Ответ Каддафи или заказ Ирана: 30 лет крушению над Локерби 30 лет назад произошел теракт на рейсе 103 самолета Boeing 747 над Локерби
30 лет назад в небе над Локерби был подорван и спустя 36 секунд рухнул на жилые дома американский Boeing 747, летевший из Лондона в Нью-Йорк. Жертвами крушения стали 270 человек: 243 пассажира, 16 членов экипажа и 11 жителей Шотландии на земле. Виновными в теракте после длительного последствия были признаны ливийские спецслужбы. Существуют и другие, неофициальные версии случившегося. «Газета.Ru» воспроизвела события рокового полета рейса 103 в исторической онлайн-трансляции.
Передача
С начала
С конца
Не обновлять
Обновлять
22:00
Такой была одна из самых страшных катастроф в истории мировой авиации. Почтив память безвинных жертв трагедии над Локерби, «Газета.Ru» завершает мемуары об этом жутком дне.
Greg Bos/Reuters
Последствия крушения Boeing 747 над Локерби, 1988 год
21:50
В день 30-летия трагедии, 21 декабря 2018 года, британское издание Daily Mirror опубликовало слова одного из свидетелей по делу о крахи Boeing 747 иорданца Марвана Хрисата, который якобы признался своей семье, что «Деву морей» якобы подорвали не ливийцы, а палестинские боевики по заказу Ирана. Эту же версию, ссылаясь на отчет ЦРУ, приводила еще 11 мая 1989 года американская газета Washington Post.
Greg Bos/Reuters
Последствия крушения Boeing 747 над Локерби, 1988 год
21:45
По изумительному совпадению в тот же день, 21 декабря 1988 года, состоялся первый полет советского самолета Ан-225 «Мрия».
Фоторепортаж: «Мечтание» в небе: 30 лет первому полету Ан-225
21:41
В дальнейшем появлялись новые – в том числе совершенно невероятные – версии случившегося 21 декабря 1988 года в небосводе над Локерби. Так, в 2011-м бывший секретарь Главного народного комитета, министр юстиции Ливии Мустафа Мухаммад Абд-аль-Джалиль в интервью AP заявил о том, что Каддафи собственно отдал приказ взорвать Boeing 747.
21:32
«Хочу отметить мое твердое убеждение в том, что приведенное в суде свидетельство было недостаточным для установления вины Аль-Меграхи, что подтверждения, указывающие на другие направления для следствия, были утаены и не переданы защите, и что в результате предстоящей апелляции, которую повлекли за собой коротаемое в течение трех лет расследование и находки Комиссии по пересмотру уголовных дел Шотландии, несостоятельность приговора Меграхи будет ясно показана», — строчил Роберт Блэк, профессор права в Эдинбургском университете.
Martin Cleaver/AP
Последствия крушения Boeing 747 над Локерби, 1988 год
21:25
В 2009 году Аль-Меграхи был освобожден из-за диагностированного ему рака предстательной железы, что потребовало возмущение многих политиков и госчиновников США. В 2012 году он умер в своем доме в Ливии в возрасте 60 лет. Некоторые самостоятельные исследователи обстоятельств трагедии по-прежнему считают осуждение Аль-Меграхи спорным из-за возможных подтасовок фактов и политических интриг.
Осужденный по делу о взрыве над Локерби ливиец Аль-Меграхи незадолго до кончины pic.twitter.com/GLUeYYLtzW
— Киса и Ося (@titojiv) 21 декабря 2018 г.
21:17
В 1999 году Каддафи в обмен на ослабление санкций против Ливии, включенной Госдепом США в список спонсоров интернационального терроризма, выдал обоих подозреваемых в теракте. Кроме того, ливийцы согласились выплатить внушительные суммы компенсации родственникам потерянных в обмен на снятие экономических санкций. В 2001-м Аль-Меграхи приговорили к пожизненному заключению в шотландской тюрьме Гринок, а Фимаха обелили. В 2003-м Ливия признала причастность к теракту своих официальных лиц, состоявших на государственной службе, но по-прежнему отвергала ответственность самого страны.
