Жигули – это не попросту автомобиль. Это отдельное историческое явление, открывшее совершенно новые грани советского автопрома. Первой моделью целой линейки малолитражек сделался ВАЗ 2101, в народе – «копейка». Поистине любимая машина сотен тысяч советских граждан, выпущенная с 1970 по 1988 в числе пяти миллионов экземпляров различных модификаций, навсегда осталась классикой автопромышленности СССР. А по результатам опроса журнала “За Рулем” в 2000 году «копейка» признана первым российским автомашиной 20 века.
Первые седаны ВАЗ и Fiat 124
Итальянский прототип. /Фото: ladaautos.ru
История Жигулей началась 50 лет назад. 19 апреля 1970-го первые шесть экземпляров ВАЗ-2101 вышли с заводского конвейера. Иногда можно услышать, что «копейка» представляет собой точную лицензионную копию европейского Fiat 124. Этот миф не совершенно справедлив. Советские инженеры действительно сотрудничали с итальянскими специалистами, прибывшими в СССР в качестве консультантов. За весь период производственных испытаний отечественные конструкторы привнесли в начальную модель на базе Фиат не менее 800 собственных разработок.
Дело в том, что итальянские образцы, поступившие в Союз на испытания еще в 1966-м, “сыпались” на глазах, колеся по здешним дорогам. Кузов трескался при поездках по булыжникам мостовых, выходила из строя подвеска. При зимней эксплуатации не выдерживали опытных испытаний тормозные колодки, какие изнашивались за 200 километров эксплуатации. В общем, стало очевидно: итальянский автомобиль для использования в суровых русских условиях бедствует в серьезной конструктивной адаптации. После ряда доработок и нововведений в советском серийном ВАЗ-2101 появились усиленные мотор и кузов, верные задние тормоза, расширенный дорожный просвет и масса иных изменений, которые позволили новой машине с честью выдерживать испытания суровым климатом и неидеальными путями страны.
Гоночные, полицейские, экспортные «копейки»
Милицейская модификация. /Фото: stoneforest.ru
«Копейка» выпускалась в нескольких модификациях. Специально для милиции автозавод разработал ВАЗ-2101-94. Эта машина выделялась более мощным 1,5-литровым бензиновым двигателем. Кузов милицейской версии окрашивался в оранжевый цвет с нанесением кубовее полосы. Спецавтомобиль мог развивать скорость до 156 км в час.
В начале 1971-го инженеры предложили гоночную версию ВАЗа-2101, какая успешно поучаствовала в международном заезде «Тур Европы — 71». Расстояние, которое преодолел новый автомобиль, превышало 14 тысяч километров. Советский экипаж взял в столь престижных состязаниях серебро, проглядев вперед команду на Opel Kadett. Участие в марафоне стало отличной рекламой машины, которую теперь смело можно было спускать на экспорт.
Экспортный ВАЗ-2101 поставлялся, прежде всего, в страны соцлагеря.
Гоночная «копейка». /Фото: a.d-cd.net
Запоздалее «копейку» пожелали приобретать и представители капиталистического мира – ФРГ, Австрия, Швейцария, скандинавские страны. Покупатели привлекались, прежде итого, скромной стоимостью автомобиля, качество сборки которого было на высоте. От стандартной модели экспортный ВАЗ-21013 Lada наружно отличался незначительно (окантовка фар, решетка радиатора, подголовники на сиденьях). Для рынка Британии была разработана модификация Lada 1300 ES с правым рулем, кровля которого окрашивалась в другой цвет, а по бокам наносились декоративные полосы.
В 1976-м инженеры ВАЗа создали на базе универсала ВАЗ-2102 первоначальный электрокар.
Прототип будущего авто проходил испытания не только на полигоне, но и на дорогах общего пользования. В 80-х свет увидела стартовая партия электрофургонов под серийным номером ВАЗ-2801. Эти машины могли преодолевать на одном заряде дистанции в 130 километров при максимальной скорости движения 87 км в час — по тому времени эти показатели выглядели впечатляюще.
Десятки лет в эксплуатации без капремонта
Первоначальный сошедший с конвейера экземпляр. /Фото: a.d-cd.net
«Копейка» обаяла автовладельцев легкостью в обращении, экономичностью и высоким уровнем комфорта. Да и ВАЗ 1-й модели попросту считался красивой машиной. Но больше всего народной любви «Жигули» заслужили благодаря «крепкому характеру». Капитального ремонта эти автомашины требовали лишь спустя десяток путешествий Москва – Владивосток. Попадались такие экземпляры «копеек», которые обходились без положительного вмешательства до 20 лет регулярной эксплуатации. И это на фоне заводского официального срока службы в 7 лет! Советские автовладельцы умело продлевали существование своих четырехколесных коней. Когда машина приказывала долго жить, затевался серьезный ремонт, затрагивавший едва ли не всю «начинку». Уместно, реставрация часто осуществлялась руками самого владельца или с привлечением приятелей-автолюбителей.
Мытарства автовладельца
ВАЗ-электромобиль. /Фото: s.auto.drom.ru
Советский гражданин, разрешивший стать счастливым обладателем «копейки», должен был выложить 5 тыс. 150 рублей. Что и говорить, сумма по тем временам солидная. Но одних денежек для исполнения заветной мечты было недостаточно. Путь к приобретению автомобиля лежал через долгое терпение и упорство намерений. Очередность нужно было не только «отстоять», но и, прежде всего, попасть в нее. Этот процесс мог занимать не один год. Можно только представить, как счастливым оказывался потом момент получения открытки с приглашением в автомагазин.
О перипетиях в приобретении «Жигулей» в своей книге вспоминал артист А. Ширвиндт. Он рассказывал, как по ночам ездил в загородный пункт отмечаться в очереди. Потому как один-единственный прогул становился поводом для удаления из списка покупателей. Тогда он с товарищами Гердтом и Мироновым создали команду, выезжая для оценок и дежурств по очереди.
«Жигули» Пугачевой. /Фото: somanyhorses.ru
Как только гражданин становился владельцем новеньких Жигулей, перед ним тут же вставала новоиспеченная проблема: где держать дефицитное приобретение? А ведь гараж тоже доставался непросто и требовал не меньших мытарств.
Удачей почиталась и покупка б/у автомобиля: «где-то за городом очень недорого папа купил автомобиль”, как пела Алла Пугачева. Кстати, примадонна повествовала, что ВАЗ был ее первым личным автомобилем. Правда, не «копейка», а третья модель.
Для советских людей автомобиль был не просто средством передвижения, но и приметой роскоши. Чаще всего на машину копили несколько лет и подолгу стояли в очереди. На что еще откладывали деньги советские люди, разузнайте из нашего обзора.