Пляжная инфраструктура морских курортов Российской империи
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Пляжная инфраструктура морских курортов Российской империи в крышке XIX – начале XX в.В последние несколько лет, в противовес зарубежным, активно популяризируются отечественные курорты. Многие из них начали формироваться еще в конце XIX столетия.

Пляжная инфраструктура морских курортов Российской империи

Купальня в Евпатории.

От Сестрорецка до Крыма

Подданные Российской империи могли отдыхать с большим или меньшим комфортом на берегах четырех морей – Балтийского, Каспийского, Азовского и Черноволосого. На Балтике, на северном берегу Финского залива, недалеко от Петербурга располагался самый благоустроенный курорт Сестрорецк. Побережья Каспийского и Азовского морей не имели курортов, способных привлечь большенное количество отдыхающих, в начале XX века счастливым исключением стал Ейск. Черноморское побережье, напротив, всегда пользовалось популярностью, и в первую очередность отдыхающих привлекал более благоустроенный Крым. Лучшими для детского отдыха, как и сегодня, считались песчаные пляжи Евпатории и Анапы с неглубоким отлогим дном. Сходные условия морских купаний были и на пляже в Ейске.

Ключевую роль в пляжной инфраструктуре в конце XIX – начине XX в. играли купальни – небольшие личные и общественные (на колесах и обширные стационарные). Купальни для личного пользования ставили дачники и здешние жители, иногда учреждения. Для этого требовалось специальное разрешение. К примеру, в Геленджике дачевладельцу Седову такое разрешение выдал "лесничий новороссийского лесничества"1. Частные купальни обыкновенно убирали после окончания летнего сезона, а на следующий год ставили опять.

Пляжная инфраструктура морских курортов Российской империи

Курорт Сестрорецк. Купальни на колесах.

Купальни на колесах

В 1730-х гг. в Англии показались и постепенно распространились по Европе купальни на колесах. Это были небольшие прямоугольные конструкции, достаточно высокие, "чтобы находящийся внутри человек мог вольно распрямиться, с покатой кровлей, двумя дверьми – спереди и сзади, к каждой из которых (то есть и со стороны суши, и со стороны моря) вело несколько ступеней, и с махонькими высоко расположенными окошками в продольных стенах"; в каждой купальне на колесах имелся прислужник2. Такие купальни в начине XX в. имелись в Сестрорецке и в Сочи. Ввозились купальни на колесах в воду с помощью лошадей, либо спускались по рельсам, как, например, сочинские купальни при лечебнице В.Ф. Подгурского3.

Стационарные социальные купальни в основном были деревянными, но встречались и капитальные строения из железобетона, как, например, "новая" купальня в Гаграх. Они устанавливались на сберегаю у кромки воды, или непосредственно в море на сваях. Каждая купальня имела два отделения – мужское и женское. Из номеров, где публика переодевалась, шел спуск в воду. На небольших курортах ограничивались двумя махонькими купальнями для женщин и мужчин поодаль друг от друга. На одном курорте, как правило, работало несколько общественных купален, так, в начале XX в. в Геленджике их было четыре[4].

Пляжная инфраструктура морских курортов Российской империи

Прогулка на яхте по морю. Геленджик.

В Гаграх – первосортный курорт

На Черном море одними из лучших почитались "образцовые купальни" Д.С. Серафимова в Новороссийске. Они были построены в 1897 г. в 4-6 метрах от берега и имели 80 номеров, разделенных на мужское и дамское отделения, 14 общих номеров с теплыми морскими ваннами и лечебными грязями, отделения с душами высокого давления, махонькую котельную и корпус вспомогательных помещений с буфетом и рестораном5.

В 1904 г. в Новороссийске образуется товарищество на паях "Новороссийский курорт", какое возвело комплекс сооружений на 80 номеров (40 мужских и 40 женских) с кабинами-раздевалками, лестницами к воде, площадкой для "солнечного лечения", морскими ваннами и буфетом. От купален к сберегаю вела открытая эстакада с навесом, перилами и скамейками, а на берегу находился ресторан6.

