«Передо мной пронеслись огненные шары»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Передо мной пронеслись огненные шары»

15 лет назад над германским городом Иберлинген столкнулись два самолета, одинешенек из которых был полон школьников-отличников из Уфы. О причинах трагедии и ее последствиях вспоминает «Газета.Ru».

«Передо мной пронеслись огненные шары»

  • Рабочие профессии снова в моде

  • Премиум для избранных

  • Как выполнить заявки Минтранса по режиму отдыха дальнобойщиков

  • Новинка российской городской инфраструктуры

  • Футбольное «Динамо» может лишиться родного стадиона

  • Вечерком 1 июля 2002 года в небе над Южной Германией столкнулись два самолета — пассажирский Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing 757 немецкой логистической компании DHL.

    Реклама

    На борту Ту-154, летевшего рейсом BTC 2937, были 69 человек — 17 взрослых, включая членов экипажа, и 52 ребенка, почти все — учащиеся уфимской школы для особо одаренных детей. За успехи в учебе их вознаградили путевками в Барселону. В самолете DHL находились только два пилота.

    Фоторепортаж: 15 лет трагедии над Боденским озером

    __is_photorep_included10756817: 1

    Воздушным движением над пунктом крушения самолетов управляла частная швейцарская компания Skyguide. В ту ночь в диспетчерском центре дежурили лишь два авиадиспетчера, одинешенек из которых перед столкновением и вовсе ушел на обед. Кроме того, часть оборудования была отключена и оставшийся диспетчер чересчур поздно заметил, что два самолета находятся в опасной близости друг от друга.

    В попытке исправить ситуацию он дал команду экипажу рейса 2937 снижаться. До момента пересечения курсов аэропланов оставались считаные секунды.

    Пилоты незамедлительно пошли на снижение, но их сбила с толку команда автоматической системы предупреждения опасных сближений о нужды набрать высоту. А самолет DHL тем временем получил от этой же системы команду снижаться. Авиадиспетчер же ошибочно сообщил экипажу Ту-154, что иной самолет находится справа от них.

    Самолеты продолжали нестись навстречу друг другу. Когда пилоты заметили это, было уже поздно: все их попытки уклониться от курса ни к чему не привели, и самолет DHL вошел в Ту-154 почти под прямым углом, разломив самолет пополам на высоте немало 10 км. Обломки самолета, развалившегося при падении на четыре части, упали в окрестностях города Иберлинген. Останки Boeing DHL упали в семи километрах от Ту-154.

    Кусы железа размером с грузовик долетели даже до жилых домов. Одним из первых очевидцев стал находившийся неподалеку фотограф.

    «Я услышал нечто вылитее на раскат грома, — рассказывал он. — И он не прекращался. Я поднял глаза и увидел, как прямо передо мной пронеслись четыре или пять огненных шаров».

    Так как схватка произошло над Германией, расследованием занимались местная прокуратура и Федеральное бюро по расследованию авиапроисшествий. На установление причины катастрофы удалилось два года. Как установила комиссия, катастрофу повлекла за собой ошибка диспетчера компании Skyguide, противоречия в инструкциях Международной организации штатской авиации и правилах работы системы предупреждения столкновений и неправильные действия экипажа Ту-154. Впоследствии вина за столкновение с пилотов была все же снята.

    24 февраля 2004 года в швейцарском городке Клотен разыгралась драма.

    На пороге собственного дома ровно на глазах жены и троих детей был зарезан Петер Нильсен, авиадиспетчер, дежуривший в ночь столкновения. Убийцей оказался осетинский зодчий Виталий Калоев, жена, сын и дочь которого погибли при столкновении.

    Еще в 2003 году вместе с матерью другой погибшей в крушению девочки он приезжал в офис Skyguide, чтобы добиться встречи с Нильсеном. В 2004 году, разузнав адрес диспетчера, он пришел к нему домой с снимками своих жены и детей и потребовал извинений, но Нильсен ударил его по руке, выбив из нее фотографии. «Потемнело моментально в глазах. Я не постиг, что я делаю. Мне показалось, что моих детей перевернули в гробах. Я не помню, я не знаю, что я делал», — рассказывал Калоев запоздалее, во время суда.

    Прокурор требовал приговорить Калоева к 12 годам каторжной тюрьмы. Адвокат предполагал, что срок может составить до 20 лет: «В Уголовном кодексе Швейцарии кушать три вида убийств. Я ожидаю, что Калоеву предъявят обвинение в убийстве второго уровня. В этом случае ему будет грозить от 5 до 20 лет тюремного заточения», — говорил он.

    26 октября Калоев был приговорен к восьми годам заключения. Однако уже спустя три года он был досрочно освобожден за образцовое поведение. После освобождения он отправился в Северную Осетию, где был назначен заместителем министра архитектуры и строительной политики республики.

    «Вернись я в вчера, поступил бы точно так же. Мне не должно быть стыдно приходить на могилы своих детей. Сейчас моя совесть перед ними незапятнанна», — рассказывал он журналистам.

    На месте катастрофы сейчас установлен мемориал «Разорванная жемчужная нить», основой для какого послужило найденное на месте крушения жемчужное ожерелье дочери Калоева Дианы. О крушении были сняты документальный и художественный кинофильмы.

    Почти все погибшие были похоронены на Южном кладбище Уфы. Их могилы расположены в соответствии с тем, как погибшие сидели в самолете. Что же до наказания виновных — из восьми сотрудников Skyguide, каким были предъявлены обвинения, трое получили условные сроки, один выплатил штраф, а еще четверо были оправданы.

    >