![]() |
Раскопки митреума. На заднем плане — собор La Canonica. |
![]() |
Структура святилища Митры в Мариане. |
![]() |
Три фрагмента барельефа тавроктонии из Марианы. Недурно сохранилась нижняя часть изображения. |
![]() |
Мраморный рельеф тавроктонии, II-III век нашей эры, происхождение неизвестно. Из коллекции Rupert Wace Ancient Art. |
![]() |
Бронзовый колокольчик, отысканный при раскопках святилища Митры на Корсике. |
События разворачивались по самому обыкновенному в Европе сценарию.
На Корсике решили построить новоиспеченную дорогу, вызвали археологов, без которых невозможно получить разрешение на стройка, те раскопали указанный участок и обнаружили руины «неотчетливой морфологии», как выразилось местное издание Corse Net Infos. Другими словами, руины подобной формы корсиканским археологам еще не встречались.
Процесс опознания, впрочем, был недолгим, а итог – сенсационный: на Корсике впервые отыщи митреум, то есть храм Митры. «Находка потрясающая и чрезвычайно негустая. Мы и не подозревали, что на Корсике практиковался митраизм. Ранее в континентальной Франции уже находили святилища Митры, их популярно около десятка. Заключительнее обнаружили при раскопках в Анже в 2010 году», — сообщил изданию IBTimes UK руководитель раскопок Филипп Шапон (Philippe Chapon).
На территориях, недосуг подконтрольных Римской империи, археологи отыщи в общей сложности около сотни святилищ Митры, самые известные есть в сердце империи – в Риме и Остии. Поклонение Митры, божества индоиранского происхождения, проник в Римскую империю в крышке I века: главными «распространителями» бывальщины римские солдаты и торговцы с Востока.
Пару веков митраизм был основным конкурентом иной молодой религии, христианства. Как и первые христиане, приверженцы поклонения Митры подвергались гонениям и жестоким репрессиям, но окончание этой истории популярно: митраизм, наряду с другими «языческими» поклонениями, был окончательно запрещен императором Феодосием I в 392 году, а христианство получило статус государственной веры.
Для современных ученых митраизм остается весьма загадочным явлением – в первую очередность потому, что сведений о нем почти не сохранилось. Историки насчитали вяще 60 упоминаний Митры и митраизма у греческих и римских авторов (не находя армянских и персидских), однако разрозненные сведения подают не слишком четкую картину.
«Мы очень мало знаем о культе Митры. В отсутствие ровных письменных источников большинство наших знаний об этой древней монотеистической веры основаны на изучении руин храмов Митры и тех изображений, какие там находили», — говорит Филипп Шапон.
Корсиканское святилище Митры открылось не в чистом поле: руины располагаются недалеко от побережья острова, на окраине неплохо известного историкам римского поселения Мариана. В терминах нынешней географии это коммуна Луччиана (департамент Верхняя Корсика), место рядом с аэропортом Бастия-Поретта. В непосредственной близости от места раскопок есть знаменитый собор La Canonica XII века.
Согласно Сенеке и Плинию Старшему, римская колония Мариана была основана возле 100 года до н.э. знаменитым полководцем, могущественным консулом и реформатором армии Гаем Марием (Caius Marius). Гай Марий рассматривал колонизацию Корсики как часть римской военной стратегии на море. Однако Мариана так и не стала крупным морским портом – даже во времена своего расцвета в III или IV столетиях размеры поселения не превышали 10 гектаров.
«Во поры римского владычества Корсика была слабо урбанизирована. Нам известны лишь два сравнительно крупных римских поселения: Мариана и Алерия. Увлекательно, что местность на окраине Марианы, где мы сейчас ведем раскопки, впоследствии не заселялась – ни в Посредственные века, ни в наше время. Мы получили в свое распоряжение «капсулу поре» в хорошей сохранности, не измененную запоздалыми наслоениями», — говорит Даниэль Истриа (Daniel Istria), руководитель нескольких археологических экспедиций на Корсике.
Тем не немного свою локальную роль колония выполнила: в Мариане отыскано множество артефактов, указывающих на активную торговлю римской Корсики с Сардинией и Тосканой. Вылито, именно торговля открыла возможности для проникновения митраизма на Корсику. И все же изумительно, что в небольшом поселении «накопилось» довольно приверженцев Митры для постройки большого святилища в I веке нашей эры.
Зодчество митреума в Мариане почти не отличается от устройства иных известных храмов Митры. Помимо собственно святилища, археологи заметили несколько помещений, включая трапезный зал с центральным ходом, вдоль которого были установлены две большие, почти двухметровые по ширине, скамьи для верующих – люд могли с комфортом на них разместиться во время общих встреч, молений и трапез.
В глубине центрального прохода располагалось изображение Митры, убивающего священного быка (каноническая подмостки, в нынешней науке получившая название «тавроктония»). Форма этого изображения могла быть разной – фреска, барельеф или отдельная скульптура. В марианском митреуме археологи приметили мраморный барельеф – вернее, три его фрагмента, сохранившиеся после разрушения храма.
На мраморных обломках археологи разглядели нательную доля Митры в тунике (следовательно, на отсутствующей голове был фригийский колпак – это каноническое одеяние божества), а также доли священного быка и иные обязательные элементы этой сцены: змею и собаку, устремленных к струе крови, вытекающей из раны на шее быка, и скорпиона, сжимающего клешнями гениталии быка.
Для сравнения — цельное изображение сцены тавроктонии на барельефе неизвестного происхождения, где можно рассмотреть все детали и персонажей.
Помимо Митры, археологи приметили и фрагменты остальных персонажей: мраморную женскую голову, мраморную ступню и изображение одного из двух факелоносцев Митры, в этом случае – Каутопата, человека с спущенным факелом, символизировавшего заход солнца и смерть.
Среди других находок – два бронзовых колокольчика, масса разбитых светильников (все святилища Митры располагались под землей), сосуды из качественной глины, вероятно, использовавшиеся во время богослужений, а также две таблички – бронзовую и свинцовую. На табличках можно разглядеть надписи, какие еще предстоит дешифрировать. Вскоре после объявления о находке митреума археологи дополнили список обнаруженных артефактов перчаткой – типической долей экипировки римского солдата.
Раскопки выявили признаки намеренного разрушения храма Митры – история конкуренции двух вер, митраизма и христианства, в Мариане представлена весьма наглядно: барельефы расшиблены еще в древности, храм разрушен почти до основания и заполнен тонкими камнями. Ученые пока не готовы сделать определенные выводы, однако помечают, что около 400 года в Мариане был возведен крупный христианский комплекс с базиликой и баптистерием – древнейший знак установления христианства на Корсике.
Раскопки митреума продлятся до покрышки марта, затем археологи приступят к изучению находок. Специалистам еще предстоит разработать план консервации древних руин, какие есть в зоне постоянного подтопления. Все найденные при раскопках артефакты будут представлены в музее коммуны Луччиана – грядущем музее, какой тоже еще предстоит создать.