21:04
Генеральный прокурор Шотландии при предъявлении обвинений назвал теракт над Локерби ответом Муаммара Каддафи на британо-американские бомбардировки Ливии, санкционированные собственно американским президентом Рональдом Рейганом и Маргарет Тэтчер в 1985 году. США в одностороннем порядке ввели против Джамахирии торговое эмбарго. Лишь спустя четыре года последовали официальные международные санкции Совбеза ООН.
AP
Последствия крушения Boeing 747 над Локерби, 1988 год
20:55
Подозреваемым, а после важным свидетелем по делу проходил член Народного фронта освобождения Палестины Мохаммед Абу Тальб, в квартире которого при обыске отыщи календарь с обведенной датой: 21.12.1988, и который к тому же в октябре и ноябре того года посещал Мальту. В 1989 году его приговорили к пожизненному сроку за взрывы бомб в Копенгагене и Амстердаме. Свою причастность к теракту над Локерби Абу Тальб вечно решительно отрицал, ссылаясь на алиби.
Позже был выявлен еще один фигурант дела: предприниматель из Швейцарии, связанный с восточногерманской «Штази», Ирландской республиканской армией (ИРА) и баскской группировкой ЭТА.
20:47
Поначалу так и не смог ввести, где и когда портфель с бомбой попал на борт самолета. Рассматривались три версии: аэропорты Мальты и Франкфурта-на-Майне, а также лондонский «Хитроу». Однако в итоге многолетнего расследования с изучением 15 тыс. свидетельских показаний, 35 тыс. фотографий и 180 тыс. вещественных доказательств появились факты в прок первого варианта. Удалось выяснить, что также находившиеся в роковом чемодане брюки и зонтик были куплены в небольшом лавке на Мальте: его владелец опознал в качестве покупателя главу службы безопасности авиакомпании Libyan Arab Airlines, сотрудника ливийских спецслужб Абдельбасета Али Махмеда Аль-Меграхи. Еще одним фигурантом сделался Ламин Халиф Фимах.
Kieran Doherty/Reuters
Реконструкция самолета Boeing 747 для проведения следственного эксперимента, 1989 года
20:35
После длинных анализов и экспериментов было установлено, что в багажном отсеке сдетонировало от 200 до 300 гр чешской пластиковой взрывчатки «Семтекс», возлежавшей внизу у стенки. В куске взорвавшегося контейнера были найдены части радиомагнитолы «Тошиба», в которую, судя по всему, и было встроено самоделковое взрывное устройство, убранное, в свою очередь, в коричневый чемодан. Взрыв произошел между кабиной пилота и местом соединения покрывала с фюзеляжем в непосредственной близости от основных электрокоммуникаций лайнера.
AP
Последствия крушения Boeing 747 над Локерби, 1988 год
20:22
Самая масштабная поисковая операции в истории британской авиации будет перебита только 25 декабря для проведения похорон 11 погибших жителей Локерби. К этому моменту будут исследованы все близлежащие к пункту ЧП водоемы, холмы и открытые пространства. Менее чем за неделю поисковики обработают 2190 кв. км. Куски обшивки самолета, страницы книжек пассажиров и другие предметы находили за 130 км от города.
AP
Гробы с телами жертв крушении Boeing 747 над Локерби, 1988 год
20:11
Запоздалее в Локерби прибудут высшие должностные лица: премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, посол США в Соединенном Королевстве Чарлз Прайс, член королевской семейства принц Эндрю. Их визиты не только мешали работе спасателей, но и отвлекали военных и полицейских для охраны вип-персон.
Маргарет Тэтчер pic.twitter.com/SggVmHmrMu
— Киса и Ося (@titojiv) 21 декабря 2018 г.
