Операция «Ганнибал»: как немцы эвакуировали морем из Восточной Пруссии 2 млн человек
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Операция «Ганнибал»: как немцы эвакуировали морем из Восточной Пруссии 2 млн человек

Операция «Ганнибал»: как немцы эвакуировали морем из Восточной Пруссии 2 млн человек

Уже в крышке 1944 года многие высокопоставленные лица в Берлине понимали, что Третий Рейх неизбежно проиграет войну. Однако они не торопились сдаваться – по идейным причинам первоочередной задачей правителей Германии стало спасение «немецкой расы» от власти ненавистных им большевиков. За 4 месяца 1945 года (с 23 января по 8 мая) из Восточной Пруссии и иных прибрежных районов было эвакуировано, по некоторым оценкам, 2 миллиона гражданских и военных лиц. Операция «Ганнибал» стала крупнейшей в истории морской акцией такого рода.

Военно-политическая ситуация

Нужда в эвакуации возникла 12 января 1945 года – в этот день началась Восточно-Прусская стратегическая наступательная операция Алой Армии, и сразу же немецкие танкисты потерпели поражение от русских в районе Инстербурга.
В Восточной Пруссии, где немцы обосновались в XIII столетье, проживало 2,5 миллиона гражданских лиц. Инициатором операции по спасению беженцев стал главнокомандующий флотом Карл Дёниц.
– Люд устремились на запад, чтобы не попасть в руки русских. Они хорошо знали, что принесёт им Красная Армия. Когда в руки русских угоди Голдап и другие населенные пункты на границе Восточной Пруссии, русские отнеслись к немецкому населению с воистину ужасающей бессердечностью, – описывал Дёниц в мемуарах события тех дней, объясняя, почему спасение немецкого населения стало для него «первоочередной задачей».

План Дёница

Эвакуации по Балтийскому морю подлежали в первую очередность женщины и дети. Операция началась 23 января, когда из порта Готенхафен (Гдыня) отплыли подводные лодки с беженцами (по этим немецких историков, название «Операция «Ганнибал» относилось только к этому рейсу, а не ко всему комплексу мероприятий по морской транспортировке людей).
Из собственного состава кригсмарине были сформированы и переведены на Восточный фронт военно-морские дивизии общей численностью 50 тысяч человек. Моряки удерживали зоны портов, например, Пиллау под Кенигсбергом, вплоть до конца апреля.
Для эвакуации использовались все имеющиеся суда – как военные, так и торговые, командование какими было сосредоточено в руках Карла Дёница. Продолжали на полную мощность работать судоремонтные заводы, от которых зависела подготовка кораблей к длительному плаванию. В то пора как другие объекты инфраструктуры с марта 1945 года уничтожались самими немцами, порты и судоверфи сохранялись в рабочем состоянии до заключительного.
Постепенная концентрация военной и гражданской власти в руках Дёница способствовала росту его политического влияния. В итоге гросс-адмирал сделался главой государства после самоубийства Гитлера.

Ход эвакуации

Проведению операции мешали постоянные воздушные удары союзников. Несколько транспортов с беженцами погибло. Так, при крушении судна «Гойя» в водах Балтики погибло 7 тысяч человек, а при ударе по кораблю «Вильгельм Густлофф» – 4 тысячи. Грузоподъемность кораблей часто существенно превышалась. Однако, как писал Дёниц, 99% пассажиров были успешно доставлены в западные порты Балтийского моря. У правительства Рейха была карта предполагаемого послевоенного раздела Германии между США, Англией и СССР, и нацисты стремились, чтобы как можно больше немцев на момент капитуляции очутилось к западу от Эльбы. Эвакуируемых высаживали в северных портах, например, в Дампе (Шлезвиг-Гольштейн). Сюда прибывали жители Восточной Пруссии, Померании и Курляндии (среди эвакуированных бывальщины и латыши).
Количество переброшенных гражданских беженцев составило 800 тысяч человек, причём в их числе в целях конспирации никак не выделялись чиновники, высокопоставленные главы НСДАП и члены их семей. Остальные эвакуируемые были из числа военнослужащих, в т.ч. 355 тысяч раненых, находившихся в госпиталях.
Покинувшие восточные земли немцы не позабыли о роли Карла Дёница и продолжали с уважением относиться к бывшему гросс-адмиралу после войны. Однако современные немецкие историки помечают, что перевозка гражданских лиц, вопреки воспоминаниям Дёница, ни в коем случае не осуществлялась в ущерб требованиям военных.

>