Отчего восстание Хмельницкого евреи называют восьмой национальной катастрофой
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Отчего восстание Хмельницкого евреи называют восьмой национальной катастрофой

Отчего восстание Хмельницкого евреи называют восьмой национальной катастрофой

У многих евреев вторым по ненависти после Гитлера шагает украинский казачий гетман Богдан Хмельницкий. Восставшие казаки устроили погромы, громили синагоги, сжигали священные книжки, а самих евреев безжалостно убивали. Только в городе Немирове за один день погибло 16 тысяч евреев.

Крушение

Исследователи этого периода, особенно еврейские, описывают ужасные картины расправ украинских казаков над евреями. Фактически случилась восьмая национальная катастрофа в истории еврейского народа. Естественно звучит вопрос: “Откуда и по какой причине такая бессердечность со стороны украинцев?”

Не все исследователи истории утруждают себя ответом на этот вопрос. А ответ очень важен, ибо аналогичная ситуация произойдет в России к начину 80-х годов XIX века и закончится вспышкой большого количества еврейских погромов в сельской местности, и ответ на “больной” вопрос будет почти аналогичным. Знаменитый Николай Гоголь в своём созданье “Тарас Бульба” намекнул на эту причину – евреи “сильно означили своё присутствие” среди казаков.

Отношения восставших к евреям

Мстя полякам и подряжавшимся ими для сбора налогов евреям, казаки порой расправлялись с ними крайне жестоко и беспощадно. Значительное количество пленных евреев и поляков было реализовано на рынках рабов в Стамбуле вскоре после восстания. Точное число жертв неизвестно и, скорее всего, так и не будет достоверно введено. Тем не менее, практически все источники соглашаются с фактом тотального исчезновения еврейских общин на территории, охваченной восстанием.

Среди поднявшихся украинцев был силён «антисемитизм» из-за евреев-арендаторов, якобы эксплуатировавших крестьян. Так, евреи взимали с православных плату за отправление обрядов в храмы. Крестьянская масса усматривала в евреях исполнителей воли польской шляхты.

Отряды крестьян и горожан громили поместья, убивали правящих и арендаторов-евреев. Евреи погибали в большом числе в Переяславе, Пирятине, Лохвице и Лубнах. Еврейские летописцы описывают зверские расправы с евреями в Немирове, Тульчине, Полонном, Заславле, Остроге, Старо-Константинове, Баре, Кременце, Чернигове, Стародубе, Гомеле и во немало других местах.

Некоторые евреи были вынуждены принять христианство. Большинство же предпочитало смерть, как например известный каббалист Шимшон Острополер.

Польский король Ян-Казимир, после заточения договора (согласно которому, евреи не могут быть «ни владетелями, ни откупщиками, ни жителями в украинских городах») в августе 1649 г., разрешил насильно окрещённым в православие вернуться в лоно иудаизма. Еврейские дамы, насильно обвенчанные с казаками, вернулись к своим семьям.

День Немировской резни (20 сивана) отмечался как день траура по событиям 1648 г. у евреев Немирова.

Сквозь год война между казаками и поляками возобновилась. В польских рядах сражался и еврейский отряд в тысячу человек. Под Берестечком Хмельницкий потерпел разгром и вынужден был подписать невыгодный для себя договор (в Белой Церкви, 28 сентября 1651 г.). Договор этот кормит, между прочим, пункт, согласно которому евреям разрешается по-прежнему быть «обывателями и арендаторами в имениях его королевской милости и в поместьях шляхты».

Казачество продолжало волноваться. Хмельницкий отдал себя под защиту царя Алексея Михайловича. Россия объявила Польше брань. Русско-казацкое соединенное войско вступило в Белоруссию и Литву и стало избивать евреев и изгонять их из завоеванных городов, при явном сочувствии или содействии мещан.

Чудовищная бессердечность

Еврейский летописец Натан Ганновер свидетельствовал: «С одних казаки сдирали кожу заживо, а тело кидали собакам; иным наносили тяжелые раны, но не добивали, а бросали их на улицу, чтобы медленно умирали; многих же закапывали живьем. Грудных малюток резали на руках матерей, а многих рубили на куски, как рыбу. Беременным женщинам распарывали животы, вынимали плод и хлестали им по лику матери, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и обрубали несчастным руки, чтобы они не могли вытащить кошку. Других детей прокалывали пикой, жарили на огне и подносили матерям, чтобы они отведали их мяса. Иногда сваливали кучи еврейских детей и мастерили из них переправы через речки…» Современные историки ставят под сомнение некоторые аспекты хроники Ганновера, как и любой хроники той эпохи; однако реальность показанных событий возражений не вызывает.

Согласно Ганноверу, евреи говорили о Богдане Хмельницком: «Хмель-злодей, да сотрется имя его!»

Итоги восстания для евреев

Нынешние методы демографической статистики основаны на данных казначейства польского королевства. Общее число еврейского населения в польском королевстве в 1618—1717 годах составляло от 200 000 до 500 000 человек. Порядочная часть евреев жила в местах, не затронутых восстанием, и тогдашнее еврейское население собственно Украины оценивается некоторыми исследователями примерно в 50-60 тысяч человек. Из них 30–35 тыс. погибли или покинули территорию Украины.

Еврейские и польские хроники эпохи восстания склонны подчеркивать многочисленность жертв. В исторической литературе крышки 20-го века распространены как оценки в 100 000 погибших евреев и более, так и цифры в диапазоне от 40 до 100 тысяч.

Ряд современных учёных находят, что количество жертв было завышено. Украинско-канадский историк Орест Субтельный пишет: «фрагментарная информация об этом и следующем за ним этапе включает сообщения о быстром возрождении, и ясно указывает на то что катастрофа была не так велика, как считалось прежде». Бернард Вайнрыб находит, что еврейские потери не достигли ужасающих цифр, присущих преданиям о погромах времен Хмельницкого, но по его мнению процент жертв среди евреев был гораздо выше, чем среди других категорий населения.

По мнению украинского публициста Виталия Портникова, истребление евреев войсками Хмельницкого не было этнической враждой, а ненавистью по верующему принципу, ведь кроме иудеев погибло много униатов и католиков. Поэтому, по мнению Портникова, эту историю не совсем верно называть антисемитизмом, а скорее религиозной бойней.

Так же бытует мнение о том, что ужас и скорбь, посеянные резней Хмельницкого, повлияли на то, что евреи, немного чем через 20 лет, последовали за лжемессией Шабтаем Цви.

>