Вяще, чем Ибн Баттута, во поры Средневековья не путешествовал никто. Он побывал во всех странах мусульманского мира, но и ими не ограничивался, посещая и христианские страны. Прибывая в очередной город, Ибн Баттута, как правило, хватал себе жену (а то и не одну), а перед отъездом разводился – и правила мусульманства, и невысокие требования к стоимости приданого это позволяли. Но дамы были, разумеется, не главной и не единственной целью странствий марокканца.
Паломничество в Мекку, обернувшееся долголетними странствиями
Абу Абдуллах Мухаммад ибн Баттута показался на свет в 1304 году в Танжере, в семье судьи (кади), шейха из племени Лавати. Образование получил в суннитской школе права, а в 21 год замыслил свершить хадж (паломничество) в Мекку, что, хоть и представляло собой серьезные трудности, все же не было событием экстраординарным. Такое странствие занимало в те поры около шестнадцати месяцев, но Ибн Баттута уже заранее знал, что так рано он не вернется: уже в юности его манили дальние края и чужеземные города. Распрощавшись с мамой и отцом – как потом выяснится, навсегда – Ибн Баттута отправился в дорогу.
В переводе с арабского «Баттута» –
«утенок». По-видимому, это было кличка марокканца. Ключ: pinterest.com
Путь проходил вдоль североафриканского побережья, и несмотря на то, что свое путешествие Ибн Баттута предпринимал самостоятельно, без попутчиков, все же перемещался он совместно с караванами. Это повышало шансы благополучно добраться до пункта направления: в Сахаре хозяйничали кочевники-бедуины. Ибн Баттута не торопился, по пути он останавливался в Тунисе, посещал там мечети, беседовал с здешними чиновниками и мудрецами. Да и первая из бесчисленных жен путешественника нашлась в Тунисе, в городе Сфакс.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Кого брали в сераль османского султана, и Как жилось дамам «в золотых клетках».
Через девять месяцев после начала странствия Ибн Баттута очутился в Александрии, преодолев к тому поре уже 3500 километров. Оттуда путь в Мекку был уже довольно коротким, но путешественник решил поворотить на юг и осмотреть другие города Мамлюкского султаната, прежде итого столицу – Каир, и лишь потом направиться в священный для магометан город. Ибн Баттута побывал также в Иерусалиме, Дамаске, Басре, Багдаде, Тебризе. Назад домой он не торопился, решив отправиться дальней, на восток – до самого Китая.
Туризм Средневековья
Ни самолетов, ни поездов, ни автомобилей, лишь лошади и верблюды в качестве транспорта, а в качестве неприятностей в линии – не проблемы со страховкой или языковой барьер, а нечто посерьезнее. Схватки между племенами, в которых легко можно стать случайной жертвой или объектом нападения разбойников, конфликты с здешними волями, легко приводящие к драматичным решениям, сумасбродство султанов и ханов, про которое недаром было написано столько книжек – все это было долей жизни Ибн Баттуты, и со всеми этими напастями он благополучно справлялся, в отличие от спутников и провожатых, которым нередко везло гораздо меньше.
Странствия и сушей, и морем были в те времена одинаково опасны. Источник: pinterest.com
Не раз Ибн Баттута становился объектом нападения, а по линии к побережью Индии и вовсе очутился похищен. А один из правителей ближневосточного государства, ильхан Абу-Саид, которым восхищался в своих заметках путешественник, был отравлен своей наложницей – из ревности или из вьюжить за уложенных родственников. Прекрасные мечети и мавзолеи, их росписи и орнаменты неизменно вызывали восторг марокканца, но реальность была неумолима: средневековый Восход (как, впрочем, и закат) был опасным местом для странствий.
В 1330 году путешественник переправился через Красное море и оттуда направился на юг вдоль восточного побережья Африки, прошел сомалийское побережье. Он останавливался во всех городах, глядел архитектурные достопримечательности, заводил знакомства, прислушивался к предсказаниям и напутствиям «святых людей». Произвел впечатление на Ибн Баттуту Могадишо, большенный город, переживавший тогда состояние расцвета: там торговали лучшими материалами сотни купцов. Дальнейший путь лежал к Суахили и середине «золотой» торговли Африки – городу Килва.
