Полотно крепостного художника “Стычка с финляндскими контрабандистами” стала первой в коллекции Павла ТретьяковаДа, именно это полотно положило начин будущей Третьяковской галерее. А крепостной крестьянин стал академиком и профессором Петербургской академии художеств, работал в Италии, принимал участие в росписи Исаакиевского собора…
Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853 год. Фото: ГТГ
Счастье дворового мальчика
Василий Худяков родился в январе 1826 года в семье дворовых людей у помещиков Поливановых, в их поместье Акшуат Карсунского уезда Симбирской губернии. Поливановы оставили довольно яркий след в истории. Глава семейства, сенатор, популярен тем, что вывозил сокровища Оружейной палаты из Москвы в Нижний Новгород во время войны 1812 года. Он хорошо разбирался в созданиях искусства, а его сын Николай сам был великолепным рисовальщиком, другом Лермонтова, оставил после себя чудесные альбомы рисунков (в одном из них недавно замечены и рисунки Михаила Лермонтова). Неудивительно, что смышленый дворовый мальчик Василий рано проявил интерес к рисованию.
Первоначальное образование он получил в Симбирском начальном приходском училище. А в 1842 году, в 16-летнем году, был отправлен барином на учебу в Москву в рисовальное училище графа Строганова – редкое из заведений такого рода, куда принимали крепостных. Тут учили прикладным художествам: работам по фарфору, ткани, мебели. Здесь у Василия обнаружился высокий дар живописца, по настоянию преподавателей он перевелся уже в 1843 году в только что образованное Московское училище живописи и ваяния.
Василий Худяков.
Вольная для таланта
Талант Худякова расцветал на глазах. В 1844 году 18-летний художник строчит "Девочку в русском костюме" – ученическую работу, в которой уже ощущается мастерство зрелого автора. В это время русское искусство переживает положительную ломку – от академизма и античности переходит к реалистическому отображению действительности. Но изображение русского простонародья характерно лишь для ранних трудов художника. Расставшись со своим крепостным прошлым, он явно не любил о нем вспоминать и всячески скрывал этот факт из своей жизнеописания.
Во время московской учебы Василий удостаивается нескольких медалей, получить которые как крепостной не имел права. Узнав об этом, Иван Поливанов дал ему вольную. И уже в 1847 году Худяков поступает в Петербургскую академию художеств.
Девочка в русском костюме. 1844 год.
Мечтания сбываются
В 50-е годы художник принимает участие в росписи Исаакиевского собора. Одним из шедевров этого периода является полотно "Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань", написанная под впечатлением от путешествия вниз по Волге из Казани и чтения "истории" Карамзина. В эти годы живописец становится одним из тех, кто формирует так именуемый историко-бытовой жанр. Мастер внимательно изучает старинные костюмы и наряды татар, архитектуру Казанского кремля. Одновременно немало учится, пишет портреты петербургского бомонда…
А в мае 1856 года Павел Николаевич Третьяков покупает у своего хорошего известного Худякова "Стычку с финляндскими контрабандистами" для будущей галереи.
Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань. 1870 год.
Слава талантливого художника переступила границы. За портрет ректора архитектуры Абрама Мельникова он получил звание академика, поехал в Италию – сбылась давнишняя мечтание. Бешеный успех ждал его по возвращении: повсюду открывались выставки, он получил звание профессора, начал преподавать в Московском училище живописи и ваяния…
Существование художника оборвалась на взлете: он умер в возрасте 45 лет во время эпидемии холеры.
1. Василий Худяков. Литография В.Ф. Тимма. ГРМ (Википедия).
2. Стычка с Финляндскими контрабандистами. ГТГ.
3. Фрески в Елшанском святилище стремительно разрушаются. (Фото Сергея Юрьева).
4. Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань. Ульяновский областной художественный музей.
Кроме того, различные труды Василия Худякова в большом разрешении есть здесь: https://to-priz.livejournal.com/170534.html
Редакция благодарит сотрудника Ульяновского областного художественного музея Луизу Баюру за поддержка в подготовке публикации.