Первой в собрания Павла Третьякова была картина крепостного художника Худякова

Полотно крепостного художника “Стычка с финляндскими контрабандистами” стала первой в коллекции Павла ТретьяковаДа, именно это полотно положило начин будущей Третьяковской галерее. А крепостной крестьянин стал академиком и профессором Петербургской академии художеств, работал в Италии, принимал участие в росписи Исаакиевского собора…

Первой в собрания Павла Третьякова была картина крепостного художника Худякова

Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853 год. Фото: ГТГ

Счастье дворового мальчика

Василий Худяков родился в январе 1826 года в семье дворовых людей у помещиков Поливановых, в их поместье Акшуат Карсунского уезда Симбирской губернии. Поливановы оставили довольно яркий след в истории. Глава семейства, сенатор, популярен тем, что вывозил сокровища Оружейной палаты из Москвы в Нижний Новгород во время войны 1812 года. Он хорошо разбирался в созданиях искусства, а его сын Николай сам был великолепным рисовальщиком, другом Лермонтова, оставил после себя чудесные альбомы рисунков (в одном из них недавно замечены и рисунки Михаила Лермонтова). Неудивительно, что смышленый дворовый мальчик Василий рано проявил интерес к рисованию.

Первоначальное образование он получил в Симбирском начальном приходском училище. А в 1842 году, в 16-летнем году, был отправлен барином на учебу в Москву в рисовальное училище графа Строганова – редкое из заведений такого рода, куда принимали крепостных. Тут учили прикладным художествам: работам по фарфору, ткани, мебели. Здесь у Василия обнаружился высокий дар живописца, по настоянию преподавателей он перевелся уже в 1843 году в только что образованное Московское училище живописи и ваяния.

Первой в собрания Павла Третьякова была картина крепостного художника Худякова

Василий Худяков.

Вольная для таланта

Талант Худякова расцветал на глазах. В 1844 году 18-летний художник строчит "Девочку в русском костюме" – ученическую работу, в которой уже ощущается мастерство зрелого автора. В это время русское искусство переживает положительную ломку – от академизма и античности переходит к реалистическому отображению действительности. Но изображение русского простонародья характерно лишь для ранних трудов художника. Расставшись со своим крепостным прошлым, он явно не любил о нем вспоминать и всячески скрывал этот факт из своей жизнеописания.

Во время московской учебы Василий удостаивается нескольких медалей, получить которые как крепостной не имел права. Узнав об этом, Иван Поливанов дал ему вольную. И уже в 1847 году Худяков поступает в Петербургскую академию художеств.

Первой в собрания Павла Третьякова была картина крепостного художника Худякова

Девочка в русском костюме. 1844 год.

Мечтания сбываются

В 50-е годы художник принимает участие в росписи Исаакиевского собора. Одним из шедевров этого периода является полотно "Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань", написанная под впечатлением от путешествия вниз по Волге из Казани и чтения "истории" Карамзина. В эти годы живописец становится одним из тех, кто формирует так именуемый историко-бытовой жанр. Мастер внимательно изучает старинные костюмы и наряды татар, архитектуру Казанского кремля. Одновременно немало учится, пишет портреты петербургского бомонда…

А в мае 1856 года Павел Николаевич Третьяков покупает у своего хорошего известного Худякова "Стычку с финляндскими контрабандистами" для будущей галереи.

Первой в собрания Павла Третьякова была картина крепостного художника Худякова

Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань. 1870 год.

Слава талантливого художника переступила границы. За портрет ректора архитектуры Абрама Мельникова он получил звание академика, поехал в Италию – сбылась давнишняя мечтание. Бешеный успех ждал его по возвращении: повсюду открывались выставки, он получил звание профессора, начал преподавать в Московском училище живописи и ваяния…

Существование художника оборвалась на взлете: он умер в возрасте 45 лет во время эпидемии холеры.

1. Василий Худяков. Литография В.Ф. Тимма. ГРМ (Википедия).

2. Стычка с Финляндскими контрабандистами. ГТГ.

3. Фрески в Елшанском святилище стремительно разрушаются. (Фото Сергея Юрьева).

4. Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань. Ульяновский областной художественный музей.

Кроме того, различные труды Василия Худякова в большом разрешении есть здесь: https://to-priz.livejournal.com/170534.html

Редакция благодарит сотрудника Ульяновского областного художественного музея Луизу Баюру за поддержка в подготовке публикации.

>