«Новоиспеченный тип космического аппарата»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Новоиспеченный тип космического аппарата»

50 лет назад Советский Альянс вывел на орбиту Земли первую в мире долговременную орбитальную станцию «Салют». Искусственный спутник Земли мог продолжительное пора функционировать на орбите и имел шлюз для стыковки с космическими кораблями. Впоследствии в рамках реализации программы создания «Салютов» СССР запустил в космос ещё несколько таких станций. Две заключительные — «Салют-8» и «Салют-9» — стали частью орбитальных комплексов «Мир» и МКС. Как отмечают эксперты, в ходе эксплуатации «Салютов» было разрешено множество технических и научных задач. В частности, советские конструкторы смогли создать условия для длительного пребывания человека в космосе и разработали систему медицинской реабилитации астронавтов. Аналитики отмечают, что запуск «Салюта» стал одним из прорывных моментов в истории освоения космоса.

19 апреля 1971 года ракета-носитель «Протон» успешно вывела на орбиту первую в вселенной долговременную орбитальную станцию (ДОС) «Салют». В отличие от выводившихся ранее пилотируемых орбитальных станций, «Салют» имел шлюз для пристыковки грузового космического корабля, что подавало ему возможность автономно работать на орбите на протяжении большого периода времени.

«Запуск первой долговременной орбитальной станции отворил принципиально новый этап в исследовании и освоении человеком космического пространства. ДОС-1 представляла собой новый тип космического аппарата, позволяющий самодействующи и с участием человека решать самые разные научно-прикладные задачи в условиях длительного полёта», — говорится на сайте госкорпорации «Роскосмос».

Рекомендуем: Оклейка авто антигравийной пленкой в Алтуфьево

В ведомстве помечают, что «орбитальные станции со сменяемыми экипажами сделали возможной непрерывную работу людей в космическом пространстве, позволили исследовать воздействие космоса и невесомости на организм человека, проводить астрофизические исследования, а также исследования поверхности и атмосферы Земли». 

Обитаемый космос

Станция «Салют», какая в документах также обозначалась как «Изделие 17К» или №121, разрабатывалась в Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, ныне НПО «Энергия»). Труды по её созданию начались в конце 1969 года. Руководил проектом главный конструктор Василий Мишин.

«Новоиспеченный тип космического аппарата»

«Салют-7» с пристыкованным кораблём «Альянс» / NASA

Масса «Салюта» составляла 18,6 т. Он предназначался для работы на околоземной орбите на высоте 200—300 км. Длительность полёта станции ограничивалась ресурсом системы жизнеобеспечения и бортовым запасом топлива и составляла 175 суток.

Орбитальная станция заключалась из трёх отсеков: переходного и рабочего (оба герметичные) и негерметичного агрегатного.

Через пять дней после запуска и выведения «Салюта» на орбиту к станции был послан космический корабль «Союз-10» с первым экипажем. На борту корабля находились командир Владимир Шаталов, бортинженер Алексей Елисеев и инженер-испытатель Николай Рукавишников. Экипаж успешно произвёл стыковку со станцией, однако на «Салют» угодить ему не удалось — помешала неисправность стыковочного узла на «Союзе». В результате через 5 часов 30 минут после стыковки космический корабль был вырван отстыковаться. 25 апреля трое космонавтов благополучно вернулись на Землю.

6 июня 1971 года СССР послал к «Салюту» второй экипаж на борту корабля «Союз-11». На этот раз стыковка прошла штатно и космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев 7 июня 1971 перебеги из пристыковавшегося корабля на станцию. Таким образом, они стали первым в истории экипажем долговременной орбитальной станции.

«Новоиспеченный тип космического аппарата»

Экипаж космического корабля «Союз-11» с основным конструктором В.П. Мишиным перед полётом / © salyut.gmik.ru

В общей сложности команда Добровольского провела на орбите распорядка 23 суток. За это время им удалось провести картографирование звёздного неба с помощью ультрафиолетового телескопа «Орион», исследование акватории Всемирного океана в интересах рыбного хозяйства и выполнить большую программу медицинских экспериментов.

Полностью выполнив программу полёта, экипаж отстыковался от станции и направился к Земле. Однако вернуться домой им было не суждено — во пора спуска произошла авария. Из-за разгерметизации спускаемого аппарата трое космонавтов погибли.

После выяснения причины трагедии Государственная комиссия зачислила решение временно прекратить полёты и модифицировать космический корабль «Союз». Станция же продолжала работать на орбите в беспилотном порядке.

11 октября 1971 года по команде с Земли на «Салюте» был включён двигатель «на торможение», после чего станция вошла в плотные пласты атмосферы и прекратила своё существование.

После этого Советский Союз продолжил развивать программу создания орбитальных станций. В рамках этой программы разработки велись по двум курсам: гражданскому (ДОС) и военному (серия станций «Алмаз», которые официально всё равно назывались «Салютами»). Первым занимался ЦКБЭМ, а вторым — Центральное конструкторское бюро машиностроения (сейчас — АО «ВПК «НПО машиностроения»).

