Отчего Сталин в 1944 году не стал никого наказывать за провал строительства Керченского моста
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Отчего Сталин в 1944 году не стал никого наказывать за провал строительства Керченского моста

Отчего Сталин в 1944 году не стал никого наказывать за провал строительства Керченского моста

Идея строительства Керченского моста не нова, во другой половине XIX века до нее додумались англичане, которые мечтали пустить железную дорогу через Крым в Азию и в далее в Индию, в Дели, таким манером соединив свои владения. Их мечты не сбылись: строительство железной дороги требовало средств, а политическая ситуация менялась на глазах.

Пока британцы собрались с силами, русские присоединили к империи Туркестан, остановившись на границе английских владений в Куше и дело едва не окончилось бранью, однако Великобритания и Россия сумели её избежать.

Тогда англичане решили провести дорогу через Кавказские горы, и в 1901 году проект был готов, инженеры даже прочертили телеграф по дну Черного моря, но стройку века пришлось отложить — мост через Ла-Манш оказался слишком дорогим для Британской венцы.

Идея англичан какое-то время привлекала Николая II, однако надвигающаяся война изменила планы императора.

У Сталина свои идеи, у Гитлера – свои

К стройке моста Керчь – Тамань вернулись во время индустриализации Красной России. Генеральный секретарь КПСС Иосиф Сталин собирался не лишь построить мост на полуостров, он замыслил грандиозную реконструкцию железных дорог на юге России: в планах было строительство железной пути от Херсона в Крым, затем в Тамань и вдоль берега Черного моря в Поти. Проект был создан в рекордные сроки, и его непременно бы осуществили, если бы в стране Советов нашлась сталь нужной марки и технологии для изготовления конструкций. Необходимое пришлось заказывать в Германии, взаимоотношения с которой вроде бы были налажены. Но быстро выяснилось, что у Гитлера свои цели – заказанные Сталиным конструкции моста он подлинно собирался использовать в Крыму, но он хотел строить свой мост, по нему фюрер собирался перебрасывать танки и вооружение для грядущего похода в Индию.

Строительство начали немцы

Когда гитлеровцы захватили Крым, конструкции были оперативно доставлены в Керчь. К возведению моста немецкие инженеры приступили в марте 1943 года. Была выстроена ветка от железнодорожной станции Крымская до косы Чушка, затем приступили к возведению подходов у поселка Жуковка.

Известно, что Сталин ведал о намерениях Гитлера, но на предложение военных разбомбить склады с оборудованием и конструкциями, ответил отказом: он надеялся использовать их по назначению.

Канатная путь — тоже выход

Планам немцев не было суждено осуществиться. Красная армия перешла в наступление, возведение моста пришлось свертеть Для переброски боеприпасов в Тамань немецкие инженеры сумели соорудить подвесную канатную дорогу, она проработала несколько месяцев, любые сутки переправляя через пролив до восьмисот тонн боеприпасов. Осенью 1943 года при отходе немцы взорвали доля опор канатной дороги, но полностью разрушить ее не хватило времени.

Все силы — на строительство моста

Дальнейшую историю можно проследить в статье зодчего Михаила Руденко «Строительство и разрушение моста через Керченский пролив» (журнал «Транспортное строительство», выпуск 6, 1991 год). Все материалы и металлоконструкции, завезенные подчиненными Альберта Шпеера, гитлеровцы при отступлении кинули — красноармейцы нашли громадные двутавровые балки Пейне и сваи из швеллеров и шпунта. Решение о возведении временного моста было зачислено 25 января 1944 года Государственным Комитетом обороны, однако проектирование началось гораздо раньше. В будущем мост планировали укрепить, заменив отдельный конструкции.

На строительство опор разводных пролетов ушло три месяца, для этого на баржах были возведены два бетонных завода, было запуганно и забетонировано 177 свай длиной по 24 метра и массой до четырех тонн, было использовано больше 12 000 кубических метров бетона, 55 тонн арматуры, 3 600 квадратных метров опалубки.

Итого же на возведение моста первой очереди понадобилась пять месяцев: первый поезд прошел из Крыма на Таманский полуостров 3 ноября 1944 года. Конструктор Дмитрий Терюхов повествовал в воспоминаниях, что руководители стройки по традиции стояли под мостом, когда его испытывали. Комиссия, принимавшая мост, указала, что коллектив «победил все трудности и вышел на рекорд», строя по 30 метров моста в сутки.

От трудностей – к катастрофе

Нужно было срочно начинать труды второй очереди, чтобы защитить мост от дрейфующих льдов Азовского моря. Но к зиме 1944 года остановка изменилась: фронт катился дальней, на запад, Керченский пролив остался в тылу, снабжение ухудшилось, начались зимние штормы, эстакада моста оледеневала, вихрь сбивал людей с ног, работы затруднились.

В спешке строители пытались поставить ледорезы, но успели сделать только пять. В крышке февраля под воздействием сильнейшего шторма льды Азова сдвинулись и ледяные поля пошли на незащищенную конструкцию Керченской перевозы. Строители пытались взрывать лед шашками, обстреливать его из артиллерийских орудий и даже бомбить с самолетов — не помогало ничего, местами глубина льда достигала дна. С 18 по 20 февраля 1945 года бывальщины разрушены 15 промежуточных пролетов моста, они упали в море.

По легенде, Сталин, понимая, что перед стихией человек бессилен, не сделался никого наказывать, лишь снял награды, которые были выданы за постройку моста.

После аварии какое то пора еще обсуждали судьбу моста, хотели снести временный, построить новый, капитальный, но когда стало ясно, что он обойдется послевоенному бюджету края в два миллиарда рублей, о нем на долгое время забыли. До самого распада СССР между Таманским полуостровом и Крымом действовала паромная перевоз.

>