Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

В прошедшие выходные побывали в этом замечательном монастыре, но о нем будет отдельный разговор. А пока посмотрим удивительную выставку надгробных плит XV-XVII вв. на его территории. Подобные плиты из Ферапонтова монастыря в Можайске я демонстрировала уже здесь http://ornament-i-stil.livejournal.com/273540.html. Любопытно, что в Можайске из таких плит был выложен фундамент храмы, которая уже разрушена. Монастырь был основан в XV веке, а плиты, как пишут, были взяты с соседних кладбищ. Скорее всего эте плиты бывальщины более древние, чем калужские хотя рисунок абсолютно аналогичен. Меня, естественно, больше всего интересует сходство кое-каких орнаментов с византийским, например с таким.

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

А теперь, если вы заинтересовались, посмотрите фрагмент любопытной статьи, которую я нашла в сети по этому предлогу.

Вилообразный “крест”. Что скрывает история Руси?

Изучая работы А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского натолкнулся на информацию об раскопах надгробных плит с увлекательным орнаментом в виде вилообразного креста. Ввиду крайне скупой официальной информации об этом символе, я сделал вывод, что до прихода к воли династии Романовых (с “официальными” символами христианства) на Руси повсеместно существовало некое религиозное течение, не нашедшее отражения и буквально стертое из истории. До сих пор, по-видимому, есть негласное табу на эту тему, так как по-другому организованное умалчивание и незаинтересованность археологических, исторических и религиозных официальных деятелей в этом проблеме объяснить сложно…

В этом пункте мы расскажем о нашем посещении Старого Симонова монастыря 15 июня 1994 года.

..Кроме черепов и костей в земле бывальщины найдены каменные надгробные доски (плиты) одного и того же образца и размера, без каких-либо надписей.

На всех этих досках изображен Одинешенек И ТОТ ЖЕ узор. Он состоит из бляхи в центре, от которой отходят три полосы: прямая – вниз и две дуги, расходящиеся кверху. Это “вилообразный крест”. В то же пора, рисунок чрезвычайно напоминает воинский щит. Отсутствие каких-либо надписей указывает на то, что могилы были БЕЗЫМЯННЫМИ и, главное, ОБЩИМИ.  Идентичность всех замеченных каменных досок ясно говорит о том, что все захоронения были сделаны ОДНОВРЕМЕННО.  Выяснилось, что во второй половине XVII столетия в Лужецком монастыре происходило бурное строительство. При этом в фундаменты возводимых в XVII веке построек замуровывались старые надгробные плиты с русских погостов. Надгробий, пущенных на строительный камень, оказалось настолько много, что возникает впечатление, что окрестные кладбища были в некий момент утилитарны полностью очищены от надгробных плит. При этом, спрятанные сегодня от глаз, в фундаментах, эти старые надгробия, как правило, совсем не вылиты на те, которые нам выдают сегодня за якобы “старинный русский образец”. Почти все старинные надгробия, раскопанные в Лужецком монастыре, накрыты такой же резьбой, что и надгробные плиты Старо-Симонова монастыря: на них изображен трехконечный вилообразный крест. Общая картина, открывшаяся перед глазами после раскопок 1999 года в Лужецком монастыре, такова. Оказывается, в XVII столетье в массовом порядке старые надгробия с кладбищ были убраны и пущены на строительный камень. В частности, в упомянутом фундаменте небольшой храмы XVII века в качестве блоков для стройки использовано НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ СТАРЫХ НАДГРОБНЫХ ПЛИТ. Многие из них были при этом расколоты или отколоты с краю, чтобы подогнать их под соседние камни.

На подавляющем большинстве этих старых надгробий изображен трехконечный вилообразный крест. Но кушать и исключения. Так, например, на одном из кусков, найденных в Лужецком монастыре, вырезан четырехконечный крест. Но не такой, к которому мы привыкли ныне, а в виде птичьего следа.

Еще один редкий пример креста на русских надгробиях – ПЯТИКОНЕЧНЫЙ ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ.

Плиту с таким крестом отыщи Ю.П.Стрельцов и один из авторов – Г.В.Носовский, летом 2000 года, в кладке основания каменных ступеней, которые когда-то вели к двери собора Рождества Богородицы с западной сторонки. Сегодня ступени разрушены и вместо них стоит современная железная лестница. Однако часть основания под ступенями сохранилась. Там, под железной лестницей, и была отыскана эта редкая старая надгробная плита.

И еще – из Высоко-Петровского монастыря в Москве.

Надгробные плиты из Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Надгробия 14 века.