Отчего гибель "Армении" должна стать моральным приговором фашизму
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

В марте прошедшего года в 15 морских милях от Ялты на глубине 1500 метров силами Минобороны России было найдено потопленное фашистами в 1941 году транспортно-санитарное корабль “Армения”.

Отчего гибель "Армении" должна стать моральным приговором фашизму

Отчего гибель "Армении" должна стать моральным приговором фашизму

“Армения” изначально была товарно-пассажирским теплоходом. Спущена на воду в Ленинграде на Балтийском заводе в 1928 году. Фото: Предосталено РГО

В апреле команда Середины подводных исследований РГО опустила на дно глубоководный робот "РТ" и однозначно идентифицировала находку.

"Армению" пилоты люфтваффе истребили 7 ноября 1941 года. Фашисты за время войны утопили немало судов, но этот случай особый: сосредоточие секретов. Мемуары больших военачальников противоречат оперативным донесениям, рапорты опровергают друг друга. В таких условиях раздолье циникам. Между тем эта трагедия должна сделаться таким же моральным приговором фашизму, как Хатынь, Бабий Яр и др.

Что мы на сегодня о ней знаем?

Не будем делить вопросы на удобные и неудобные. Отведаем ответить на любые – в объеме сегодняшних знаний.

Корректно ли сравнивать с "Титаником"?

"Армения" по водоизмещению в 10 раз меньше "Титаника". Но "Титаник" загубила беспечность в сочетании со стихией. "Армению" топили осознанно. На "Титаник" люди попадали по билетам: 2208 человек, из каких около 1,5 тыс. погибли в холодных водах Атлантики. Теоретически и на "Армению" пускали по спецбилетам. У трапа их присутствие проверял вахтенный офицер. Кроме того, порт – режимный объект, туда кого попало не пускают. Но утром 7 ноября в Ялте, где корабль принимало очередную партию пассажиров, уже шли бои. Погрузку никто не документировал. Итог: капитан вывел судно в море, имея на борту незнакомое число людей.

И еще. "Титаник" никогда не был рекордсменом по числу жертв, а лишь символом самой резонансной морской крушения. Но были и более жуткие. Например, в 1944 году в Эгейском море налетел на скалы норвежский пароход "Ориа". Немцы транспортировали с Родоса на континент пленных итальянцев. Пароход затонул, спасти удалось 21 итальянца, шесть немцев и одного грека. Прочие – 4074 человека – погибли.

В декабре 1987 года после столкновения с танкером "Вектор" у берегов Филиппин затонул паром "Донья Пас": 4386 жертв.

Кушать еще противоречивая информация о катастрофе парохода Hsuan Huai, перевозившего китайских солдат в 1948 году. Возник пожар, погибли до 6000 человек.

А сейчас сравним: гибель "Армении" унесла от 4500 до 10 000 жизней.

Кто убил?

Год назад, когда нашли "Армению", автор этих строк предложил сузить сферы возможных убийц до пилотов двух эскадр люфтваффе: KG 27 (летали на бомбардировщиках "Хейнкель" Не-111) и KG 51 (на "Юнкерсах" Ju-88). Ныне на портале "Проект "Теплоход "Армения". Вспомнить всех" доклад об атаке на "Армению" сопровождается военным донесением летчиков только одной эскадры: 1./KG27. Полагаю, это можно считать основной версией.

И что же кроется за этой аббревиатурой? На немецком эскадрилья – это штаффель (staffel). Три штаффеля – группа (gruppe), у нас бы наименовали авиаполком. Ну а три-четыре группы образуют эскадру. KG – Kampfgeschwader, то есть бомбардировщики. Таким образом, 1./KG27 – это 1-я группа 27-й бомбардировочной эскадры "Бельке".

Сформирована в мае 1939 года, участвовала в нападении на Польшу, бомбила Францию, Бельгию и Великобританию. На Восточном фронте – с первых дней брани, наносила удары с баз в Румынии. Осенью 1941-го штаб 1-й группы разместили на аэродроме в захваченном Мариуполе, ею командовал Хубертус Леесман.

Вероятно, его подчиненные на "Хейнкелях" и атаковали "Армению". Бомбы проломили палубу и надстройки, теплоход за четыре минуты ушел под воду, выключив шансы на спасение пассажиров.

Концы в воду, а затем в огонь?

