Оружейная палата венецианского Дворца дожей
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

О лебедь городов, воды и солнца брат!
Уснувший, как в гнезде, меж тростников, средь ила
Лагуны, что тебя вскормила и взрастила,
Как все историки и гости сообщают.

Генри Лонгфелло. Венеция. Перевод В. В. Левика

Военные музеи Европы. Наверное, так уж получилось в ходе исторического развития, что в любом более или менее крупном городе Европы есть «оружейная палата» или, по крайней мере, набор средневекового оружия и доспехов. И раскинувшаяся посредине лагуны Венеция – город на островах, тоже не является исключением. Тут также есть своя Оружейная палата, которая содержит ценную историческую коллекцию оружия и доспехов, представляющих большенный интерес. Но вот находится она не в музее или во дворце, но построенном в XVII – XVIII веках, а внутри Дворца дожей, верховных правителей Венецианской республики, строить какой начали где-то в 1309 году, а закончили более века спустя – в 1424-ом! То есть это по-настоящему средневековое здания, а потому и основа его собрания тоже очень старая и задокументирована как существовавшая уже в XIV веке. Впрочем, чему здесь удивляться? Времена тогда были не покойные, заговоры – нередки, так что оружие даже у верховных правителей республики должно было быть всегда под рукой.

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
Витрины одного из залов Оружейной палаты Дворца дожей

Потому неудивительно, что находилась оружейная дворца рядом с Залом Большого совета, чтобы в случае каких-либо «неприятностей» члены рекомендации могли бы вооружиться в один миг и встать в ряды защитников дворца. И это помимо собственно охраны, к которой в случае угрозы нападения должны быть присоединяться еще и арсеналотти – высококвалифицированные пролетарии с верфей Арсенала, что находился неподалеку. Так что оружия тогда во дворце по необходимости было много и содержалось оно в этой комнате целом порядке. Во времена Республики Советом десяти назначался даже специальный ответственный, проверявший состояние хранившегося в ней оружия (это, уместно, к вопросу о том, почему в таких музеях оружие и доспехи не ржавые!), и в его же обязанность входил обмен и с другими собраниями и приобретение доспехов в студиях Беллуно, Бергамо, Брешии и даже из Нюрнберга. Состояние оружия поддерживали и четыре специальных мастера, которые с XVIII столетия следили за его сохранностью. Постепенно в этом «государственном музее», богатевшим за счет пожертвований, завещанным наследствам и трофеев военных лет, скопилась коллекция самых разных и подчас удивительных предметов. Например, там оказалась чаша из рога, способная распознать яд в налитом в нее содержимом, огромный серебряный фонарь, с пластинками из горного хрусталя, шелковые платья, подаренные дожу японским послом в 1585 году вместе с мечом катаной, кусок золотого бархата, присланный в 1600 году персидским шахом, и даже полотно «Святой Марк». Защищала вход в оружейные комнаты массивная кедровая дверь, привезенная невзирая на все расходы, из Ливана в 1556 году.

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
Витрина с двуручными мечами, шлемами морион и трофейными турецкими щитами

Кражи, мародерство и реквизиции последующих лет гораздо убавили достояние Оружейной палаты, однако до сих пор оно насчитывает более двух тысяч различных видов оружия и доспехов.

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
Незапятнанно внешне экспозиция выглядит на редкость богатой и к тому же прекрасно оформленной

Падение Республики в 1797 году (причем надо подчеркнуть, что дожи к этому поре правили Венецией ровно 1100 лет, с 697-ого по 1797 год) привело к тому, что все помещения Оружейной палаты были затворены, а находившиеся в ней предметы, свалены в подвалах. И для обозрения публики она была вновь открыта лишь в 1923 году. Часть полотен из нее попала в музей Коррер, а вот все оружие осталось во Дворце дожей.

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
В подземелье дворца находится целый «лес» колонн, оставшихся от его перестройки, и, как это неплохо видно, декор у них у всех разный!

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
Колонна крупным планом

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
А вот так его строили…

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
И кругом мы натыкаемся на изображение льва…

Ну а теперь, когда мы познакомились с историей Оружейной палаты Дворца дожей, подавайте устроим по дворцу небольшую экскурсию и постараемся хорошенько все рассмотреть.

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
Во дворе дворца находится вот этот… литой медный колодец, из какого в далеком прошлом доставали очень уж вкусную и холодную воду, которую именно отсюда с раннего утра водоносы разносили по всей Венеции!

Вход во Дворец дожей платный и стоит 20 евро, и карточка интернациональной федерации журналистов здесь почему-то тоже недействительна. Как и в большинстве музеев России. Ну так вот… Однако действуют большие скидки для людей престарелее 65 лет и молодежи до 18-ти, поэтому заранее запаситесь пенсионными удостоверениями (у кого есть) или паспортами, и тогда стоимость посещения дворца снизится для вас во немало раз, а для «детей» будет и вовсе бесплатной.