В Гаграх по инициативе принца Ольденбургского в начине 1900-х гг. возводится первоклассный курорт, и в 1904 г. у р. Гагрипши на месте старой временной купальни была построена легкая и изящная железобетонная купальня с террасой на нательном этаже и двумя большими верандами на верхнем. Внизу были раздевальни для купающихся в открытом море, на втором этаже – ванны, на третьем – свето- и цветолечение, лечебная гимнастика. По крышкам здания располагались комнаты с душами. Женская и мужская части купальни разделялись большой прихожей. На втором этаже мужская и дамская половины имели по 7 кабин с английскими ванными и мраморными умывальниками с горячей и холодной водой. В подвале здания были размещены котлы для нагрева воды и отопления самой купальни7.

Пляжная инфраструктура морских курортов Российской империи

Купальня Николайшвили. Геленджик.

Услуги купален

Социальные купальни были городские или принадлежали частным лицам, товариществам на паях. Городские власти зачастую сдавали купальни в аренду. Так, в Анапе перед началом курортного сезона городской староста объявлял торги "на отдачу в оброчное содержание трех городских купален". Срок эксплуатации купален устанавливался с мая по сентябрь8.

Предприниматели, обнаруживающие первые купальни на курортах, нередко пытались монополизировать свое дело. По договору доктора Подгурского с городскими властями Сочи на дистанции 50 сажен в обе стороны от принадлежащей ему лечебницы нельзя было строить купальни больших размеров, чем его, в течение 10 лет. Кроме того, он самовольно ввёл возле своих купален столбы, на которых было написано: "ближе пятидесяти сажен от купален доктора Подгурского купаться сурово воспрещается". Правда, после волны возмущения в местной прессе эти вывески все же сняли9.

Стационарные купальни предоставляли добавочные услуги. Здесь находилась прислуга, за дополнительную плату каждый посетитель мог воспользоваться простыней, полотенцем10. Бывало, что клиентам предлагали нестираные простыни за сумму в два раза недороже свежих11. В некоторых купальнях предлагались купальные костюмы, халаты, шляпы и даже кальсоны, а на каменистых пляжах с крупной галькой – особые туфли12. Для не умеющих плавать были специальные плавательные пояса13, между площадками натягивали канаты14.

Особенно нередко при купальнях устраивали морские и грязевые ванны. В купальнях, претендующих на звание лучших, были разные виды ванн, а также дави. Так, в новой купальне Гагр в 1905 г. имелись ванны из пресной холодной или горячей воды, из морской холодной или горячей воды, из сгущенной морской воды, сытяные (с медом), грязевые, минеральные, углекислые, воздушно-электрические, солнечные, цветовые ванны, душ обычный и Шарко. Кроме того, с 8 утра до 12 дня в купальнях дежурили врач и сестра милосердия15. В 1917 г. здесь показались ванны из соснового экстракта и ножные теплые16.

Пляжная инфраструктура морских курортов Российской империи

Больные на пляже при санатории доктора Будзинского. Анапа.

Пляжные развлечения

При купальнях нередко находился буфет, а иногда и ресторан. В буфете можно было утолить жажду прохладительными напитками или минеральной водой, хлебнуть чаю, кофе, шоколада, молока17, в ресторане купить обед из 2-х или 3-х блюд[18]. При купальнях иногда устраивали читальни, трудился парикмахер, организовывали отдельные купальни для детей19.

Цены на купание были везде примерно одинаковы: раздевальни стоили 2 к, в купальнях обыкновенно платили 5 к. за общее отделение и 10 к. за отдельный номер20. Купить месячный или сезонный абонемент было выгоднее. Для детей, как правило, делалась скидка, у Серафимова купающиеся родители могли покинуть детей не старше 8 лет в детской купальне бесплатно21, в купальнях на колесах Подгурского плата для детей до 12 лет составляла половину стоимости взрослого билета22.