19:59
Из-за всеобщей суматохи и паники в Локерби орудуют мародеры. Кое-каких удалось арестовать: суд графства Дамфрайз вынес 30 приговоров по делам хищении вещественных доказательств с места ЧП.
Peter Kemp/AP
Поисковая операция на пункте крушения Boeing 747, декабрь 1988 года
19:44
Как следует из статьи Людвига де Брэкелера «Локерби: хроника объявленной кончины», 80% штатных сотрудников посольства США в Москве, зарезервировавших себе билеты на пересадочный рейс от Франкфурта, в последний момент аннулировали панцирь на злополучный рейс 103 – из-за этого самолет летел незаполненным. Кроме них от полета отказался глава МИД АР Пик Бота, собиравшийся в США для подписания в ООН Нью-Йоркских соглашений о самостоятельности Намибии. Джон Маккарти, бывший в то время послом США в Ливане, Крис Ревелл, сын Оливера Ревелла, исполнительного помощника директора ФБР, и Стивен Грин, помощник главу отдела разведки в Управлении США по борьбе с наркотиками также отказались от своей брони.
19:39
О гибели Boeing 747 узнают в отделе расследования авиакатастроф. Уже ночью на пункт катастрофы прибудут первые эксперты ведомства. Изучение «черных ящиков» покажет: все записи прекратились в 19:02.
Фоторепортаж: 36 секунд ужаса: 30 лет взрыву самолета над Локерби
19:36
Возле 70 трупов, в основном – возвращавшихся в США из экскурсионной поездки по Европе студентов, — обнаружили в саду местной жительницы Эллы Рамсден. Тела пассажиров бизнес-класса порвало на куски. В течение нескольких дней их собирали в коричневые полиэтиленовые пакеты с надписью «Неустановленная часть тела». Под морг приспособили хоккейную площадку с ненастоящим льдом. Все фрагменты самолета, а их в итоге найдут около 4 млн., будут доставлены в Центральный арсенал Вооруженных сил в Лонгтауне.
AP
Поисковая операция на пункте крушения Boeing 747, декабрь 1988 года
19:30
В Локерби вышли из строя почти все коммуникации — электричество, газ, водопровод, телефонные черты.
Dave Caulkin/AP
Последствия крушения Boeing 747 над Локерби, 1988 год
19:23
В книге «100 великих авиакатастроф» приводятся жуткие детали последних секунд жизни некоторых пассажиров. Один из несчастных успел нащупать висевший на шее крестик и умер, так и держа его в длани. Женщина крепко прижала к себе ребенка, — он остался в ее объятиях даже после падения с огромной высоты.
19:20
Двое пассажиров после удара о землю остались живы, и померли чуть позже, вероятно, — от переохлаждения. Как установили паталогоанатомы, их ранения были тяжелыми, но не смертельными.
Anonymous/AP
Родственники потерянных при крушении Boeing 747 над Локерби, 1988 год
19:15
Взрыв перебил снизу продольные балки фюзеляжа носовой части самолета и вывел из построения систему управления, в результате рули перевели машину в пике. Скорость Boeing недопустимо возросла и носовая часть, какую нижние балки уже не держали, потоком воздуха сначала загнулась назад, а затем оторвалась. Двигатели продолжали работать, но неуправляемый аэроплан уже перешел в еще большее и недопустимое для его конструкции пике, в результате не выдержали и лопнули балки, хвостовая часть отделилась от центральной.
19:08
Спецслужбы фиксируют мощный взрыв на вышине 30 тыс. футов. На месте взрыва топливных баков зияет кратер длиной 30 м и глубиной 3 м.
AP
Последствия крушения Boeing 747 над Локерби, 1988 год
19:07
Сейсмическая станция, размещённая в 14 км от Локерби, зарегистрировала удар, эквивалентный 1,6 балла по шкале Рихтера. Удар оказался настолько сильным, что полторы тысячи тонн земли взлетели в атмосфера и осыпались на автостраду A-74, перекрыв движение.
