«На бюсты было кровавое пятно»: как погиб Маяковский
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«На бюсты было кровавое пятно»: как погиб Маяковский

«На бюсты было кровавое пятно»: как погиб Маяковский

Посмертная личина поэта Владимира Маяковского, снятая скульптором Сергеем Меркуловым

Посмертная маска поэта Владимира Маяковского, снятая ваятелем Сергеем Меркуловым

РИА «Новости»

14 апреля 1930 года покончил жизнь самоубийством выдающийся поэт Владимир Маяковский. Трагедии предшествовал беседа с возлюбленной Вероникой Полонской. Несмотря на заключение патологоанатома, ясно назвавшего причины смерти, некоторые до сих пор убеждены, что Маяковский был уложен.

stopCovid1

      Несмотря на всесоюзную славу и востребованность, 36-летний Владимир Маяковский жил в коммунальной квартире и лишь грезил об отдельной жилплощади для себя и своей возлюбленной Вероники Полонской. 1930-й год складывался для него не слишком удачно. Поэт немало болел, страдал от одиночества и недостаточно лояльного, по его мнению, тона советской прессы. Не имела успеха премьера пьесы «Баня».

      Весной Маяковскому отказали в визе для зарубежной поездки, а за два дня до трагедии, 12 апреля, у него состоялась тяжелая встреча с читателями в Политехническом институте.

      С мест прозвучало немало нелестных выкриков. Поэта повсюду преследовали ссоры и скандалы. Как следствие, его психическое состояние становилось все более нестабильным.

      В книжке Владимира Радзишевского «Между жизнью и смертью: Хроника последних дней Владимира Маяковского» отмечается, что утром в воскресенье, 13 апреля, к нему в квартиру № 12 по адресу Лубянский проезд, дом №3 постучалась незнакомая дама — свояченица художника Натана Альтмана, Мария Малаховская. Ей нужны были проживавшие здесь ранее Лиля и Осип Брики, но они почти два месяца назад уехали в Европу. Маяковский так поразил ее своим угнетенным состоянием, что Малаховская предложила ему поехать вместе с ней в Ленинград. И поэт, оживившись, уже взял трубку, чтобы заказать билеты на поезд, но припомнил о неотложных московских делах и дал отбой.

      Фоторепортаж: Во весь голос: 90 лет без Владимира Маяковского

      «На бюсты было кровавое пятно»: как погиб Маяковский

      «На бюсты было кровавое пятно»: как погиб Маяковский

      «На бюсты было кровавое пятно»: как погиб Маяковский

      «На бюсты было кровавое пятно»: как погиб Маяковский

      «На бюсты было кровавое пятно»: как погиб Маяковский

      «На бюсты было кровавое пятно»: как погиб Маяковский

      «На бюсты было кровавое пятно»: как погиб Маяковский

      «На бюсты было кровавое пятно»: как погиб Маяковский

      «На бюсты было кровавое пятно»: как погиб Маяковский

      «На бюсты было кровавое пятно»: как погиб Маяковский

      Посмотреть весь фоторепортаж
      в разделе «ФОТО»

      Повествовали, будто он проникся такой благодарностью за искреннее сочувствие, что прочитал незваной гостье предсмертное письмо и сказал: «Я самый блаженный человек в СССР и должен застрелиться». После ее ухода Маяковский позвонил в Федерацию писателей и попросил включить его в делегацию, какая отправится в Ленинград в ответ на приезд ленинградцев в Москву. Он согласился выступить на их вечере через два дня, во вторник, 15 апреля. Днем Маяковский позвонил своей возлюбленной артистке Веронике Полонской и предложил сгонять на бега. Девушка ответила, что уже договорилась отправиться на ипподром с актерами Михаилом Яншиным и Борисом Ливановым.

      Около 16:00 Маяковский показался в цирке на Цветном бульваре, где примерно 500 человек занимались подготовкой спектакля по его пьесе «Москва горит (1905 год)».

      По воспоминаниям свидетелей, у него было «совершенно белое, перекошенное лицо, глаза какие-то воспаленные, горящие, белки коричневатые».

      Вечером Маяковский пришел в гости к беллетристу Валентину Катаеву, но того еще не было дома. Дверь открыл его друг, художник Владимир Роскин. Не застав Катаева, стихотворец стал недовольно и нервно ходить по комнате. Чтобы его успокоить, Роскин предложил сыграть в маджонг. Они сели за стол и переворошили двухслойные фишки из бамбука с костью. Маяковский закурил. По Роскину, Катаев показался только в половине десятого. Затем он вышел на Сретенку за вином. Еще чуть позже пришли Полонская в сопровождении актеров Яншина и Ливанова. Ближней к полуночи на вечеринку заглянул журналист Василий Регинин. Все эти люди видели Маяковского в его последнюю ночь в квартире Катаева в Небольшом Головином переулке.

      «Когда вместе с Яншиным и Ливановым появилась Полонская, Маяковский, который ее искал и наконец дождался, сделался еще более мрачным и взвинченным. Вопреки обыкновению, он не поддерживал словесную игру, не нападал и не защищался. Ничем не рискуя, его стали задирать. Особенно усердствовал Ливанов: положение обязывало.

      — Маяковский, все хорошие поэты скверно кончали: то их убивали, то они сами убивали себя. Когда же вы застрелитесь?

      Маяковский ничего не отозвался, резко встал из-за стола и вышел в соседнюю комнату. Хозяйка дома не выдержала:

      — Зачем вы его обижаете? Вы неужели не видите, что он сам не свой?

      Тогда Валентин Катаев нарочито громко, чтобы было слышно за стенкой, хохотнул:

      — Что ты тревожишься? Маяковский не застрелится. Эти современные любовники не стреляются», — такой диалог приводится в «Хронике» Радзишевского.