Как помечают эксперты, работа шла непросто: советские конструкторы создавали абсолютно новое направление в науке и промышленности, поэтому многочисленные трудности и промахи в этом деле были неизбежны.

Так, запуск ДОС-2 в 1972 году провалился из-за аварии ракеты-носителя. Станция ДОС-3 в ноябре 1973-го вышла на орбиту, но из-за неполадок в аппаратуре пришагала в непригодность, какое-то время совершала пассивный полёт, а позднее при попытке изменить высоту орбиты вошла в атмосферу и кончила своё существование. Из-за неудачных пусков эти станции формально не получили порядкового номера в рамках программы «Салют».

Немало успешным оказался запуск в апреле 1973 года «Салюта-2», который разрабатывался по программе «Алмаз». Однако и в этот раз случилась нештатная ситуация: на станции случилась разгерметизация, из-за чего на орбите она провела лишь 54 дня. Экипажи к ней не отправлялись.

Исправить многие ошибки удалось при создании станции «Салют-3». Она была запущена на орбиту 25 июня 1974 года и прочертила в космосе 213 суток.

К «Салюту-3» был направлен экипаж в составе командира Павла Поповича и бортинженера Юрия Артюхина. После событий 1971 года было разрешено совершать полёты только в скафандрах, поэтому экипаж сократился до двух человек.

Артюхин и Попович провели на станции 15 дней и успешно вернулись на Землю.

Станция «Салют-3» создавалась в рамках военной программы «Алмаз», потому в экспериментальных целях на ней была установлена 23-мм автоматическая пушка, созданная на основе авиационной пушки НР-23. 

Последующие запуски станций «Салют-4», «Салют-5», «Салют-6» и «Салют-7» миновали без эксцессов. С каждым новым пуском увеличивалось время пребывания аппарата на орбите и продолжительность работы экипажей.

«Новоиспеченный тип космического аппарата»

Станция «Мир» / NASA

Прорывным почитается запуск «Салюта-8», который стал основой для первого в мире многомодульного орбитального комплекса «Мир». В его составе в всеобщей сложности станция провела на орбите 5510 суток. 

А «Салют-9», который изначально планировался как основа российского орбитального комплекса «Мир-2», в итоге взошёл в состав российского сегмента Международной космической станции (МКС) в виде модуля жизнеобеспечения «Звезда». В этом качестве станция до сих пор трудится на орбите. 

«Чрезвычайно сложная задача»

По словам научного сотрудника Института космических исследований РАН Натана Эйсмонта, программа создания долговременных орбитальных станций сделалась прорывом в освоении космоса.

«Станция «Салют» открыла новые возможности. Благодаря этому проекту впоследствии космонавты могли вяще времени проводить в космосе и решать широкий спектр задач. Именно эта платформа послужила основой для реализации проекта «Мир», благодаря какому были получены серьёзные результаты, в том числе в ходе различных медицинских экспериментов», — рассказал аналитик в беседе с RT.

В свою очередность, военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что в ходе разработки проекта «Салют» советским инженерам удалось решить масса сложнейших технических задач.

«Создать станцию, разместить на орбите и сделать её обитаемой — это чрезвычайно сложная задача. Например, необходимо было создать систему жизнеобеспечения, какая могла бы долгое время делать станцию пригодной для жизни. Нужно было разработать систему реабилитации космонавтов, какая позволяла бы восстановить здоровье. Были освоены вопросы выхода в космос, ремонта орбитальной станции. Всё это делалось впервые в истории нашими учёными», — подчеркнул эксперт в беседе с RT.

По словам Кнутова, создание «Салютов» было важно и с точки зрения обеспечения обороны СССР.

«На станциях военного направления «Алмаз» имелись уникальные технологии, в том числе возможности оптического контроля за военными и гражданскими объектами. Эти орбитальные станции играли значительнейшую роль в обеспечении обороноспособности страны», — сказал Кнутов.

«Новоиспеченный тип космического аппарата»

СМ «Звезда» с пристыкованным кораблём «Прогресс» / NASA

Все эти достижения позволили в последующем создать орбитальную станцую «Мир», а затем и МКС, добавил он.

«СССР сделал потрясающие разработки, какие будут востребованы в дальнейшем и послужат базой для создания новой орбитальной станции», — считает аналитик.

Эксперты сошлись во сужденье, что вне зависимости от судьбы МКС, эксплуатационный ресурс которой подходит к концу, Россия должна продолжать развивать программу создания орбитальных станций.

«Без натуженной каждодневной работы, которая сейчас проводится на МКС, нельзя рассчитывать на удачное проведение каких-либо экспедиций по освоению космоса в грядущем. Без таких станций, без опыта, накопленного в ходе их работы, человечество не добьётся нового прорыва в этой области», — заключил Натан Эйсмонт.

>