AP
Последствия крушения Boeing 747 над Локерби, 1988 год
19:05
Обломки самолета на огромной скорости врезаются в крохотный 4-тысячный городишко Локерби на юго-западе Шотландии. Центральная доля самолета упала в 4 км от носовой, а 20-метровая хвостовая часть – менее чем в километре от центральной. Большая часть корпуса, с крыльями и основным топливным баком, упала возле квартала Шервуд-Кресчент, застроенного коттеджами. Два дома бывальщины уничтожены полностью, многие повреждены. Двадцатиметровый фрагмент хвостовой части лайнера рухнул на квартал Роузбанк-Кресчент. Кабина пилотов совместно с частью фюзеляжа упала на овечий выгон возле церкви в местечке Тундергарт, километрах в четырех от Локерби. К 243 пассажирам и 16 членам экипажа добавляются еще 11 жертв из обыкновенных жителей, волею случая оказавшихся не в том месте и не в то время. Все они заживо сгорели.
Martin Cleaver/AP
Последствия крушения Boeing 747 над Локерби, 1988 год
19:04
На иллюминаторах образовывается лед. Люд теряют сознание из—за холода и декомпрессии. Падение самолета длится 36 секунд. Взорванное воздушное судно поделилось на три крупные части, которые упали с высоты в 9,5 км с разносом обломков на 5 км.
AP
Последствия крушения Boeing 747 над Локерби, 1988 год
19:03
В багажном отсеке срабатывает взрывное конструкция. Во внешней обшивке моментально образовывается дыра диаметром примерно 25 см. Электрооборудование тотчас выходит из строя. Салон погружается во мрак. Поперек фюзеляжа, перед левым крылом образовывается трещина. Под давлением противного воздушного потока борт ломается. Сидевшие в первых рядах вместе с креслами летят с гигантской высоты. Других засасывает в турбину крутившегося на целую мощность двигателя…
Peter Kemp/AP
Последствия крушения Boeing 747 над Локерби, 1988 год
19:02
Рейс №103 окончательно пропадает с экранов радаров авиадиспетчеров.
19:01
Диспетчер Алан Топп, слышавший беседа своего коллеги с Вагнером, наблюдает, как на экране затухает отметка самолета. Через несколько секунд луч локатора снова высветил координаты лайнера – 55 градусов 07 минут нордовой широты, 3 градуса 21 минута западной долготы, но тут же световая точка на экране начала дробиться.
18:58
На связь с диспетчером Томом Фазером, какой работает в центре управления воздушным движением, расположенном в Прествике на северо-западном побережье Шотландии, выходит второй пилот Boeing 747 Вагнер.
«Добросердечный вечер, это «Дева морей» сто три. Прошу разрешения на трансатлантический перелет. Предполагаем пересечь береговую черту в точке: широта пятьдесят четыре градуса нордовая, долгота десять градусов западная. Эшелон триста десять, скорость восемьдесят четыре сотых М», — его слова приводятся в книжке Игоря Муромова «100 великих авиакатастроф».
Диспетчер передал экипажу: «Дева морей» сто три, вас понял. Разрешаю трансатлантический перелет из точки пятьдесят четыре градуса — десять градусов до Кеннеди».
18:25
«Дева морей» наконец подымается. Четыре мощные турбины Pratt & Whitney поднимают борт в вечернее небо.
18:16
И все-таки дожидаются не всех. Экипаж теряет терпение и приступает к труду, несмотря на то, что прошедший регистрацию бизнесмен индийского происхождения Ясвант Сингх Басута на посадку так и не явился. Этот джентльмен чересчур усердно потребляет напитки в баре, и не слышит объявления по аэропорту. Опомнившись, он, конечно, жутко расстроится, что чемоданы улетели без него. Каково же будет его состояние чету часов спустя…
18:04
Официальное время начала подготовки к полету. Как уже сказано, из-за опаздывающих старт смещается. Курс на Интернациональный аэропорт имени Джона Кеннеди.