Понимали ли стервятники Леесмана, что творят? Предлагаю прочитать доклад пилотов 1./KG27 за 7 ноября. Ратифицируют, что "при атаке трех транспортов в кв. 4579 результатов не наблюдали из-за неожиданно закрывшей цель низкой облачности".

Берем метеоданные за тот день: мощный северо-восточный ветер, волнение – до шести баллов, нижний край облачности – 500 метров, плотность облаков – два-три балла. Но раз в таких условиях сумели забежать на теплоход с кормы и точно сбросить бомбы, то не надо врать, что атаковали неидентифицированные цели. Рапорт о трех атакованных "транспортах" – это нечто. В показанном районе находились "Армения" и два сторожевых катера конвоя. Сторожевик проекта МО-4, "мошка", – это 27-метровый катер водоизмещением 60 тонн. "Армения" – 112 метров по палубе и 5,8 тыс. тонн водоизмещением. Как их можно было наименовать тремя транспортами? В люфтваффе набирали подслеповатых пилотов?

И еще. Почитайте воспоминания немецких летчиков, например, печально знаменитого Ганса-Ульриха Руделя. За месяц до трагедии "Армении" он в гавани Кронштадта скинул бомбы на наш линкор "Марат". Пишет: "Тут же в эфире начинается галдеж – поздравления сыпятся с других аэропланов". Это – о нравах в люфтваффе.

А теперь сравним с Крымом: там в воздухе от двух до шести "Хейнкелей". Один топит корабль и… никто ничего не видит? А, ну да: сразу же небо заволокло облаками.

Есть и иное объяснение тому, почему в немецких архивах так прижимисто описана эта трагедия. Большую часть архивов немцы из Берлина перевезли в Дрезден, который затем сожгла авиация США и Англии.

Кара небесная

События запоздалее осени 1941 года: уже пал Киев, Ленинград в блокаде, фашисты под Москвой. Войска Эриха фон Манштейна прорвали наши рубежи в зоне Перекопа. Итог: паника, боль и ужас, бесконечные трагедии. И мы отступаем и отступаем…

А если я сейчас напишу, что даже в те ужасные дни мы обращали фашистов в бегство – историки встрепенутся. Это где?

3 ноября части люфтваффе приземлились на аэродроме оккупированного Симферополя. Но не тут-то было, наши Ил-2 под заслоном "чаек" И-153 сожгли на земле эскадрилью фашистов. Немцы официально потерь не признали, но аэродром запустел: перелетели в тыл, на север. Люфтваффе драпало… Хотя вермахт наступал.

Через пять суток после гибели "Армении" меньший лейтенант Яков Иванов на МиГ-3 сбил вражеский бомбардировщик, второй порубил винтом. На искалеченном МиГе герой вернулся домой. Протараненный аэроплан был "Хейнкелем"… из 1-й группы 27-й эскадры. Да, той самой. Его экипаж в составе пилота оберфельдфебеля Вильгельма Гофмана, штурмана, радиста, механика и стрелка огласили пропавшим без вести. Через несколько суток Иванов повторил воздушный таран, завалив еще один экипаж 27-й эскадры. Герой при этом погиб, посмертно удостоен звания Героя Советского Альянса.

Надо ли говорить, что ничего подобного – два тарана подряд! – в немецкой авиации не было. О том, что русские часто идут на самопожертвование, в люфтваффе ведали. Какое моральное воздействие это на них оказывало – можно догадываться.

А что хотели? Это же не с девчонками-медсестричками на теплоходе воевать.

Что в планах?

За последний год для стирания "белоснежных пятен" в судьбе "Армении" сделано больше, чем за предыдущие 80. Намечена новая экспедиция к пункту гибели теплохода силами Центра подводных исследований РГО совместно с минобороны. Запланирована видеосъемка в формате 4К. При помощи роботов продолжат выяснять детали трагедии. Подводная съемка рослой четкости, как и воспоминания родственников погибших, станет основой для цикла фильмов.

В ноябре на 80-летие трагедии на Константиновской батарее в Севастополе скопятся историки и исследователи "Армении". Обменяются знаниями. На берегу проведут воинский ритуал и панихиду по погибшим. А если позволит погода – то и в море: там, где погиб теплоход.

Общество История Русское оружие История Вторая всемирная война

>