Однако не везде дело обстояло так хорошо. Так, в 1909 г. городские купальни Анапы в прессе назывались "убогими и крошечными"23. Купальни в Сухуме характеризовались современниками как крайне плачевные, считалось, что в городе купаться негде, надо ехать 2-3 версты за город к дачам, где нет никаких купален24. Приват-доцент доктор медицины А.А. Кисель в 1914 г. помечал, что на Черноморском побережье Кавказа "почти всюду приспособления для морских купаний (исключая Гагры) находятся в самом плачевном состоянии"25. Следует учитывать, что купальни подвергались пагубному воздействию штормов и со временем приходили в негодность26. В других местах купальни не имели отделений для женщин и мужчин и для каждого пола назначалось свое время, так было, например, в Сухуме27.

Кроме купален на пляжах Российской империи устанавливали так называемые раздевальни – небольшие строения с двускатной крышей, двумя окнами со стороны моря, лавками, вешалками и выходными подмостками в море28. Бывальщины еще и небольшие кабинки для раздевания на одного человека. Они использовались в Сестрорецке, Терийоке; в Сочи29, в Батуме – в последнем пляж даже делили на даровую и платную зону с будками для раздевания30.

Важную роль для публики играли развлечения на морском берегу. Одним из излюбленных способов проведения досуга было катание на ладьях (на веслах, под парусом или на моторных). Плавали по бухте, вдоль берега или отправлялись на экскурсию. Можно было арендовать лодку не лишь для прогулки, но и для рыбной ловли31. На балтийских пляжах так же, как и за границей, детей катали на осликах, ставили карусели.

Еще одним элементом пляжной инфраструктуры являлась особая мебель. В 1880-х гг. в Германии для защиты от солнца, ветра, дождя была создана пляжная корзина (штрандкорб) – плетеный стул или кабинка с навесом и подкладкой внутри32. В России наибольшую популярность они получили на берегах Балтики. В Крыму использовались немного, а на Кавказе и вовсе встречались только в Анапе.

В 1871 г. было создано Общество подачи помощи при кораблекрушениях, а в 1892 г. организация получила наименование Императорское Российское общество спасения на водах. На курортах стали появляться спасательные станции. Например, в Новороссийске отдел общества спасения на водах имел деревянный павильон на сберегаю моря, шлюпку и спасательные принадлежности. В 1899 г. выстроили каменную спасательную станцию. В ее сарае стояла большая, на 6 весел, спасательная ладья. От дверей сарая шел скат прямо в море для спуска лодки на воду за несколько минут. Команду станции составляли бойцы пограничной стражи, возглавлял ее так называемый атаман. Когда возникала необходимость спасать утопающих, атаман через рупор подавал знать на кордон и дежурные солдаты моментально спешили на станцию33. Однако такие станции существовали далеко не всюду.

***

В целом пляжная инфраструктура в Российской империи в конце XIX – начале XX в. развивалась в русле европейских тенденций. Особенно это было приметно на курортах Балтийского побережья: различные элементы западной пляжной культуры здесь присутствовали в большей степени, чем на юге. Возможно, одной из вин является то, что морские купания на северных курортах не были основным занятием, поэтому много времени люди проводили на сберегаю, а это требовало устройства дополнительных развлечений. На юге же именно теплое море являлось главным фактором, привлекавшим отдыхающих.

1. Вести с Черноморского побережья. Геленджик // Черноморское побережье. 1903. N 131. 18 июня.

2. Пригревай Ф. История курортов: архитектура, общество, природа / пер. с англ. Е. Ляминой, М. Неклюдовой. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 187-188.

3. Послание в редакцию // Черноморское побережье. 1903. N 159. 20 июля.

4. Москвич Г.Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу. 1914 г. 21 изд. Платонов И., 2013. С. 397.