17:56
Как это очень часто случается, вылет задерживают припозднившиеся пассажиры. Самолет ждет опаздывающих у терминала. Прочие недовольны – хотят прибыть к месту назначения по расписанию. На заходящих в салон устремлены осуждающие взгляды.
17:45
В «Хитроу» начинается посадка. На рейс зарегистрированы 243 пассажира, это граждане 21 края всех возрастов – от 9-месячного американского младенца до восьмидесятилетней жительницы Будапешта. Сразу 179 пассажиров представляют США: в основном это американские военные, получившие отпуск. Помимо них на борт поднялся 31 британец, четыре венгра, по три канадца, индийца, ирландца и западных немца, по два шведа, итальянца, француза и аргентинца, а также по одному представителю Бельгии, Боливии, Израиля, Ямайки, Японии, Филиппин, ЮАР, Швейцарии и Тринидада и Тобаго. Граждан СССР в самолете не очутилось.
17:30
На борту «Девы морей» примерно 30 т груза, в топливных баках – более 108 т авиакеросина.
21 декабря 1988 года "Боинг 747" подорвался над Локерби pic.twitter.com/JZ2o7Hpbvr
— Киса и Ося (@titojiv) 21 декабря 2018 г.
17:23
Носильщики перевозят багаж прибывших из Франкфурта и направляющихся в Нью-Йорк из Boeing 727 в Boeing 747. Поскольку рейс завязался еще в Германии, сумки повторно не досматриваются. Рентген проходит только та кладь, что была сдана непосредственно в Лондоне.
17:00
Путешествие по длинному составному маршруту начинается во Франкфурте-на-Майне. Первый полет займет примерно 1,5 часа, но, учитывая разницу во времени, пассажиры придут в «Хитроу» как бы на полчаса позже вылета. Отрезок пути до Лондона выполняет Boeing 727: другое воздушное судно, какое через несколько часов взорвется над Локерби, пока что стоит в «Хитроу». Пассажиры и багаж грузятся на борт.
pic.twitter.com/Bpe27TAr0E
— Киса и Ося (@titojiv) 21 декабря 2018 г.
16:45
Маршрут не весьма удобен, поскольку в Лондоне предстоит пересесть на другой лайнер, а в Нью-Йорке сделать посадку. Из Франкфурта в Детройт летят лишь 49 человек. Основная нагрузка выпадает на отрезок из британской столицы в крупнейший город США.
16:21
Команда Boeing 747 под наименованием «Дева морей» считалась сверхопытной и профессиональной. 55-летний командир воздушного судна Джеймс Маккуори за свою длительную карьеру правил самыми разными самолетами, а конкретно на Boeing 747 налетал 4107 из своих 10 910 часов в небе. Второй пилот Рэймонд Вагнер и бортинженер Джерри Эвритт также являлись концентрированными знатоками своего дела с солидным стажем. В штате бортпроводников самой младшей было 20 лет, старшей – 51. Помимо янки, по одному члену команды представляли Великобританию, Швецию, Испанию, ФРГ и Францию.
Капитан "Девы морей" Джеймс Маккуори pic.twitter.com/zu5DVZdqDG
— Киса и Ося (@titojiv) 21 декабря 2018 г.
16:00
21 декабря 1988 года в небосводе над шотландским городком Локерби произошла страшная трагедия: был взорван, раскололся на три крупные части и рухнул на землю авиалайнер Boeing 747 компании Pan American, выполнявший отрезок линии рейса 103 по сложному составному маршруту Франкфурт-на-Майне – Лондон – Нью-Йорк – Детройт. Жертвами крушения стали 243 пассажира, 16 членов экипажа и 11 жителей Шотландии.
«Газета.Ru» предлагает припомнить события 30-летней давности в исторической онлайн-трансляции.
David Moir/Reuters
Мемориальная доска с именами жертв крушения Boeing 747 над Локерби, 2008 год