Михайловский замок стоит на набережной Мойки и Фонтанки
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки
Михайловский замок стоит на набережной Мойки и Фонтанки
Михайловский замок

Михайловский замок

Михайловский замок, вяще известный под именем Инженерного — один из известнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга — стоит на набережной Мойки и Фонтанки; построен он Императором Павлом I на пункте Летнего дворца Императрицы Елизаветы Петровны. Предание о постройке Михайловского замка гласит, что он был построен, вследствие полученного Императором Павлом I во сне приказания от Архангела Михаила организовать церковь на местe Летнего дворца.

Закладка Михайловского замка состоялась 26-го февраля 1797 г. В торжестве закладки участвовал собственно Павел I, императрица Мария Федоровна и дети их. Государь повелел закончить весь замок вчерне непременно в том же 1797 г. План дворца составлен был зодчим Бренна. Работали не только днем, но и ночью, при свете факелов и фонарей; рабочих, ежедневно занятых на постройке, ставилось не немного двух с половиной тысяч, но иногда число их доходило до шести тысяч. С заготовлением и доставкой материалов тоже очень торопились, и когда оказался недостаток в мраморе, то его брали с других производившихся в городе построек. Благодаря таким чрезвычайным усилиям, Михайловский замок был совсем готов к 8-му ноября 1800 г., когда и состоялось его освящение одновременно с освящением устроенной в нем церкви во имя св. Архистратига Михаила. Но, вследствие сырости дома, переселение царской фамилии могло состояться только в январе 1801 г.

Михайловский замок представляет собою образец итальянской зодчества эпохи Возрождения. Со всех сторон замок был окружен каналами, и со стороны главного входа был устроен подъемный мост. Внешний вид замка — четырехугольник, причем любой из четырех фасадов отличается от остальных. С трех сторон в замок ведут ворота. Главный фасад сложен из красного и стального камня, нижний этаж из тесаного гранита. Над воротами фронтон, с барельефом из пудожского камня; главный карниз из разноцветного мрамора. Первоначально внешний вид замка изобиловал украшениями: везде стояли мраморные статуи, вазы, фигуры; впоследствии все эти украшения перенесены были в Зимний дворец. Достоверно также по кончине Павла I уничтожено было все то, что придавало дворцу характер крепости: снесена была каменная стена, опоясывавшая здание, засыпаны рвы, сняты подъемные мосты и увезены пушки, расставленные в разных местах на платформах. Вся местность, окружавшая замок, между Фонтанкой и Екатерининским каналом (ныне – канал Грибоедова), до Караванной и Итальянской улиц, относилась дворцу и обнесена была железной решеткой. В этом огромном пространстве заключались дворцовый сад и обширный плац. В саду Павел I нередко прогуливался верхом, и в нем зимой расчищали дорожки от снега; на плацу происходили частые смотры и парады.

Внутренняя отделка Михайловского замка отвечала его величавой наружности. В главном фасаде, парадная лестница из гранита вела во второй этаж между колоннами из серого сибирского мрамора и бронзовыми перилами. Великолепные двери алого дерева с бронзой вводили в парадные покои дворца. За проходной аванзалой, украшенной историческими картинами Шебуева и Угрюмова, вытекала тронная зала 12-ти сажен в длину, обтянутая зеленым бархатом с ткаными золотом узорами. Тут возвышался трон, обитый алым бархатом, тоже затканым золотом, с гербами России и принадлежащих ей царств Казанского, Астраханского, Сибирского и др. Далее находилась галерка Лаокоона, обтянутая великолепными гобеленами и украшенная мраморными статуями. За галереей следовала гостиная с бархатной мебелью огненного краски, и громадная мраморная зала в два света, где дежурили кавалеры Мальтийского ордена. Ещё далее находилась вторая тронная зала, с плафоном, разрисованным Карлом Скотти, и замечательными громадными люстрами из массивного серебра. Дверь из этой залы вела во внутренние покои императрицы, прибранные тоже с большой роскошью. Особенно замечательна здесь была рафаэлевская галерея, одна из стен которой была накрыта коврами, представлявшими копии с картин Рафаэля.

Лучшими комнатами были: большой тронный зал, овальная гостинная, круглый тронный зал и парадная спальня Императора. Обыкновенно Император спал в просто отделанной комнате, единственным украшением которой служили картины Гвидо-Рени, Жана-Ледюка, Вувермана и письменный стол примечательной работы. Стол этот был сделан по указаниям самой Императрицы Марии Федоровны: доска его укреплена на колоннах из слоновой кости с бронзовыми капителями. Посреди горницы стояла маленькая походная кровать за простыми ширмами. В этой спальне и скончался Павел I, а в царствование Императора Алексадра II тут устроена небольшая церковь, в которой замечателен иконостас резной работы из дуба.

Император Павел прожил в своем роскошном Михайловском замке лишь 40 дней; после его смерти Царская Семья покинула замок, который, после этого, был передан в интендантское ведомство, а в 1822 г., с передачею в Инженерное ведомство, переименован в Инженерный замок. Одновременно с постройкой Михайловского замка, Петербург украсился новоиспеченным памятником Петру Великому, поставленному на площади перед главным фасадом замка.

>