5. Черноморское побережье. 1903. N 112. 25 мая; Герасименко А.Б. История Новороссийска в открытках (крышка XIX – начало XX века). Краснодар: Эдви, 1998. С. 57, 60.

6. Герасименко А.Б. История Новороссийска в открытках (конец XIX – начало XX века). Краснодар: Эдви, 1998. С. 60; Москвич Г.Г. Иллюстрированный утилитарный путеводитель по Кавказу. 1914 г. 21 изд. Платонов И., 2013. С. 390.

7. Гагры: климатическая станция на Черноморском побережье. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1905. С. 17-19.

8. Государственный архив Краснодарского кромки (ГАКК). Ф. 631. Оп. 1. Д. 18. Л. 2-3, 14-14 об., 17.

9. Вести с Черноморского побережья. Сочи // Черноморское побережье. 1903. N 133. 20 июня. Вести с Черноморского побережья. Сочи // Черноморское побережье. 1903. N 144. 3 июля. Послание в редакцию // Черноморское побережье. 1903. N 159. 20 июля. Вести с Черноморского побережья. Сочи // Черноморское побережье. 1903. N 182. 19 августа.

10. ГАКК. Ф. 631. Оп. 1. Д. 18. Л. 17 об. – 18; Черноморское побережье. 1903. N 112. 25 мая.

11. ГАКК. Ф. 604. Оп. 1. Д. 82. Л. 18-18 об.

12. ГАКК. Ф. 604. Оп. 1. Д. 121. Л. 23, 28; Ф. 631. Оп. 1. Д. 18. Л. 32.

13. Черноморское побережье. 1903. N 112. 25 мая.

14. Герасименко А.Б. История Новороссийска в открытках (крышка XIX – начало XX века). Краснодар: Эдви, 1998. С. 60; Москвич Г.Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу. 1914 г. 21 изд. Платонов И., 2013. С. 390.

15. Гагры: климатическая станция на Черноморском побережье. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1905. С. 17-21.

16. Черноморское побережье: справочник о линиях сообщения. Тифлис: Тип. Канц. Наместника Е.И.В. на Кавказе, 1917. С. 44.

17. Черноморское побережье. 1903. N 112. 25 мая.

18. Герасименко А.Б. История Новороссийска в открытках (крышка XIX – начало XX века). Краснодар: Эдви, 1998. С. 60.

19. Черноморское побережье. 1903. N 112. 25 мая.

20. ГАКК. Ф. 631. Оп. 1. Д. 18. Л. 17 об.

21. Черноморское побережье. 1903. N 112. 25 мая.

22. Вести с Черноморского побережья. Сочи // Черноморское побережье. 1903. N 133. 20 июня; Послание в редакцию // Черноморское побережье. 1903. N 159. 20 июля.

23. О Песках // Анапский листок. N 7. 1909. 18 июня.

24. Москвич Г.Г. Иллюстрированный утилитарный путеводитель по Черноморскому побережью. СПб.: Редакция путеводителей, 1913. С. 93-94.

25. Москвич Г.Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу. 1914 г. 21 изд. Платонов И., 2013. С. 370.

26. ГАКК. Ф. 631. Оп. 1. Д. 18. Л. 41-41 об.

27. Личков Л.С. Очерки из прошедшего и настоящего Черноморского побережья Кавказа. Киев: Тип. Имп. Ун-та св. Владимира, 1904. С. 189.

28. ГАКК. Ф. 631. Оп. 1. Д. 18. Л. 28.

29. Скупенский Г.В. На лазурном сберегаю (Кавказская ривьера): заметки и впечатления врача. М., 1909. С. 49.

30. Москвич Г.Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Черноморскому побережью. СПб.: Редакция путеводителей, 1913. С. 115.

31. Там же.

32. Пригревай Ф. История курортов: архитектура, общество, природа / пер. с англ. Е. Ляминой, М. Неклюдовой. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 157.

33. Спасательная станция // Черноморское побережье. 1903. N 6. 9 января.

>