Отчего русские дезертиры воевали за горцев на Кавказской войне
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Отчего русские дезертиры воевали за горцев на Кавказской войне

Отчего русские дезертиры воевали за горцев на Кавказской войне

С 1817 по 1864 год Российская империя вела Кавказскую войну, мишень которой присоединение горских районов Северного Кавказа. Наиболее ярым противником России оказался имам Шамиль, какой на территории современного Дагестана и Чечни основал теократическое государство Северо-Кавказский имамат. Боевые действие войны отличались кровопролитностью и упорством сторонок, а одной из ее особенностей были многочисленные случаи дезертирства русских солдат и их переход на сторону горцев.

Одним из ближайших помощников и переводчиком имама Шамиля был беглый боец Андрей Мартин, который принял ислам и стал Идрисом. История сохранила имена и других перебежчиков: прапорщика Залетова, бойца Родимцев, которого Шамиль отличил за храбрость, Якова Алпатов, возглавлявшего отряд чеченцев и руководившего разведкой в тылу русских.

Отчего русские переходили на сторону противника

Еще с 17-18 веков к горцам убегали русские солдаты, не выдерживающие тяготы службы, постоянной муштры и кар. Рекрутской система набора стала продолжением политики крепостничества в армии, и бывшие крестьяне искали возможности начать новоиспеченную жизнь среди свободных племен Дагестана и Чечни.

В 19 веке служба на Кавказе считалась непрестижной и приравнивалась к ссылке, какую называли «теплой Сибирью». Сюда направляли провинившихся офицеров и наиболее неблагонадежные части. Часто это были пропитанные духом вольнолюбивые люди и авантюристы, которые не понимали, зачем Россия воюет с горцами. Попав в плен или убежав русские, оказывались в персоной атмосфере, при которой в войне участвует все население. Постепенно они втягивались в конфликт и поворачивали оружие против своих бывших сослуживцев.

Бойцы, служа на Кавказе, пропитывались местной культурой и, совершая какой-либо проступок, убегали в горы, где быстро находили общий стиль с психологически похожими на них жителями аулов. В то время шайка из головорезов-абреков и русских дезертиров, которая с одинаковым рвением грабила всех участников конфликта никого не изумляла.

Особое отношение у горцев было с местными казаками. Столетие совместной жизни выработало между ними уважение, схожесть быта и нрава поведения. Практически у каждого казака были кунаки из чеченцев или дагестанцев, с которыми по менталитету он был ближе, чем с великороссом из центральной России.

Разболтаны случаи бегства казаков-раскольников целыми семьями и станицами в горы, откуда они вместе с горцами устраивали набеги и воровали скот. Переметчики часто выполняли функции проводников и шпионов.

Как жили русские среди горцев

На территории подконтрольных Шамилю территориях бывальщины целые слободы, населенные русскими дезертирами, и самая большая группа проживала в селении Дарго. Здесь 500 бывших боец занимались обслуживанием пушек, литьем ядер и картечи, обучением горцев военному делу. Пленные чеченцы говорили, что 300 русских проживает в Ведено и еще 200 человек живет в аулах Чарской районы.

У горцев даже появилось выражение «свои русские» и имам Шамиль особенно ценил перебежчиков, которых он использовал и для полицейских мишеней. В письме от 1844 года Шамиль писал, что он считает русских беглецов своими друзьями и просит создавать все условия для их перехода в мусульманство. Имам поощрял женитьбу русских на чеченках и дагестанках, после которой дезертиры принимали ислам и признавались полноправными членами общины.

При этом беглецам и пленным не запрещалось совершать православные обряды не лишь в аулах, но и в столице имамата. После Андийский съезд наибов было решено содержать всех русских перебежчиков за счет казны. Политика покровительства над дезертирами содействовала увеличению их количества и снижению боевого духа армии.

Как воевали предатели

Помимо обучения и обслуживания артиллерии русские деятельно участвовали в боевых действиях против соотечественников. Они играли роль проводников, разведчиков и командиров конных отрядов горцев. Весной 1854 года в селении Дарго картечью был расстреляны пленные русские бойцы и офицеры. За орудиями стояли дезертиры. Предатели понимали, что пощады им не будет, поэтому сражались они храбро и всегда до последнего противились.

Солдаты считались своей обязанностью уничтожать перебежчиков и отвечали им такой же озлобленностью. Во время последнего боя Шамиля в горном ауле Гуниб, его стерегло 400 последних сторонников-мюридов. Большинство горцев предало своего имама, и только русские и польские дезертиры до последнего отчаянно противились и все погибли.

Судьба дезертиров

Русское командование пыталось решить проблему дезертирства и даже покупало беглецов у горцев, расплачиваясь за них солью. В 1845 году было составлено «Обращение кавказского командования к русским солдатам, бежавшим в горы», в котором было объявлено, что все проступки им прощаются без взысканий. Большинство дезертиров зачислили ислам и, духовно породнившись со свободолюбивыми горцами, отказались сдаваться.

Большого успеха воззвание не имело, но часть беглецов добровольно пала. Вместе со своими горскими женами и детьми они были переселены в поселки на территории Чечни, а 47 семей зачислены в казачье сословие. В наше пора некоторые тейпы Чечни и Ингушетии считаются русскими из-за того, что они принимали русских дезертиров.

>