Отчего у армии Гитлера в СССР было такое плохое снабжение

Отчего у армии Гитлера в СССР было такое плохое снабжение

Немецкие стратеги надеялись на молниеносную войну и планировали завладеть огромную территорию в летние месяцы. Но воинская судьбы распорядилась по-другому: вместо снарядов солдаты вермахта получали алое вино, в паровозах замерзала вода, а боеприпасы подвозились на лошадях вместо бензовозов.

Гудериан просчитался с интендантами

Еще в 20-х годах немецкий генерал Гудериан разработал принципиально новоиспеченный метод ведения боевых действия: пехота и танки должны были слиться воедино по скорости наступления. Но каким манером обустроить дальнейшие логистические связи немецкий генерал не задумывался, впрочем, как и другие генералы, которые в большей степени ограничивались лишь стратегическим планированием. Проблемы второстепенной важности, к которым относилась и логистика, были отданы для разработки офицерам немецкого Генштаба. Они прозорливостью не отличались. Если в Европе протяженность захвачено территории была небольшой по сравнению с российскими ширями, то при захвате Советского Союза немецкие планировщики не могли реально представить, какое время и расстояния необходимо преодолеть, чтобы вовремя гарантировать наступающие войска горючим.

Электрошокер – главное оружие интендантов

Изначально интендантская служба вермахта работала, как хорошие часы, поставляя резервы продовольствия и боеприпасов на несколько дней вперед. Армейские склады и запасы местного населения стали основными источниками пополнения резервов. Немецкая скотобойная рота, например, могла за одни сутки забить с помощью электрошокера 120 свиней и 15 ланок, которые проверялись ветеринарной службой и подавались потом, приготовленные поварами в виде сосисок.

Зима и партизаны – тоже неприятели

С наступлением зимы обеспечение войсками стало еще более напряженным. Перебои в работе интендантской службы встречались все чаще. Партизанская брань также вносила свои серьезные коррективы, немецкое командование всерьез было обеспокоено случаями нападения на поставщиков в своем бездонном тылу, но кардинально ситуацию переменить не смогло. Немецкие стратеги в расчет партизанское движение не брали совсем, в надежде на скорый захват не только европейских стран, но и большой части территории СССР.

Замороженное красное вино вместо снарядов

Бывший глава штаба 4-й армии Группы армий «Центр» генерал Блюментрит впоследствии описал в книге «Московская битва», какие сложности чувствовали солдаты, находящиеся под Москвой. Выяснилось, что стратегические коммуникации на многих участках находились под контролем партизанских соединений. Они часто совершали диверсионные акты, отрезая линии продовольственного и боевого обеспечения. Подводила и техника: железнодорожные пути были забиты паровозами, у которых от сильных морозов в паровых котлах перемерзала вода. И никакие ухищрения военных инженеров не смогли поддержать реанимировать технику, не приспособленную к морозам под минус 40 градусов. Большего всего боевого генерала и его солдат раздражало то, что вместо снарядов им присылали для подкрепления их духа алое вино в больших ящиках. Но и оно тоже замерзало – стеклянные бутылки лопались, и ободряющий напиток становился непригодным. Ледяные алые очертания бутылок больше всего запомнились генералу, которому катастрофически недоставало боеприпасов, он требовал от интендантской службы незамедлительной поставки оружия, но вместо этого ему доставляли вино. «Вы, конечно, представляете себе, какое отвратительное чувство возникало у боец и офицеров, когда вместо снарядов, без которых войска буквально задыхались, им привозили вино», – писал он в своей книге.

Конь или бензовоз

По официальным данным, только в первой половине 1941 года частями вермахта было израсходовано более 2300 тысячи тонн горючего, в 1943 году расход горючего возрос в два раза – до 4762 тысяч тонн, которое обычно подвозилось на трехтонных бензовозах. Как правило, колонна бензовозов формировалась из трех небольших колонн, грузоподъемность каждой равнялась 30 тонн. Первые признаки нарушения снабжения стали проявляться в том, что интендантские службы сделались использовать лошадей при доставке грузов: так как машины увязали в непролазном черноземе и в снегу. К 1943 году количество лошадей в армиях вермахта увеличилось до 1 380 000, но они не спасали положения. Скорость доставки продовольствия и оружия на лошадях, конечно же, отличалась от той, что была ранее на машинах, которые могли оперативно доставлять запасы горючего с нефтяных заводов в Румынии. После того, как немецкие армии в 1944 году сдали Румынию, острый дефицит горючего стал ощущаться еще сильнее.

Новая интендантская служба в мае 1944 года

Основная причина заключалась в том, что в интендантской службе вермахта преимущественно служили военные чиновники, а не боевые генералы. Чиновники обладали своими познаниями, какие в корне отличались от боевого. За плохое снабжение войск в мае 1944 году главная интендантская служба вермахта была раскассирована, а вместо нее была создана новая структура, получившая название «Специальная войсковая служба», но надвигающуюся катастрофу новой службе не удалось предупредить. Немецкое командование надеялось, что новая структура под руководством новых начальников сможет настроить свою работу так, как это было в начине войны, но лучше было таких надежд не возлагать потому, что новшества внесли еще большую сумятицу в дела. Все закончилось в 1945 году.

>