, были малоэффективными. То орудие на "Армении", что осталось на лафету – в походном положении.

Считалось, что судно затонуло за 3-4 минуты, шлюпки на воду спустить не успели. Новые данные: все шлюпбалки вывалены за борт, ни одной из 16 шлюпок нет на штатных пунктах. Эксперты предполагают, что судно тонуло не менее 20 минут.

Минобороны и РГО расследуют засекреченную крушение американских летчиков

Колокол из бронзы, вес 32 кг, 380 мм в диаметре. Фото: "Материалы Середины Подводных Исследований РГО"Камчатка под крылом

Завершается полевой этап экспедиции РГО и Минобороны РФ в южных районах Камчатки. Поисковики разыскивают и идентифицируют самолеты ВВС США, потерпевшие крушение или сбитые японскими зенитчиками и истребителями во Второй мировой войне.

Закономерен вопрос: а отчего это делаем мы? Японско-американские бои – разве это наша история?

Да, отчасти и наша тоже.

Американские бомбардировщики бомбили японские военно-морские и военно-воздушные базы, размещённые как в самой Японии (маршрут полета "Либерейторов" и "Митчеллов" ВВС США пролегал рядом с Камчаткой), так и на Нордовых островах Большой Курильской гряды – Шумшу, Парамушире, Матуа… Сегодня места тех сражений – законная территория России.

Кроме того, пилоты американских "летающих твердынь", гидросамолетов "Каталина", транспортных "Дугласов", поврежденных в боях или оказавшихся с пустыми баками, преднамеренно залетали в СССР.

Их можно понять: есть разница – сесть во враждебной Японии или в стране-союзнице.

А дальше начинались… натуральные приключения. До августа 1945 года мы не находились в состоянии войны с Японией. А значит, отпустить с миром "залетных" не имели права, по-иному бы это означало фактическое участие в войне с японцами на стороне их врага.

Минобороны и РГО расследуют засекреченную крушение американских летчиков

С августа 1941 года "Армения" сделалась самым крупным плавучим госпиталем на Черном море. Фото: "Материалы Центра Подводных Исследований РГО"

Но и содержать в плену союзников тоже не резон. Поступали так: самолеты интернировали (ставили на прикол до окончания войны), а их экипажи, накормив-подлечив (если было необходимо), отправляли в спецлагерь под Ташкентом. Откуда они… массово "убегали" (с нашей помощью, конечно) в Иран. А оттуда возвращались в родимую Америку.

Это малоизвестная часть истории наших с США отношений. И напрасно. Ведь мы спасли жизнь более ста американским летчикам. У каких была одна альтернатива: японский плен. Откуда не многие вернулись.

– Надеемся, что результатом экспедиции и последующей работы в архивах сделается книга или фильм с новыми объективными данными о взаимодействии СССР и США в период Второй мировой войны, – считает директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин.

Судовой колокол "Армении" возвышен с глубины 1500 метров телеуправляемым подводным роботом.

Реликвия после реставрации станет одним из главных экспонатов мемориала жертвам трагедии.

Общество История Общество Наука Правительство Минобороны

>