Мечеть Килва-Кисивани на Танзании, внесенная в список всемирного наследства человечества. Ключ: wikipedia.org
Из этой части своего многолетнего путешествия Ибн Баттута вновь вернулся в Мекку, а следующий этап странствий пролегал сквозь Небольшую Азию, Крым, Кавказ. Баттута посетил ставку Золотой Орды, а затем направился в Булгар (в нынешнем Татарстане) – самую нордовую точку своих странствий, где ночи потрясли его своей краткостью, а рассказы о суровых зимах помешали продолжать движение в сторонку Сибири. Ибн Баттута вернулся в Хаджи-Тархан, грядущую Астрахань.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему не все, кто называется татарами, – один народ.
Прибывая в очередной город, Ибн Баттута, как мусульманин-чужеземец, удостаивался аудиенции правителей и нередко задерживался в краю – с одной стороны, не желая пренебречь гостеприимством, с другой – оказывая услуги богословского характера, разбирая препирательства по законам мусульманства, выполняя другие почетные поручения. Однажды Узбек-хан, правитель Золотой Орды, назначил Ибн Баттуту сопутствовать одну из жен правителя в поездке к ее папе в Константинополь – так марокканец оказался в православной стране, где посетил храм Святой Софии и вел беседы с императором Андроником III Палеологом.
Странствия Ибн Баттуты по Азии, Европе и Африке и их описания в книжке
Попал ли Ибн Баттута в Китай, как мечтал, точно неизвестно, но, во всяком случае, в его писульках путешествие по Поднебесной описывается весьма детально. Нынешние исследователи, правда, подозревают, что описания были позаимствованы у других путешественников того поре, но, тем не менее, именно благодаря Ибн Баттуте сделались известны многие подробности китайского быта и особенности китайской культуры. Собственно в книге Баттуты встречается самое раннее средневековое упоминание Великой Китайской стены, какую сам путешественник, правда, так и не смог увидать.
Восток – дело тонкое; в каждой стране Ибн Баттута сталкивался с особенностями правителей и правления. Ключ: wikipedia.org
В Индии Ибн Баттуте пришлось замешкаться на долгие восемь лет – султан отказался отпускать марокканца, и тому пришлось зачислить предложение стать судьей. Судил Ибн Баттута сурово – настаивал на строгом соблюдении норм шариата, порицал местные традиции, в том числе чересчур открытые женские наряды, жестко карал за проступки вроде воровства или пропуска молитвы. Воспользовавшись возможностью представлять заинтересованности султана в качестве посла, Ибн Баттута уехал вначале на Мальдивы, где на некоторое время задержался и, кстати, взял себе еще четырех жен. А затем путешественник отправился на восход, откуда вернулся домой в Марокко в 1349 году.
В странствиях Ибн Баттута провел почти тридцать лет. Ключ: pinterest.com
Папа Ибн Баттуты до этого времени не дожил, мать умерла за несколько месяцев до возвращения сына. А сам путешественник чудом избежал чумы, какая в те поры выкашивала целые города. И все же уже в 1350 году странствия его продолжились – на этот раз целью путешествия стало посещение мусульманской части Испании, а потом – и Африки. Всего в пути Ибн Баттута провел 29 лет, преодолев за это время 120 тысяч километров – Марко Пустотело спустя два столетия этот рекорд повторить не смог. Само собой, все увиденное и услышанное необходимо было сохранить в облике книги.
Мемуары Ибн Баттуты были отражены в его жизнеописании. Источник: wikipedia.org
«Рихла», или «Подарок тем, кто созерцает чудеса городов и чудеса странствий», сделалась тем самым трудом, что отразил впечатления, полученные Ибн Баттутой в его странствиях. Вероятнее всего, собственный опыт путешественник дополнял и услышанным от других рассказчиков – так утверждают исследователи. Свои воспоминания он диктовал ученому Ибн Джузайе. Последние годы Ибн Баттута провел в Марракеше, исполняя длинны судьи, и скончался в 1377 году в возрасте 73 лет.
А другому великому путешественнику прошлого, Марко Поло, европейцы обязаны знакомством с мороженым: от сладкого для Александра Македонского до «эскимосского пирожка».