О традиционных мужских поясках на Северном Кавказе
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

О традиционных мужских поясках на Северном Кавказе

О традиционных мужских поясках на Северном Кавказе

О традиционных мужских поясках на Северном Кавказе

Мужской узкий кожаный поясок с серебряным или металлическим гарнитуром, который надевали поверх черкески или бешмета, – предмет гордости кавказского горца.

О традиционных мужских поясках на Северном Кавказе, – Наима Нефляшева«Бешмет – писал о комплексе мужской одежды в Дагестане историк XIX века Н. Дубровин, – застегивается крючками, а черкеска, обрисовывающая статную талию мужчины, туго перетягивается кожаным поясом с металлическими украшениями, а у людей богатых и зажиточных с серебряным убором. Спереди на пояске висит кинжал: у богатого оправленный в серебро, а у бедного без всякой оправы. 

Кинжал не снимается никогда, даже дома. Туземец, скинув черкеску, опоясывает себя пояском с кинжалом поверх бешмета». Пояса представляли собой узкие кожаные или шелковые ленты с металлическим набором (пряжка, наконечник, обоймица, бляшки и др.). Пряжки, наконечник, бляшки и иные серебряные элементы пояса покрывались гравировкой с чернью. В редких случаях употреблялись целиком металлические из бронзы и реже из золота пояса-цепи.

Узкие ремни с железным или медным комплектом были найдены на Северном Кавказе в уже средневековых склепах. Этнограф Е.Н. Студенецкая приводит определение археолога Е.И. Крупнова: «Любой покойник опоясан одним, а иногда и двумя кожаными поясами с железными или бронзовыми пряжками; тонкие пояса украшались серебряными и бронзовыми наконечниками и бляшками. На поясках обычно висят кисеты из кожи с огнивом, кресалом и трутом».

Е.Н. Студенецкая дала классификацию мужских поясов: «По нашим материалам можно выделить два образа мужских поясов: кожаные с металлическим набором и пояса из ткани или войлока. Во второй половине XIX – начале XX века более итого были распространены пояса из узкого кожаного ремня. На одном конце пояс имел пряжку, в которую продергивался иной конец пояса, снабженный металлическим наконечником.

О традиционных мужских поясах на Северном Кавказе, – Наима НефляшеваПояс туго затягивался на пояса, а длинный кончик ремня продевали в подвижную обоймочку. Пояса этой простейшей формы носили повседневно, они были доступны любому горцу.

Торжественные пояса украшали многочисленными, часто серебряными, бляшками и подвесками разной формы. Носили пояс на черкеске, на бешмете (если черкеска не была надета), а порой и на шубе. У чеченцев и ингушей пояс изредка надевали и на рубаху.

К поясу подвешивали различные предметы, необходимые мужчине в пути, на охоте. Это были: сальник или жирница – прямоугольная металлическая коробочка с салом для смазывания оружия; отвертка сложной формы для разбора огнестрельного оружия, служившая порой и кресалом; брусок для точки кинжала или ножа; пульница; кожаный походный стакан; мешочек, в котором лежали кремень, трут, кресало и др. Пастырь мог повесить на пояс мешочек с разной мелочью для лечения скота».

Одним словом, пояс заменял карманы. Но самое основное – на поясе висело оружие: кинжал (или нож в деревянных полуножнах), пистолет и иногда шашка. Последнюю носили и на портупее».

Для взрослого мужа появление «неподпоясанным» априори невозможно, такое могли позволить себе только глубокие старики или ребята. Пояса широкие матерчатые были допустимы для стариков, служителей мусульманского культа, а также мужчин в трауре. Матерчатыми поясками могли подпоясать бешметы, но черкески – никогда.

Конструктивно пояс подчеркивал стройность фигуры (известно, что в традициях Северного Кавказа мужская полнота осуждалась и высмеивалась), а семантически поясок был частью мужского воинского дискурса, так как был связан с оружием, с кинжалом прежде всего.

Кинжал является обязательным элементом, долей национального костюма всех народов Северного Кавказа. Один из первых черкесских историографов, офицер Хан-Гирей отмечал: «Это оружие можно, так произнести, причислить к верхней одежде черкеса, в особенности у лучших воинов высшего класса, ибо они только снимают с себя кинжал тогда, когда скидают верхнее платье. Черкес ест, пьет, сообщает, забавляется всегда с кинжалом на поясе (курсив мой – НН) и спит, имея его под своим изголовьем, следственно, он вечно вооружен».

Слово «опоясаться» означало «взять в длани оружие». У народов Северного Кавказа был выработан этикет ведения войны, основанный на распространении понятий чести, доблести, совершенства на противника. Наивысшего развития и детализации такие нормы достигли у черкесов. Современный историк и этнограф Асланом Марзей строчил об этом: «Фундаментальные принципы адыгской этики – человечность, почтительность, честь, совесть – адыги разносили и на военную сферу, считая недопустимым войны без правил, без соблюдения этих принципов».

О традиционных мужских поясах на Северном Кавказе, – Наима НефляшеваИсследователи, прежде итого А. Марзей и З. Доде, считают, что в средние века количество металлических накладок, их форма, орнаментация и взаимное расположение представляли собой сложную систему, в какой была закодирована информация. Люди могли «читать» пояс, как открытую книгу, и сразу же понять многое о его обладателе – его этнической принадлежности, социальном статусе, месте в воинской иерархии и боевых заслугах. В частности, у черкесских дворян на пояске висела только одна серебряная бляшка. С течением времени информационные функции поясов были утрачены.

Как любой атрибут северокавказского костюма, поясок играл не только семантическую, но и утилитарную роль. Исходные формы металлических бляшек на «кавказском» поясе – это предметы сугубо бытового назначения: пороховница, кресало, шило и др. Со временем, когда необходимость во всех этих предметах отпала, они обратились в декоративные детали. Пояс символически заключал человека в круг, поэтому выполнял и охранительную функцию.

Интересно, в костюме имама Шамиля одновременно присутствовали и повязанная чалмой папаха, и традиционный кавказский поясок. Исследователь вайнахского костюма З.И. Хасбулатова приводит великолепный пример, в котором ярко отражены возможности невербальной коммуникации с использованием пояски: “Во время нахождения имама Шамиля в плену к нему явился посыльный с известием о рождении у Александра II наследника. Шамиль сбросил с себя пояс, на что никто не обратил внимания. Но когда Шамиля стали упрекать в том, что он якобы не обрадовался такому событию и не одарил гонца за ликующую весть, он ответил, что разве мало обещания наследнику – быть союзником, а не врагом…”.

Металлические наборы для поясов нередко делали мастера из Дагестана, занимавшиеся отходничеством в городах и селах Северного Кавказа. 

>