      Компания развелась около четырех утра. А в восемь Маяковский договорился встретиться с Полонской для серьезного разговора. Вероятно, той ночью он так и не лег спать.

      В итоге стихотворец заехал за актрисой около половины десятого 14 апреля 1930 года. Вскоре они отправились на Лубянку. Времени для беседы было совсем мало, поскольку Полонская торопилась на работу.

      «Был яркий, солнечный, замечательный апрельский день, — написала она в мемуарах. — Совершенно весна.

      — Как хорошо, — сказала я. — Смотри, какое солнце. Неужели сегодня опять у тебя вчерашние неумные мысли. Давай бросим все это, забудем… Даешь слово?»

      Когда Полонская отправилась в сторону выхода из квартиры Маяковского, грянул выстрел.

      Ленинградская «Алая газета» сообщала: «Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате… покончил с собой Владимир Маяковский. Пришедшая скорая помощь нашла его уже мертвым. В последние дни Маяковский ничем не обнаруживал душевного разлада и ничто не предвещало катастрофы. Ныне утром он куда-то вышел и спустя короткое время возвратился в такси в сопровождении артистки МХАТа Х. Скоро из комнаты Маяковского раздался выстрел, вдогонку за которым выбежала артистка Х. Немедленно была вызвана карета скорой помощи, но еще до ее прибытия Маяковский скончался».

      Известно, что стихотворец настаивал на разводе Полонской, с которой встречался уже второй год, и даже записался в писательский кооператив в проезде Художественного театра, куда совместно с ней собирался переехать жить. Утром 14 апреля 1930 года у нее была назначена репетиция с режиссером Владимиром Немировичем-Данченко. Как повествовала Полонская журналу «Советский экран» в 1990 году, она боялась опоздать, что злило Маяковского.

      «Он запер двери, спрятал ключ в карман, сделался требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», — произнёс он, но обещал позвонить. И еще спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей.

      Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, страшилась вернуться. Потом вошла и увидела еще не рассеявшийся дым от выстрела.

      На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять башку. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть. Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету скорой поддержки… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…» — вспоминала артистка в пожилом году.

      Пуля пробила сердце, легкое и почку. Трагедию усугубила распространившаяся по Москве сплетня о сифилисе, который якобы и вырвал поэта свести счеты с жизнью.

      «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил», — так начиналось подготовленное заблаговременно прощальное письмо поэта.

      В предсмертной записке Маяковский, в частности, написал: «Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская».

      По факту кончины Маяковского было заведено уголовное дело. Как сообщала «Правда», следствие отрабатывало версию о самоубийстве, вызванном «причинами незапятнанно личного порядка, не имеющими ничего общего с общественной и литературной деятельностью поэта».

      «Самоубийству предшествовала длительная болезнь, после какой он еще не оправился», — подчеркивалось в газетной статье.

      Согласно рассказу современного судмедэксперта Александра Маслова, который приводит в своей книжке «Роковой выстрел» историк культуры, автор докторской диссертации о поэте Леонид Кацис, днем 14 апреля тело Маяковского было перевезено в квартиру в Гендриковском переулке, где он всегда проживал. Присутствовавший при исследовании художник Николай Денисовский снял с поэта рубашку, предварительно разрезав ее ножницами. Одновременно ваятель сделал с лица Маяковского гипсовую маску, повредив кожу правой щеки. В большой комнате этой квартиры научные сотрудники Института мозга в 20 часов извлекли мозг покойного. Он тянул 1700 г и, как констатировали эксперты, не представлял «сколько-нибудь существенных отклонений от нормы». После извлечения мозга другой скульптор сбросил вторую маску.

      Вскрытие тела произвел в ночь с 14 на 15 апреля известный патологоанатом Владимир Талалаев. Как вспоминала впоследствии его внучка, «несколько дней профессор был в задушенном состоянии, никому ничего не рассказывал о той ночи. Лишь позднее сказал, что сам производил вскрытие его тела в клинике и что разговоры об смертоубийстве Маяковского безосновательны. Это самоубийство». Вопреки слухам, венерических заболеваний выявлено не было.

      Тем не менее, по словам бывшего директора Государственного музея Владимира Маяковского, автора нескольких книжек о нем Светланы Стрижневой, определенной популярностью во все времена пользовалась версия о преднамеренном убийстве поэта.

      «Он не производил впечатление человека, какой способен совершить самоубийство, — говорила она РИА Новости в 2010 году. — Он был подтянутым, пунктуальным, оптимистичным, остроумным, развеселым. Для стороннего взгляда казалось совершенно невозможным, что человек, который пишет такие стихи, на «ты» разговаривает с солнцем, что этот человек вдруг может возвести курок.

      Только близкие знали, что он был легко ранимым, мнительным во время болезни, раздражительным и даже грубым в период депрессии.

      14 апреля он был в состоянии крайнего нервного напряжения и раздражения. Если бы на сегодняшний день были документы, которые сказали, в чем была вина этого раздражения, то наверное факт самоубийства не вызывал бы никаких сомнений. Но поскольку этих документов у нас нет, то отсюда и возникают все эти проблемы, и тема продолжает муссироваться».

      Сторонники версии об убийстве тоже расходятся в своих суждениях. Если верить их утверждениям, Маяковский мог сделаться жертвой неизвестного, к преступлению могли быть причастны бывшие супруги Брики или высокопоставленные деятели ОГПУ Генрих Ягода и Яков Агранов, какие дружили и общались с поэтом.

      Тело Маяковского было кремировано в первом московском крематории около Донского монастыря. Первоначально прах был в местном колумбарии, но в 1952 году урну перенесли и захоронили на Новодевичьем кладбище.

      Источник

      >