Архитектурное убранство внутреннего двора. Кстати, вот то, что перед нами,Оружейная палата венецианского Дворца дожей  это часть собора Св. Марка, какая входит во двор Дворца дожей.

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
«Лестница гигантов», названная так из-за украшающих ее скульптур

Внутри дворца большой двор, откуда можно любоваться его внутренней зодчеством и многочисленными скульптурами, а затем спуститься в подземелье, где выставлен целый лес колонн, поддерживавших в прошлом галереи дворца. После удушающей венецианской жара отсюда просто не хочется уходить, однако мы поднимаемся по лестнице наверх и начинаем осмотр помещений дворца с самого уникального — Зала Большенного совета — самого большого зала без поддерживающих его потолок опор не только в Венеции, но и во всей Италии. Размеры зала и вправду впечатляют: 54 метра в длину, 25 метров в ширину, и 15 метров от пустотела до потолка. Последний просто поражает своей пышностью, это просто какое-то безумие из резьбы, позолоты и живописных полотен. Зал так велик, что занимает во дворце все полуденное крыло. Впрочем, комнат – одна из которых роскошнее другой здесь так много, что ото всей этой роскоши просто… морщит в глазах.

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
Зал Большого совета

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
На этом возвышении установлен трон дожа и кресла для шести членов Малого совета. Позади них есть «Рай» — одна из самых больших картин в мире кисти Якопо Тинторетто и его сына Доменико, написанная ими в 1590 году

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
А вот так выглядит Зал Большенного совета на картине Йозефа Хейнца младшего (1678 год)

Но… ориентируясь по стрелкам-указателям вы рано или поздно обязательно попадете в Оружейную палату, заключающуюся из нескольких довольно больших залов. Оформлены они опять-таки в лучших венецианских традициях», то есть пышно и даже роскошно, но… самым традиционным манером, то есть – все экспонаты находятся в застекленных витринах. Поэтому доспехи рыцарей в подробностях рассмотреть здесь вообще невозможно, а что прикасается оружия… то его очень неудобно фотографировать через стекло. Приходилось читать, что многим посетителям делать фотоснимки служители в залах не позволяли. Лично мне столкнуться с этим не пришлось, но тем не менее, по сравнению с той же Оружейной палатой в Вене работу фотографа осуществлять здесь было крайне сложно, желая экспонаты выставленные здесь действительно очень интересны.

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
Простые, но солидные кресла членов Совета десяти

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
И потрясающе роскошные потолки – все это интерьеры Дворца дожей!

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
«Из зала в зал переходя, тут движется народ…» Вернее сказать, толпы народа!

Вот зал №1, известный как «Комната Гаттамеллата», поскольку именно в ней находятся доспехи знаменитого кондотьера Эразмо да Нарни (1370-1443), служившего Венецианской республике и носившего это необычное кличка. Ведь что оно означает, никто толком не знает до сих пор. Дело в том, что «гатта» это «кошка», а «мелата» — «медовые соты». И вот как вы столь удивительное словосочетание переведете? «Медоточивая кошка»? Намек на… «хитрость», что кондотьер сей, мол, «сладко стелет, да жестко спать»? Или же это «кошка цвета меда»? Поскольку, он носил на башке шлем, украшенный фигуркой позолоченной кошки? Когда в 1437 году да Нарни стал правителем Падуи, прославленный Донателло изваял его знаменитую конную скульптуру. Однако на ней Гаттамелата изображен с непокрытой головой, а значит и проверить это утверждение никак невозможно.

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
Доспехи Гаттамелата: темно-синее воронение и резьба с позолотой

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
Вот он этот весьма странный «деревянный конь». И сразу же возникает вопрос: а где седло, и все остальное? То есть познавательная ценность таких вот «экспонатов» утилитарны равно нулю!

Всего же в застекленной витрине этого зала находятся пять всадников в рыцарских доспехах, но только два из них сидят на «натуральных», то есть объемных лошадях вместе с седлами и всей прочей необходимой амуницией. Для трех остальных конских муляжей, видать не хватило, и находчивые итальянцы поставили вместо них плоские деревянные фигуры. Оригинально, но бедно и очень уж… провинциально. Вроде бы подобный богатый музей, и такие «бедные фигуры».

Оружейная палата венецианского Дворца дожей
Уникальный турнирный шлем для доспеха штехцойг. Только он еще больше, еще тяжелее и крепче, нежели аналогичные шлемы из коллекции Венской оружейной палаты во дворце Ховбург. А посмотрите на его крепления к кирасе? Оно же прямое попадание снаряда вынесет, не то что копья. И становится очевидно, что богатым венецианцам еще меньше хотелось погибать на турнирах, нежели более брутальным немцам!

Продолжение вытекает…

Источник

>