Могут ли кошки и собаки угодить в рай

Прослушать новинка Остановить прослушивание

Могут ли кошки и собаки угодить в рай

Depositphotos Отношение хозяев к своим питомцам претерпело разительные перемены с 1880-х по 1980-е годы. Как выяснил исследователь Эрик Туриньи, к половине XX века владельцы домашних животных поверили в возможность воссоединения с ними после смерти, а также начали использовать в оформлении надгробий христианские символы и добавлять к кличкам померших зверей свои фамилии, подчеркивая их полноправное членство в семье.

Могут ли кошки и собаки угодить в рай

Вера британцев в загробную жизнь домашних питомцев основы возрастать в викторианскую эпоху – к такому выводу пришли авторы исследования, опубликованного в журнале Antiquity. Зооархеолог Эрик Туриньи из Университета Ньюкасла проанализировал могилы звериных на четырех кладбищах в Лондоне и Ньюкасле с эпохи правления королевы Виктории до 1981 года. Согласно исследователям, хозяева всех обликов домашних зверей верят в жизнь своих любимцев после смерти и ставят им надгробия и памятники, чтобы однажды воссоединиться.

На протяжении рассматриваемого столетия фиксируется увеличение числа могил, имеющих отсылку на бессмертие душ животных.

«Лишь на немногих надгробиях XIX века упоминается загробная жизнь, хотя отдельный владельцы надеются снова увидеть своих питомцев. К середине же XX века значительная часть надгробий показывает, что хозяева ожидали воссоединения с животными после смерти», — заявил автор исследования Туриньи, изучивший свыше 1 тыс. надгробий домашних звериных.

На изображениях надгробий XIX века, которые приводятся в исследовании, можно прочитать выгравированные надписи наподобие «Топси, любящий товарищ», «Наша милая маленькая Батча» и «Дорогой Флафф». В тех же случаях, когда упоминается загробная жизнь, хозяева усердствуют не оспаривать христианские каноны, лишь выражая надежду на воссоединение.

Напротив, в 1950-е хозяин «храброго котенка Денни» добавляет: «Пускай Бог хранит тебя, пока мы не встретимся снова». В тот период также получили более широкое распространение религиозные символы – кресты и эпитафии, взывающие к Божьей попечению и защите. Туриньи нашел и другие свидетельства того, что владельцы все чаще рассматривали своих питомцев как полноправных членов семейства. В своем исследовании он отметил, что после Второй мировой войны при оформлении надгробия помимо кличек животных стали использоваться фамилии хозяев. При этом первоначально их заключали в скобки или кавычки, намекая, что звери все же не являются полноправными членами семейства. Если до 1910 года животные упоминались как члены семьи лишь в 1% случаев, то после Второй мировой этот показатель возрос до 20%, а фамилии показались на 11% надгробий.

Самих себя владельцы все чаще упоминали как «мама», «папа» или «тетя». По мнению Туриньи, большинство монументов были установлены в память о собаках, но доля кошек, как и других животных, целенаправленно захороненных на кладбищах, непрерывно росла на протяжении итого XX века.

Погребение усопших питомцев на кладбищах стало поворотным моментом в отношениях людей с домашними животными, убежден Туриньи. Ранее многие люди «бросали тушки в реку или утилизировали вместе с мусором, либо же продавали на кожу и мясо». Однако с популяризацией идей Чарльза Дарвина случились принципиальные сдвиги. Вдохновившись его трудами, люди поставили животных в более равное положение с самими собой. В исследовании также выделяется вырастающая сентиментальность современников викторианской эпохи, в результате которой привязанность к питомцам стала для британцев нормальным явлением.

Помимо того, рос статус домашних звериных в обществе. На рубеже XIX-XX веков, благодаря появлению шампуня от блох и наполнителя для кошачьего туалета, хозяева все чаще хватали собак и кошек жить в закрытых помещениях. Семьи становились более зажиточными и меньшими по числу членов. У людей являлось время для того, чтобы заниматься своими животными-компаньонами. Постоянно улучшалось качество и увеличивался ассортимент корма для питомцев, снадобья и игрушки.

В интервью Guardian исследователь обратил внимание на одну из тенденций: закон Великобритании разрешает совместное захоронение людей и звериных.

В Нью-Йорке подобный прецедент был впервые зафиксирован в 2016 году.

Современные мемориальные услуги включают в себя, например, отлитие из глины печатей лап. И все же многие хозяева по-прежнему предпочитают закапывать своих почивших питомцев в саду, или прибегать к кремации. Христианство традиционно отвергает загробную жизнь животных. Однако Папа Римский Иоанн Павел II заявил в 2000 году, что животные имеют дави и «так же близки к Богу, как и люди».

«Исследование является ценным вкладом в науку, — считает Филип Хауэлл, эксперт по переменяющимся отношениям между людьми и животными. – Мне неизвестно, чтобы кто-то пытался сделать нечто подобное раньше».

Он также затруднился произнести, применимы ли результаты исследования для континентальной Европы, а также для остального мира. Отношение к домашним животным в разных странах может разительно выделяться, полагает он.

Источник

Вам также может понравиться